На высшем уровне

С 1 апреля оценка выходит на новый уровень. При этом недостаток аналитики — одна из главных проблем российской оценочной отрасли. Компания «Априори» определила создание собственной аналитической службы одним из приоритетных направлений развития

Директор группы компаний «Априори» Галина Алибаева

О тенденциях развития рынка оценочных услуг мы разговаривали с исполнительным директором группы компаний «Априори» Галиной Алибаевой.

— Галина Рафаиловна, какие факторы сейчас определяют конкурентоспособность российской оценочной компании?

— У каждой компании своя стратегия. Мы на своем достаточно большом и успешном опыте работы на рынке оценки пришли к выводу: один из главных элементов исполнения работы по оценке бизнеса на высшем уровне — качественная информационная база. Это большой пласт работы и годами накапливаемая информация, которая позволяет делать обоснованные выводы. У российских оценщиков в целом нет единых каналов, в российских условиях оценщикам эту информацию приходится собирать из самых разных источников, пользоваться справочниками, созданными самими оценщиками во взаимодействии друг с другом.

В процессе работы для оценки нам необходим гораздо больший пласт информации, собранной на рынке сделок. Для оценки бизнеса нужно рассмотреть не только финансовые результаты деятельности предприятия, но и понять его роль и место в экономике конкретного региона, отрасли, страны, а иногда и мира. Требуется изучить его конкурентную среду и факторы, которые влияют на ценность этого бизнеса в текущих условиях на дату оценки. Надо понять причины исторической волатильности и на этой основе вычислить перспективы и обосновать конкретную стоимость. Здесь дефицит аналитики — главная проблема российской оценочной отрасли. Поэтому мы начали своими силами развивать аналитическую службу, собирать, систематизировать и анализировать информацию. Этим у нас занимается отдел аналитики во главе с руководителем Владимиром Малковым.

— Как у вас организовано это направление?

— Мы используем базы данных наиболее надежного источника в мире — информационной корпорации Thomson Reuters. Мы являемся ее официальным партнером в Екатеринбурге с 2015 года. Эта база имеет широкий перечень обработанной публичной информации, аналитических материалов ведущих аналитических центров. Эта база данных объединена с собственными накопленными аналитическими материалами и является уникальным источником обработанных данных о состоянии различных рынков и совершенных сделок. Наши сотрудники прошли программу обучения в Академии Thomson Reuters и имеют сертификацию по ключевым продуктам этой базы данных. Thomson Reuters + собственная накопленная информация охватывает все основные рынки — рынок капитала, облигаций и деривативов, сырьевые и товарные рынки, валютные рынки, управление рисками, управление инвестициями и капиталами. Пакет получаемых нами данных включает все возможные сведения в реальном времени и архив, а также фундаментальный и визуальный анализ. Такая информация нужна для брокеров и трейдеров, оценщиков и аудиторов, маркетологов, экономистов и других специалистов и руководителей, которые принимают участие в финансовых решениях.

— 1 апреля этого года закончится срок сдачи квалификационных экзаменов оценщиков. Говорят, что процедура чрезвычайно трудная. Что даст рынку эта законодательная новация?

— Законодатель поставил цель — повысить качество оценки и квалификацию действующих оценщиков. Нам ввели отдельные квалификации — по оценке недвижимости, движимого имущества и оценке бизнеса. И с 1 апреля на рынке специалистов с полными правами независимых оценщиков останется только та часть, которая вовремя и успешно прошла аттестацию. Требование законодательства, каким бы сложным оно ни было, нужно исполнять. И мы его выполнили. Все наши сотрудники прошли аттестацию. В целом считаем, что мера правильная. В будущем, мы надеемся, что законодатель внесет необходимые поправки, и данные экзамены будут работать на профессию так же успешно, как присвоение дополнительных специальных квалификаций в других отраслях.

И я бы хотела обратить внимание на одну деталь. В ходе подготовки к экзамену оценочное сообщество получило совершенно неожиданный эффект. Подготовка к подтверждению квалификации сподвигла оценочное сообщество сплотиться и проявить элементы самоорганизации и настоящего саморегулирования. В нашей деятельности прежде всего важны логика доказательств и выбор альтернатив. У экзаменатора эта логика для экзамена тоже была выбрана своя. Именно с поиском ее мы столкнулись в процессе подготовки. Оценщики из всех регионов начали активно обмениваться информацией, обсуждать способы решения задач, создали специализированные ресурсы и собрали алгоритмы решений для целей экзамена. Это все нас очень сильно объединило.

По сути дела, институт саморегулирования в оценке совершенно стихийно вышел на новую функцию. Появилось новое поле для сотрудничества, появились новые способы выработки коллективных решений.

— Введение квалификационных экзаменов — один из элементов государственной политики по выдавливанию с рынка неграмотных и откровенно недобросовестных оценщиков. Как вы думаете, мера сработает?

— Думаю, что на данном этапе сработает.

С 1 апреля оценщиков станет меньше, останутся те, кто стремился сдать и кто смог, то есть сильнейшие. Все специалисты, которые хотят остаться в профессии, экзамен, каким бы он сложным ни был, в конечном итоге могут сдать. Возможно, определенную категорию оценщиков сдача квалификационных экзаменов позволит отсечь. Процедура затратная и по времени, и по финансам. Поэтому потеря этого статуса будет очень чувствительной. Чтобы получить статус члена СРО с 1 апреля и соответственно допуск к профессии (иметь право подписать отчет об оценке), кроме сданного экзамена для квалификационного аттестата нужно иметь высшее образование, специальную переподготовку по оценке и стаж работы в области оценки как минимум три года. В долгосрочной перспективе вполне вероятно, что отрасль столкнется с дефицитом кадров. Надеемся, что в будещем у сообщества оценщиков усилится ответственное отношение к своей работе, в том числе за счет обновления знаний, возрастет общий уровень добросовестности. Поднимется ли стоимость услуг, которая стоит уже несколько лет на одном уровне, пока прогнозировать сложно. В любом случае в нашей компании для постоянных клиентов действует гибкая система скидок.

— Как вы оцениваете перспективы этого года с точки зрения спроса на услуги?

— В первую очередь активность проявляют банки, готовые разместить выгодно свои средства под залог ликвидных активов. Усилилось внимание к превентивной проверке цен контрактов. Это нужно для исключения дальнейших споров с акционерами или контролирующими органами о добросовестности. Продолжают быть актуальными оценки с имуществом у предприятий с государственным участием или у самих госорганов. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков остается востребованной услугой, но этот процесс уже по сути заканчивается. Сейчас все больше запросов возникает в связи с переходом субъектов федерации к начислению налога на имущество у юридических лиц и ИП с кадастровой стоимости. В налоги все дальше и глубже будут проникать рыночные критерии, так как это понятный, в целом справедливый и доказуемый механизм определения налогооблагаемой базы.

В целом спрос на услуги оценки зависит от состояния экономики: с усилением деловой активности появляется больше сделок слияний и поглощений, новых предпринимательских проектов, в ходе которых часто возникает потребность в оценке активов. Вообще я считаю, что в будущем знания оценщика будут все больше нужны не только для оценки конкретного объекта, но и для проведения сложных сделок, где требуется квалифицированная экспертиза.

Кроме того, многое будет зависеть от реализации реформы бухгалтерского учета, дальнейшей реализации политики транспарентной отчетности компаний с отражением в ней реальных рыночных показателей.

Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, БЦ «Антей»,

оф. 800 — 812 (пн-пт с 9:00 до 18:00)

www.aprior.biz, е-mail: ap10@aprior.biz

тел. +7 (343) 237-27-27

(звонки принимаются до 22:00, без выходных)

мобильная связь, ватсап +7 922 181 18 11

(до 22:00, без выходных)

факс + 7 (343) 378-41-70