Выгнать из стойла

Таис Конева
19 сентября 2016, 00:00

Очевидные составляющие формирования лидеров бизнеса национального масштаба — это личность, финансовые инструменты и консьерж-сервис национального уровня

Темпы роста зарубежных «газелей» впечатляют: так, всем уже известные Alibaba и Xiaomi регулярно появляются в новостях как пример исключительного бизнес-прорыва. Какие методы используют за рубежом для эффективного разгона национальных чемпионов? Российское бизнес-сообщество ищет за границей чудо-инструмент, способный подстегнуть отечественных «газелей».

Кто они и что им надо

— Четыре года назад мы приступили к выбору компаний в наш рейтинг «Тех­Успех». Условия отбора были достаточно жесткие: во-первых, он шел среди компаний среднего бизнеса, во-вторых, величина выручки должна была варьироваться от 100 до 10 млрд рублей, — рассказывает о создании отечественного рейтинга «газелей» директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников.

В процессе сбора информации стали видны закономерности: средний возраст компаний, которые входят в рейтинг «Тех­успех», — 20,5 года. «Это зрелые компании, — говорит эксперт. — Программы, которые проводят наши коллеги на востоке и западе, также демонстрируют работу с компаниями, которые успели вырасти и которые хотят быстро расти дальше».

В рамках исследования прошлого года был задан вопрос, с чем компания связывает рост. В основном успех обеспечивал вывод на рынок инновационных продуктов, заключение удачных контрактов, увеличение производственных мощностей. Опрос показал: уверенность в возможном выходе на качественно новый уровень, причем в ближайшие пять лет, присутствует.

Дан Медовников называет три барьера, которые «газели» должны взять, чтобы осуществить свою пятилетку. Первый — финансовый: бизнес нуждается в дешевых деньгах. Второй — экспортный: необходима помощь в продвижении продукции за рубеж. Третий — создание бизнес-атмосферы: государство должно увидеть своих потенциальных чемпионов и перейти в индивидуальный режим работы с ними.

Стратегия выращивания чемпионов в азиатских странах опирается, по сути, на три аналогичных постулата. Так, генеральный секретарь Союза стратегического сотрудничества по развитию Евразийского рынка в сфере высокотехнологичной и инновационной индустрии Гуань Шаонань уверен, что успех в бизнесе приходит к тем игрокам, которые сами не стремятся засиживаться в зоне комфорта: «Необходимы лидирующие команды. Компании хотят взаимодействовать с теми, кто уже работает. И вместе завоевывать рынок». А вот второй и третий моменты — это как раз рынок и среда:

— Быстрорастущие компании должны осознать, где их рынок. Тогда придут ожидаемые капиталы. Без серьезной мотивации это невозможно. Последняя составляющая — атмосфера. Кто должен помочь? Правительство. В Китае создан сервисный центр для помощи предпринимателям, который работает уже 30 лет.

Что делается

— Министерство экономики РФ инициирует программу, которая будет способствовать созданию крупных по мировым меркам российских частных высокотехнологичных компаний. Основная задача на сегодняшний день — сформировать национальные компании с оборотом более 10 млрд долларов. Полагаем, что это как раз участники «ТехУспеха». В этом году отберем 30 компаний, — рассказывает директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем Шадрин.

В рамках программы предполагается реализация трех направлений, призванных помочь будущим лидерам. Первое — создание доступа к уже имеющимся инструментам государственной поддержки: субсидирование процентных ставок, помощь в экспортном финансировании. Второе — организация консьерж-сервиса: дополнительной консультационной поддержки.

— Мы заинтересованы в том, чтобы из всей массы российских компаний доступ к нашим инструментам получили именно имеющие высокие темпы роста. Будет обсуждаться оптимальная комбинация — использование уже существующих мер финансовой поддержки с привлечением средств частных банков, частных финансовых институтов, чтобы максимально использовать плечо господдержки для решения частного финансирования. Банки должны видеть в лице победителей «ТехУспеха» перспективных клиентов, тех, в которые можно инвестировать средства, — поясняет Артем Шадрин.

Нефинансовый блок поддержки подра­зумевает помощь с выходом на экспортные рынки, на линии по организации бизнес-миссий, которые организуют российские экспортные центры, помощь в участии в международных советах, снижение административных барьеров.

Третье направление работы, самое, пожалуй, глобальное и философское, — это проблемы, связанные с масштабированием развития бизнеса с точки зрения корпоративного управления и управленческих задач. То есть человеческий фактор. То, что не дает, к примеру, азиатским «газелям» спать в стойле.

— Масштабирование бизнеса и реализация экспансии на внешние рынки — это решение, сопряженное с рисками, и не только финансовыми, но и управленческими, — отмечает Шадрин. — Мы планируем привлекать опытных консультантов, брать зарубежные и российские примеры компаний, которые преодолели планку. Эту задачу мы намерены реализовать в рамках нашей программы уже в течение ближайшего года.

Чего хотят «газели»

Геннадий Викулов, руководитель управления регионального развития «СКБ Контур» (Екатеринбург):

— В первую очередь нам нужна от государства стабильность налогового законодательства.

ИТ-отрасль в благоприятном налоговом режиме, мы получаем льготу по НДС. Но государство постоянно заставляет нервничать по этому вопросу. К примеру, в первой версии так называемого закона о налоге на Google, этой льготы российские компании предлагали лишить. Благодаря активной поддержке Минкомсвязи и экспертного сообщества нам удалось этого избежать. Сейчас есть риск, что с 2017 года нам отменят льготы по страховым взносам. Между тем мы вкладываем эти деньги в новые разработки, а не относим на прибыль.

Далее — кадры. Мы — компания разработчиков. У нас большая проблема с персоналом. Мы выходим из положения — активно участвуем и работаем с нашими вузами. Хочется, чтобы мы могли затраты на дообучение студентов вузов и сотрудников относить на себестоимость продукции, а не на прибыль. Желательно, чтобы государство оказало какое-то софинансирование, к примеру, за счет выделения грантов по затратам на дообучение сотрудников или на проведение олимпиад.

Третье — нам нужна помощь в поиске партнеров за рубежом. Достаточно будет просто рекомендации, тогда нам будет гораздо проще.

Виктор Авдеев, председатель совета директоров «УНИХИМТЕК» (Москва):

— Таможенные барьеры затрудняют экспорт небольших партий продукции. Часто для выхода на зарубежные рынки, особенно на начальном этапе, требуется поставлять небольшие партии продукции, стоимостью от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. А стоимость оформления документов — 1500 евро на каждую партию.

Кроме того, высока стоимость услуг зарубежных сертификационных центров: так, сертификация одного продукта в области огнезащиты в сертификационном центре UL обходится в 150 — 200 тыс. долларов.

Олег Кривоносов, главный инженер ООО «Синергия-Лидер» (Пермь):

— У нас проблемы с привлечением кредитных средств: мы развиваем новую производственную площадку и уже год боремся за дешевые кредиты. Пока ничего не получается. Вторая наша проблема: тяжело патенты сохранить. Некоторые мы через суд пытались отбить, когда по ним стали строить производство другие участники рынка, выиграть их сложно. Третья проблема бизнеса — кадры: мы их воспитываем, а потом наших работников забирают предприятия-монстры.

Подготовила Таис Конева

Что предлагается

Никита Гусаков, управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу, член правления Экспортного страхового агентства России (АО «Эксар»):

— Когда в 2011 году был создан «Эксар», мы начали с финансовой поддержки экспортеров, предоставления возможности страхования рисков, кредитования на более выгодных условиях. Постепенно пришло понимание, что помимо финансовой поддержки нашим экспортерам требуется еще достаточное количество навыков, которые у них либо отсутствуют, либо недостаточно развиты. Поэтому у нас есть финансовые и нефинансовые направления.

В том числе и большой образовательный проект, который мы делаем в первую очередь для компаний малого и среднего бизнеса. В рамках образовательного проекта мы помогаем настоящим и будущим экспортерам освоить азы внешнеэкономической деятельности. Основная идея в том, что, обращаясь в Российский экспортный центр, экспортер, будь то малое, среднее или крупное предприятие, получает весь спектр поддержки, который ему нужен от государства, чтобы развивать свою деятельность.

Подготовила Таис Конева

Мировой опыт воспитания национальных чемпионов

Финляндия: программа The Growth Firm Service (2003) — активное выявление фирм и предпринимателей с высоким потенциалом роста. К каждой на долгосрочной основе предоставляется куратор-консультант.

Нидерланды: программа Growth Accelerator (2009) поддерживает ускоренный рост инновационных фирм с годовым оборотом от 2 до 20 млн евро.

Великобритания: программа Future Fifty (2013) — активное продвижение 50 наиболее быстро растущих компаний. Использование схем консьерж-менеджмента.

Южная Корея: Global Hidden Champion Promotion Programme (2010) — содействие ускоренному росту компаний, стремящихся достичь ежегодного уровня экспортных продаж продукции в 50 млн долларов и выше.

Малайзия: Mid-Tier Companies Development Programme (2014). Ежегодно отбираются 50 компаний с годовой выручкой от 12,5 до 125 млн долларов. Они получают девять месяцев обучения и поддержки в выходе на внешние рынки.

Тайвань по программе Mittelstand Award (2013) ежегодно отбирает десяток компаний, которым оказывают содействие в обучении кадров, предоставляют финансовую помощь, помощь в получении патентов, а также маркетинговую и консультационную поддержку в продвижении на мировой рынок.

Казахстан: программа «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы» (2015). Участвуют компании (сейчас их 28) с годовой выручкой от 15 до 200 млн долларов.

Подготовила Таис Конева