Игры разума

Сергей Заякин
21 ноября 2016, 00:00

Карта управленческого образования Урала и Западной Сибири

Фото: Елена Елисеева

Рынок услуг бизнес-образо­вания на территории Большого Урала представлен организациями, реализующими академические программы бакалавриата и магистратуры в области менеджмента, практико-ориентированные (в том числе по международному стандарту MBA) и программы дополнительного образования, а также программы, направленные на повышение квалификации, проведение семинаров и тренингов. АЦ «Эксперт» в этом году решил отойти от привычного формата рейтинга и не сопоставляет участников рынка, а представляет структуры, реализующие образовательные программы в сфере менеджмента, и выявить тенденции развития отрасли.

Высшая лига

С 2011 года в России функционирует двухуровневая система высшего образования — бакалавриат (в среднем программы рассчитаны на четыре года) и двухгодичная магистратура. Программы могут реализовывать как государственные, так и частные учебные заведения высшего образования. Все академические программы участников исследования аккредитованы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и по их завершению студенты получают документ о высшем образовании — диплом государственного образца.

Основной спрос на образование уровня «бакалавр» формируется выпускниками школ. Экономический спад и сокращение реальных доходов граждан, в том числе и родителей вчерашних школьников, вылился в падение спроса на платные образовательные услуги по направлению «менеджмент» (минус 8,9% к показателю приемной кампании 2014 — 2015 учебного года). Число принятых на бюджетные места, напротив, увеличилось.

Еще одна тенденция рынка управленческого образования, по словам проректора по учебно-проектной работе «Русско-Британского института управления» Натальи Поповой, связана с профилизацией направлений подготовки: программы высшего образования, которые готовят выпускников с квалификацией «бакалавр менеджмента», приобретают четкое направление по определенной сфере деятельности (например, менеджер в гостиничном бизнесе, в индустрии красоты или в сфере образования).

Программы магистратуры предполагают более широкую базу абитуриентов: поступить в магистратуру могут как те, кто закончил бакалавриат, так и те, кто имеет за плечами определенный опыт практической деятельности. Число магистров, оплачивающих образование, по итогам приемной кампании 2015 — 2016 года увеличилось на 32,5%. Прием на бюджетные места тоже вырос, на 47,7%.

Решающую роль сыграли два фактора. Во-первых, эффект низкой базы — в предыдущие годы массового выпуска бакалавров в вузах региона не было. Во-вторых, как отмечает директор Школы бизнеса «ЛИНКама» Ольга Котельникова, «продолжает сокращаться спрос на длительные управленческие программы типа МВА и DBA. Это отчасти связано с отменой государственного регулирования рынка дополнительного профессионального образования и подкрепления результатов обучения дипломом государственного образца. Вторая тенденция является следствием первой — это частичное переключение основных потребителей услуг, молодых специалистов и управленцев, на программы магистратуры в менеджменте. Таким образом, рынок управленческого образования сместился в сторону вузов, обладающих правом выдачи государственных дипломов».

В связи с законодательными изменениями рынок послевузовского практико-ориентированного образования по международным стандартам сократился (подготовку по программам MBA ведут только два участника исследования — ВШЭМ УрФУ и Школа бизнеса «ЛИНКама»). Реализованные программы стали штучным «товаром». Против программ MBA также играют их дороговизна и продолжительность отрыва от производства, частичного или полного.

Дополнительное время

Мы отмечаем рост спроса на программы профессиональной переподготовки (продолжительностью не менее 250 часов с выдачей диплома установленного образца).

В 2015 году профессиональную подготовку на базе организаций-участников исследования прошли почти 900 человек, что на 7% больше, чем годом ранее.

В разрезе функциональных отраслей наибольшим спросом пользуются программы переподготовки по направлению «общий менеджмент» (53,3% обученных в 2015 году). Эта отрасль также является наиболее конкурентной (все участники исследования, ведущие профессиональную переподготовку, предлагают программы по этой теме).

Если говорить о специализации программ, наибольшей привлекательностью для студентов обладают менеджмент в образовании и бухгалтерский анализ и аудит.

Несмотря на позитивные показатели, участники рынка скептически смотрят на будущее сегмента: трудно конкурировать в условиях, когда со стороны потребителя главный критерий выбора — цена.

Спринт

Акцент в бизнес-образовании продолжает смещаться в сторону более коротких программ, таких как повышение квалификации, тренинги и семинары. Подобные программы позволяют быстро обновить или пополнить запас знаний, при этом стоимость обучения невысока. Все чаще краткосрочные программы проводятся в дистанционной форме, привлекая клиентов минимальной ценой.

По базе участников исследования, в 2015 году программы повышения квалификации объемом не менее 16 часов прошли 36,3 тыс. человек, что 11,7% меньше, чем годом ранее. Если исключить из расчета феноменальные показатели пермской группы компаний «Европейский» по направлению подготовки «управление предприятием» (более 27 тыс. человек), цифры будут скромней — 8,4 тыс. человек и спад почти на 40%.

«Управление предприятием» осталось наиболее востребованным направлением подготовки (37% прошедших обучение), несмотря на двукратный спад относительно 2014 года. Сильнее снизился спрос только на повышение квалификации в сфере маркетинга, реклама и PR (минус 52%) и бухучета, налогообложения и аудита (минус 70%). Снижение спроса наблюдается по всем направлениям подготовки, кроме «логистики и снабжения»: в прошлом году число обученных по данному направлению выросло на четверть, но это не помогло ему войти в число популярных направлений подготовки. Помимо «управления предприятием» в тройку лидеров входят «управление персоналом» и «программы личностного развития» (20,4% и 14,5% обученных соответственно).

Падение спроса на повышение квалификации по направлению «управление предприятием» частично компенсировалось ростом числа слушателей, прошедших семинары и тренинги (продолжительностью менее 16 часов) по данному направлению (плюс 31% к аналогичному показателю 2014 года), что позволило направлению сохранить лидерство среди тематик. В положительной зоне оказалась динамика числа посетителей семинаров и тренингов еще двух направлений — «организации продаж» (3,1%) и «программы личностного развития» (3%). Спрос на остальные тематики упал. Возможно, бизнес затаился в ожидании того, что будет с экономикой — формирует отложенный спрос.

Плей-офф

Каким видят ближайшее будущее бизнес-образования игроки регионального рынка? Во-первых, никому не будет интересен просто менеджмент, рынок труда нуждается в специалистах конкретных, а значит, выпускать нужно не менеджеров, а логистов, маркетологов, аудиторов, HR-специалистов, ИT-специалистов и так далее. Выпускники школ тоже стали избирательней при выборе будущей специальности, критерием становится большее число бюджетных мест.

Во-вторых, стагнация российской экономики и отсутствие четкого горизонта выхода из кризиса поддержит, если не усугубит, желание бизнеса экономить, в том числе и на образовании сотрудников.

В-третьих, продолжится отток слушателей с долгосрочных на краткосрочные программы — рынок, где конкурируют не только крупные игроки (государственные и частные бизнес-школы), но и масса небольших тренинговых, консалтинговых компаний, а также интернет и гаджеты. Ольга Котельникова прогнозирует, что в ближайшие год-два продолжится четкое разделение рынка управленческого образования на элитный и массовый сегменты. Элитный будет сокращаться за счет альянсов, а массовый — расти за счет новых игроков и более активного применения дистанционных технологий и смешанного обучения.

Позитивные изменения эксперты связывают с введением профессиональных стандартов, определяющих квалификационные характеристики должностей. Спросом будут пользоваться направления, отвечающие на вызовы современного бизнеса — антикризисное управление, управление изменениями, бережливое производство и инновационный менеджмент.

Что и как мы считали

Понятийный аппарат. Под управленческим образованием в данном исследовательском проекте мы понимаем получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса. Образовательные структуры, оказывающие услуги в области управленческого образования, в рамках проекта позиционируются как бизнес-школы. Мы концентрируемся на управлении в сфере бизнеса (отделяя его от государственного и муниципального управления, управления некоммерческими организациями).

Бизнес-школы. В разрезе организаций, осуществляющих реализацию менеджериальных образовательных программ, мы выделили бизнес-школы университетского типа, частные бизнес-школы, центры тренинга, коучинга, консалтинга.

Содержание программ. Ввиду того, что подход министерства образования и науки РФ подразумевает выделение укрупненной группы специальности (УГС) «Экономика и управление», что не позволяет обособить менеджмент от смежных областей знаний, в том числе от экономики, в рамках данного исследования мы придерживаемся подхода НИУ ВШЭ для определения УСГ «Менеджмент».

По программам переподготовки отсутствуют стандарты и универсальная кодификация, поэтому в анкете мы запрашивали данные об этих программах по принципу выделения основных функциональных областей менеджмента; а также по управлению в определенных отраслях (например, менеджмент в образовании). Аналогичным образом на основании анкет собиралась информация о реализации краткосрочных образовательных программ.