Выгнать из стойла

Таис Конева
19 сентября 2016, 00:00
  Урал

Очевидные составляющие формирования лидеров бизнеса национального масштаба — это личность, финансовые инструменты и консьерж-сервис национального уровня

Темпы роста зарубежных «газелей» впечатляют: так, всем уже известные Alibaba и Xiaomi регулярно появляются в новостях как пример исключительного бизнес-прорыва. Какие методы используют за рубежом для эффективного разгона национальных чемпионов? Российское бизнес-сообщество ищет за границей чудо-инструмент, способный подстегнуть отечественных «газелей».

Кто они и что им надо

— Четыре года назад мы приступили к выбору компаний в наш рейтинг «Тех­Успех». Условия отбора были достаточно жесткие: во-первых, он шел среди компаний среднего бизнеса, во-вторых, величина выручки должна была варьироваться от 100 до 10 млрд рублей, — рассказывает о создании отечественного рейтинга «газелей» директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников.

В процессе сбора информации стали видны закономерности: средний возраст компаний, которые входят в рейтинг «Тех­успех», — 20,5 года. «Это зрелые компании, — говорит эксперт. — Программы, которые проводят наши коллеги на востоке и западе, также демонстрируют работу с компаниями, которые успели вырасти и которые хотят быстро расти дальше».

В рамках исследования прошлого года был задан вопрос, с чем компания связывает рост. В основном успех обеспечивал вывод на рынок инновационных продуктов, заключение удачных контрактов, увеличение производственных мощностей. Опрос показал: уверенность в возможном выходе на качественно новый уровень, причем в ближайшие пять лет, присутствует.

Дан Медовников называет три барьера, которые «газели» должны взять, чтобы осуществить свою пятилетку. Первый — финансовый: бизнес нуждается в дешевых деньгах. Второй — экспортный: необходима помощь в продвижении продукции за рубеж. Третий — создание бизнес-атмосферы: государство должно увидеть своих потенциальных чемпионов и перейти в индивидуальный режим работы с ними.

Стратегия выращивания чемпионов в азиатских странах опирается, по сути, на три аналогичных постулата. Так, генеральный секретарь Союза стратегического сотрудничества по развитию Евразийского рынка в сфере высокотехнологичной и инновационной индустрии Гуань Шаонань уверен, что успех в бизнесе приходит к тем игрокам, которые сами не стремятся засиживаться в зоне комфорта: «Необходимы лидирующие команды. Компании хотят взаимодействовать с теми, кто уже работает. И вместе завоевывать рынок». А вот второй и третий моменты — это как раз рынок и среда:

— Быстрорастущие компании должны осознать, где их рынок. Тогда придут ожидаемые капиталы. Без серьезной мотивации это невозможно. Последняя составляющая — атмосфера. Кто должен помочь? Правительство. В Китае создан сервисный центр для помощи предпринимателям, который работает уже 30 лет.

Что делается

— Министерство экономики РФ инициирует программу, которая будет способствовать созданию крупных по мировым меркам российских частных высокотехнологичных компаний. Основная задача на сегодняшний день — сформировать национальные компании с оборотом более 10 млрд долларов. Полагаем, что это как раз участники «ТехУспеха». В этом году отберем 30 компаний, — рассказывает директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем Шадрин.

В рамках программы предполагается реализация трех направлений, призванных помочь будущим лидерам. Первое — создание доступа к уже имеющимся инструментам государственной поддержки: субсидирование процентных ставок, помощь в экспортном финансировании. Второе — организация консьерж-сервиса: дополнительной консультационной поддержки.

— Мы заинтересованы в том, чтобы из всей массы российских компаний доступ к нашим инструментам получили именно имеющие высокие темпы роста. Будет обсуждаться оптимальная комбинация — использование уже существующих мер финансовой поддержки с привлечением средств частных банков, частных финансовых институтов, чтобы максимально использовать плечо господдержки для решения частного финансирования. Банки должны видеть в лице победителей «ТехУспеха» перспективных клиентов, тех, в которые можно инвестировать средства, — поясняет Артем Шадрин.

Нефинансовый блок поддержки подра­зумевает помощь с выходом на экспортные рынки, на линии по организации бизнес-миссий, которые организуют российские экспортные центры, помощь в участии в международных советах, снижение административных барьеров.

Третье направление работы, самое, пожалуй, глобальное и философское, — это проблемы, связанные с масштабированием развития бизнеса с точки зрения корпоративного управления и управленческих задач. То есть человеческий фактор. То, что не дает, к примеру, азиатским «газелям» спать в стойле.

— Масштабирование бизнеса и реализация экспансии на внешние рынки — это решение, сопряженное с рисками, и не только финансовыми, но и управленческими, — отмечает Шадрин. — Мы планируем привлекать опытных консультантов, брать зарубежные и российские примеры компаний, которые преодолели планку. Эту задачу мы намерены реализовать в рамках нашей программы уже в течение ближайшего года.