Земснаряд пробойной силы

Таис Конева
12 сентября 2016, 00:00
  Урал

Как малое машиностроительное предприятие пытается найти нишу и завоевать рынок, в том числе мировой

Дмитрий Молчанов: «Сегодня требуются экономичные и эффективные машины и новые технологии их проектирования и производства»

В Челябинской области появилось производство машин, способных и почистить озеро, и намыть на нем остров. Уральский гидромеханический завод вышел на рынок с необычным для Южного Урала продуктом — судами технического флота.

Челябинская область — регион отнюдь не судоходный. Почему принято решение выпускать здесь именно такую технику, «Э-У» рассказал генеральный директор предприятия Дмитрий Молчанов.

— Основной вид нашей продукции — землесосная техника (земснаряды). Решение о создании предприятия именно такого профиля было принято с учетом как потребностей региона в этой технике, так и наличием доступной базы основных материалов — металлопроката и комплектующих агрегатов.

Земснаряды активно производились и использовались в Советском Союзе, но в постсоветский период большинство предприятий либо оказались закрыты, либо снизили активность в связи с отсутствием заказов, либо сместились в другие сферы производства. Проекты и технологии устарели. Действующие судостроительные предприятия в основном выпускают земснаряды для крупных портовых работ, а ниша машин среднего класса оказалась относительно свободна.

От ила до алмазов

— Кто ваши потребители?

— Этот уникальный механизм, своего рода плавучий многофункциональный экскаватор, используется во многих отраслях.

В строительной — для разработки песчаных карьеров, добычи высококачественного мытого песка, используемого при строительстве дорог и производстве ЖБИ, для намыва дамб, площадок при возведении мостов и других объектов, для осушения болотистых территорий при необходимости их использования для закладки фундаментов и так далее. В экологической сфере его применяют для очистки технологических водоемов или шламоотвалов на промышленных предприятиях, чистки озер и рек, углубления их русла. Рыбоводческие хозяйства с помощью земснаряда формируют водоемы, очищают их от прибрежной растительности и водорослей, удаляют излишки ила и мусор, выполняют дноуглубление. В растениеводстве механизм нужен для мелиоративных работ. Земснаряд можно использовать даже в туристической отрасли — для благоустройства прибрежных и пляжных курортных территорий, намыва островов. То есть в условиях развития таких направлений, как строительство, сельское хозяйство, въездной туризм, экологические проекты, благоустройство региона, потенциал их использования высокий.

— Вы сказали, что земснаряд можно использовать для добычи.

— Да, и не только песка. Земснарядами добывают торф и сапропель — бесценный природный биологический активатор, используемый в качестве эффективного удобрения в сельском хозяйстве и для производства кормовых добавок в животноводстве. Сегодня такая продукция закупается фермерскими и подсобными хозяйствами за рубежом, а можно все это брать у себя дома, буквально за забором.

И это не все: из подводных залежей прибрежного шельфа с помощью драг можно добывать титановое сырье, фосфориты, железную руду, золото, платину, алмазы.

— Как вы оцениваете спрос на машины?

— На Южном Урале я вижу актуальный сформированный спрос на такую технику: Челябинск и область не только активно строятся, но и испытывают серьезные потребности в улучшении экологической ситуации на водных объектах. Это касается и реки Миасс, и ряда других рек и озер — питьевых резервуаров крупных и средних городов региона.

Все сказанное можно смело транслировать и на большинство остальных областей страны. Где-то развито судоходство, где-то сельское хозяйство, кто-то богат полезными ископаемыми, а добыча песка ведется практически в каждом регионе. Заявки уже поступают с Дальнего Востока, из Сибири, из Центральной России.

— А экспортные перспективы есть?

— Этот рынок практически не ограничен. Ничем. Ни сезонностью, ни деньгами, ни сферами применения. Земснарядами качается и намывается все: от территорий для создания огромных туристических кластеров до морских ветряных ферм, где устанавливаются ветряные электростанции.

Сегодня в поставках земснарядов особенно заинтересованы развивающиеся страны, а в условиях недавнего роста валют по отношению к рублю наши машины имеют существенное преимущество по цене относительно европейских и американских аналогов.

Драга ценность

— Каковы мощности предприятия?

— Мы построили производственную базу, представляющую собой несколько цеховых и складских помещений на территории около 2 гектаров. Пока создан небольшой станкопарк для оперативной механической обработки металла, сварочный и механосборочный участки. Эти мощности могут обеспечить выпуск до четырех машин одновременно при среднем сроке изготовления одной машины два-три месяца.

— Ваш завод относительно новый, открыт в 2014 году. Сколько вложено в оборудование?

— Общий объем инвестиций составил около 20 млн рублей. Конечно, нам сегодня остро нужны дополнительные средства в модернизацию цехов, увеличение станкопарка, формирование запасов высокосортного металла, используемого для судостроения и основных агрегатов. Это позволит не только сократить сроки производства машин, но и улучшить их качество. К сожалению, финансовые структуры пока не совсем активно знакомы с рынком земснарядов и не готовы оперативно финансировать такие проекты, да и наше молодое предприятие пока только рассматривается в качестве заемщика. 

— Какую продуктовую линейку разрабатываете?

— С учетом потребностей рынка и разных групп заказчиков планируем освоить выпуск машин различного типа: от мини-земснарядов, которыми может воспользоваться любое садовое товарищество для очистки, например, пруда, до мощных машин для добычных и дноуглубительных работ в карьерах и на открытых водоемах.

— Какова стоимость среднего агрегата?

— Стоимость даже средней машины добычного класса высока — от 8 до 20 млн рублей. Необходимо принять во внимание и сезонную ограниченность их использования на Урале. Такая машина должна быть готова уже в марте, чтобы в апреле приступить к работам. При эффективном запуске машина окупается практически за один сезон.

— Как оцениваете конкурентов и какую нишу рассчитываете занять?

— В основном российский рынок представлен крупными производителями, работающими в сфере судостроительства и строящими земснаряды очень большой мощности для портовых работ, для них мелкие и средние проекты просто не интересны. Достаточно небольших производств, специализирующихся на мини-земснарядах. Конечно, есть производители и в нашем основном сегменте — средние добычные и мелиоративные землесосы, Но на сегодня спрос на рынке объективно превышает предложение. Это также подтверждается тем, что в начало сезона присутствует активный спрос на вторичном рынке такой техники. То есть нужно всем и сразу.