Ямал с новыми воротами

«Начинайте отгрузку», — скомандовал с экрана президент. «Первая отгрузка нефти через терминал “Ворота Арктики” началась», — отрапортовал председатель правления Газпрома Алексей Миллер (справа). Он и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков в день пуска объекта — на месте событий

Владимир Путин в режиме телемоста дал старт отгрузки первого танкера через терминал «Ворота Арктики». Терминал запущен в рамках проекта «Новый порт», реализуемого компанией «Газпром нефть» (предполагает освоение Новопортовского месторождения, общий объем инвестиций оценивается в 458 млрд рублей).

«Ворота Арктики» возведены на мысе Каменном в устье Обской губы. Объект — один из ключевых в цепочке поставки нефти в Европу по Северному морскому пути. Терминал находится в пресных водах, толщина льда вокруг него зимой может превышать два метра, но нефть из северных скважин предполагается транспортировать в круглогодичном режиме. Общая высота арктического терминала — более 80 метров, максимальная мощность перевалки сырья — более 8,5 млн тонн нефти в год. Технологическая схема объекта обеспечит «нулевой сброс» загрязняющих веществ в акваторию Обской губы.

Новопортовское — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений ЯНАО. Его извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Участок недр расположен за Полярным кругом, вдалеке от трубопроводной инфраструктуры (в 250 км к северу от Надыма и в 30 км от побережья Обской губы). «Газпром нефть» получила лицензию на его разработку до 2150 года. Здесь добывается новый сорт нефти — Novy Port (категория средней плотности, содержит меньше серы, чем смесь Urals). В этом году поставки Novy Port на рынок планируется довести до 2 млн тонн, к 2017-му — до 4 млн тонн.

Для морской транспортировки нефти в мае на воду спущены два танкера — «Штурман Альбанов»  и «Штурман Малыгин» (произведены в Южной Корее). Суда спроектированы с учетом малых глубин в Обской губе (их осадка составляет всего 9,5 метра). Они будут проходить по водному каналу, предварительно расчищенному атомным ледоколом. Всего для круглогодичного вывоза нефти через «Ворота Арктики» будут использовать шесть танкеров. 

— Уже несколько лет мы работаем над созданием на севере ЯНАО нового добывающего кластера, — констатирует председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. — В него входят сложные капиталоемкие проекты, которые в ближайшем будущем станут точкой роста для нашей компании и позволят увеличить добычу до 100 млн тонн нефтяного эквивалента в год.

Всего в Арктике готовится к реализации 145 инвестпроектов (в сумме на них планируется потратить более 5 трлн рублей, в том числе 3,7 — частных средств). Но высокие шансы на воплощение в жизнь есть только у 17, отмечают в Минэкономразвития. Их стоимость оценивается в 2,8 трлн рублей. Финансирование должно быть предусмотрено в рамках госпрограммы по развитию Арктической зоны РФ до 2020 года.