Займите. Очередь

Ирина Перечнева
6 ноября 2017, 00:00
  Урал

Кредитование малого бизнеса прошло критическую точку спада. Снижение стоимости ресурсов, восстановление потребительского спроса и модернизация банковских технологий создают основу для роста сегмента

Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» провели в Екатеринбурге круглый стол «Финансы для малого бизнеса». В дискуссии приняли участие представители Уральского ГУ Банка России, банковского сообщества, рынка лизинга, микрофинансовых организаций, региональных фондов поддержки предпринимательства, исполнительных органов власти.

Источник оттаивает

В периоды роста экономики кредитование малого и среднего предпринимательства (МСП), как правило, обгоняет корпоративное, в период кризисов этот сегмент сжимается первым и восстанавливается дольше других. Во время последней рецессии эта закономерность проявила себя в полной мере. Портфели малым и средним предпринимателям, в том числе индивидуальным, стабильно падали три года подряд, причем у всех групп банков.

С восстановлением экономики, начавшимся со второй половины прошлого года, банковское кредитование постепенно выходит из отрицательной зоны.

Первые признаки «разморозки» продемонстрировало потребительское кредитование: по расчетам АЦ «Эксперт», за девять месяцев текущего года прирост потребкредитов составил 9%. Затем начал оживать корпоративный портфель — за девять месяцев на 4%. Кредитный портфель индивидуальным предпринимателям увеличился всего на 1,7%. Лидирующие позиции занимает Сбербанк (+6,3%), региональные банки показывают меньшую динамику (+1,4%). Впрочем, на фоне падения кредитования ИП на 17% в 2016 году этот результат можно считать разворотом тренда.

По оценке агентства БизнесДром, в 2016 году банковское кредитование МСП сократилось на 3%. В 2017 году оно пошло в рост, однако преимущественно за счет активности Сбербанка и еще нескольких крупных банков из топ-10. Так, за первое полугодие 2017 года совокупный кредитный портфель МСП показал плюс 4%, а без учета Сбербанка — минус 2%.

Заместитель начальника Уральского главного управления Центрального банка РФ Елена Федина видит следующие причины более низкой по сравнению с другими сегментами кредитной активности малого и среднего бизнеса.

— Восстановление докризисного портфеля по кредитам МСП отмечено пока в двух из семи субъектов на территории, поднадзорной Уральскому главному управлению Банка России. Задолженность предприятий этого сегмента Уральского региона на 1 сентября 2017-го составила порядка 400 млрд рублей и практически не изменилась по сравнению с прошлым годом. Основная причина — сохранение высоких рисков в деятельности малого и среднего бизнеса. Средний уровень просроченной задолженности данного сегмента превышает 13% соответствующего кредитного портфеля. Для сравнения: удельный вес неплатежей крупных корпоративных заемщиков — 2,7%.

Многие аналитические группы между тем считают, что кредитование МСП прошло точку падения. В ходе дискуссии мы попытались понять, какие факторы будут способствовать росту сегмента.

Факторы и инструменты

Первый — уменьшение стоимости продуктов для малого бизнеса в связи со снижением ключевой ставки. По словам Елены Фединой, более половины кредитных организаций, расположенных на территории Уральского управления, в третьем квартале снизили ценовые параметры предлагаемых малому бизнесу кредитов (процентную ставку и размер дополнительных комиссий), в четвертом квартале процесс продолжится:

— Банк России последовательно реализует политику инфляционного таргетирования, направленную на достижение низкой и стабильной инфляции. Это создает условия для снижения инфляционных рисков, которые также закладываются в ставки по кредиту, и способствует увеличению сроков кредитования, снижению ставок и, следовательно, увеличению доступности кредитов, снижению бремени обслуживания долга.

Предпосылки для обновления продуктовых линеек находят и представители банковского сообщества.

— Вслед за снижением ключевой ставки банки пересматривают ставки по депозитам, тем самым замещают дорогие вклады физических лиц, привлеченные два года назад. Полагаю, к началу 2018 года мы увидим дальнейшее снижение внутренних трансфертных цен у банков. Естественно, это повлияет на конечную стоимость заемных средств, в том числе и для малого бизнеса, — прогнозирует директор департамента корпоративного бизнеса СКБ-банка Игорь Иванов.

Второй фактор — восстановление потребительской уверенности.

— Основу нашей клиентской базы составляют компании розничной торговли, сектора услуг, транспортные компании.

В ситуации сжатия экономики все они существенно сократили обороты, и спрос на финансовые ресурсы со стороны этой категории клиентов сильно упал. С возращением потребительской активности, которую мы наблюдаем с конца 2016-го — начала 2017 года, произошел разворот: спрос на кредитные продукты растет, — утверждает руководитель дирекции развития корпоративного бизнеса УБРиР Елена Сорвина. 

Последние макроэкономические данные позволяют надеяться, что сектора, ориентированные на конечный спрос, начнут более динамичное восстановление. По данным Росстата, оборот розничной торговли по итогам сентября вырос на 3,1% год к году.

Изменения в характере спроса со стороны МСП замечают и лизинговые компании.

— Деловая активность восстанавливается. Клиенты из группы средних компаний предъявляют спрос на лизинговое финансирование для приобретения автомобилей, строительной техники, у нас есть один крупный клиент — машиностроительный завод, который утвердил масштабные планы по перевооружению промышленного парка оборудования сроком на пять лет, — рассказывает директор по Уральскому региону АО «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин.

— Многие компании среднего бизнеса вернулись к реализации ранее отложенных планов и начали снова приобретать спецтехнику, легковой и грузовой транспорт, оборудование. Государственные программы, в частности программы фонда развития промышленности, позволяют снизить стоимость лизингового финансирования для конечного заемщика, — согласна с коллегой руководитель отдела продаж представительства Сименс Финанс Анна Позиненко. — Безусловно, мы также совершенствуем продуктовые линейки, упрощаем процесс рассмотрения заявок и оценки клиента.

Судя по выступлениям на круглом столе, банки также возвращаются к применению скоринговых моделей оценки заемщиков, способствующих быстрому рассмотрению заявок в сегменте микро- и малого бизнеса.

Помимо банков потребности малого и микробизнеса в удовлетворении финансовых ресурсов закрывают региональные институты развития — фонды и гарантийные организации.

Соблазн покуситься на ресурсы для малого бизнеса у федеральных чиновников возникает постоянно. И это как раз те деньги, которые должны идти регионам

— Один из наиболее востребованных продуктов Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства — поручительства по банковским кредитам. На сегодняшний день их выдано на 1 млрд рублей. Благодаря этому инструменту предприниматели получили кредиты на 2,5 млрд рублей, — рассказывает директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгений Копелян. — Довольно высоким спросом пользуются микрозаймы, которые могут использоваться для пополнения оборотных средств, оплаты аренды, рефинансирования кредитов, покупки оборудования, приобретения и ремонта недвижимости. Действующий портфель микрозаймов в фонде составляет 450 млн рублей, ежемесячно мы выдаем около 40 млн рублей. Кроме того, у нас есть специальный инструмент для развития — инвестиционное кредитование. В отличие от микрофинансирования, он применяется с определенными ограничениями: льготными кредитами могут воспользоваться предприниматели с территорий с высоким уровнем безработицы или компании приоритетных отраслей (таких как медицина, дошкольное образование, туризм, производство, сельское хозяйство). Полученные средства должны быть направлены исключительно на инвестиционные цели.

По словам вице-президента Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства Леонида Секерина, в его регионе наиболее популярно микрофинансирование:

— Объем фонда микрофинансирования составляет 210,7 млн рублей. Также в области создан гарантийный фонд. Поскольку у нас сельскохозяйственная область, мы, в отличие от многих субъектов федерации, не отказались от грантов по линии Минсельхоза — этот инструмент востребован производителями в АПК. В 2018 году область планирует развивать новые проекты — центры поддержки предпринимательства и содействия экспорту, которые будут оказывать консалтинговые и образовательные услуги, помощь в разработке бизнес-планов. Эти формы поддержки малому и микробизнесу очень нужны.

Своими силами

Участники нашей дискуссии видят две угрозы для развития этого формата поддержки бизнеса. Первая — регуляторная. Поскольку фонды поддержки причислены к микрофинансовым организациям, на них распространено требование о формировании резервов, что приводит к росту расходов. Леонид Секерин не видит смысла в этом законодательном ужесточении: «Мы не привлекаем средства частных вкладчиков, пассивы фондов — это средства региональных бюджетов».

Вторая угроза — сокращение финансирования. По словам и.о. министра инвестиций и развития Свердловской области Александра Породнова, на региональном уровне объем программы поддержки предпринимательства сохраняется уже несколько лет (это 300 — 400 млн рублей), а из-за сжатия федерального финансирования многие предпринимательские проекты, которые можно было бы поддержать в рамках модели софинансирования, не получают развития.

В этих условиях региональные власти вынуждены рассчитывать на свои силы. По словам Александра Породнова, правительство Свердловской области в связи с сокращением федерального финансирования давно пересмотрело инструментарий поддержки:

— Мы отказались от субсидий и грантов, оставив только возвратные формы, чтобы направлять эти средства на повышение капитализации фонда: за четыре года нам удалось увеличить капитализацию почти в три раза.

Соблазн покуситься на ресурсы для малого бизнеса у федеральных чиновников возникает постоянно. В преддверии обсуждения в Госдуме проекта федерального бюджета на 2018 год разгорелся скандал: оказалось, что бюджет программы поддержки МСП сократился по сравнению с этим годом вдвое — с 7,5 до 3,3 млрд

рублей, а по сравнению с 2012 — 2014 годами и вовсе вшестеро. И это как раз те деньги, которые должны идти регионам. «Опора России» и Минэкономики использовали традиционный ход в разрешении межведомственных споров — подписали обращение к президенту страны.