Титан — это легко и прочно

Русский бизнес
Москва, 23.12.2019
«Эксперт Урал» №1-3 (816)
Вышедшая из инвестфазы ОЭЗ «Титановая долина» в 2019 году привлекла семь новых резидентов. Они планируют вложить в строительство более 20 млрд рублей

В середине декабря экспертный совет «Титановой долины» одобрил проекты трех новых инвесторов. Резидентами ОЭЗ стали компании «Ферростар» (железо прямого восстановления) и «ГИГ-Екатеринбург» (электрические стеклянные изоляторы), а также Уральский завод шахтного приборостроения (измерительные приборы и телеком-системы для горной промышленности). Суммарно они намерены вложить около 3,2 млрд рублей в развитие производства на индустриальных площадках «Титановой долины».

Месяцем ранее были одобрены кандидатуры еще четырех компаний, планирующих получить статус резидентов. Среди них — Верхнесалдинский металлургический завод, планирующий производить в зоне гранулированный чугун (объем инвестиций — 1,1 млрд рублей), завод конвейерного оборудования «Горняк» (230 млн рублей) и Oil Energy, выпускающая реагенты и материалы для строительства нефтяных скважин и гидроразрыва пласта (620 млн рублей).

Имя и сфера деятельности последнего и самого крупного резидента (ориентировочный объем вложений — 16 млрд рублей) станут известны после официального подписания соглашения с региональным министерством инвестиций и развития и управляющей компанией ОЭЗ.

Кто есть

«Титановая долина» создана в 2010 году, сегодня она объединяет две площадки общим размером 394 га. Первая, «Салда», расположена в Верхней Салде в 180 км от Екатеринбурга, вторая, «Уктус», — на южной окраине Екатеринбурга. 

На данный момент производство в ОЭЗ запустили четыре резидента. Крупнейшие — Ural Boeing Manufacturing (СП Boeing и «ВСМПО-Ависмы», механообработка титановых штамповок) и Уральский завод гражданской авиации (производство малых самолетов). Два предприятия поменьше — изготовители фрез «Миникат» и медицинского инструмента и имплантов «Зибус».

Еще пять заводов находятся в стадии проектирования. Весной 2020-го многие из них выйдут на стройку, в том числе финская Huhtamaki (будет выпускать биоразлагаемые упаковки для яиц), Русмед (одноразовые шприцы и иглы), Sibeco (кресла для авто-, железнодорожного и авиатранспорта) и станкостроители Unimatic.

За всю историю резиденты «Титановой долины» вложили в производство более 7,8 млрд рублей, на двух площадках зоны создано 470 рабочих мест. Выручка управляющей компании за этот период составила 2,1 млрд рублей, а объем налоговых отчислений — 257 млн рублей.

На первый взгляд, суммы невелики. Например, «Алабуга» (Татарстан) рапортует, что ее резиденты только в 2019 году вложат в производство 7 млрд рублей (а за двадцать лет функционирования свободной, а потом особой экономической зоны цифра достигнет 130 миллиардов). Компании в ОЭЗ «Тольятти» (Самарская область, создана в 2010-м) к 2019-му инвестировали почти 12 млрд рублей, а ОЭЗ «Липецк» (2005 год) — 61 млрд рублей. Однако, проводя подобные сравнения, стоит учесть как минимум один нюанс — все эти зоны получили из бюджета зримо больше, нежели «Титановая долина». Госвливания в «Алабугу» с 1998 по 2010 годы составили 15,3 млрд рублей, в «Тольятти» за все время функционирования — 7 млрд рублей, в «Липецк» — 6,7 млрд рублей.

Уральская ОЭЗ с 2011 по 2019 годы получила 4,5 млрд рублей. При этом первые ощутимые деньги пришли только в 2014-м: тогда из областного и федерального бюджетов на ее обустройство были выделены почти 1,5 млрд рублей. Вся необходимая инфраструктура была построена за три года. В итоге из инвестфазы особая зона вышла только спустя семь лет после подписания документов о ее создании.

Что будет

Сегодня ключевым инфраструктурным проектом «Титановой долины» является железная дорога, ведущая к верхнесалдинской площадке. Стоимость проекта — 1,8 млрд рублей, из них 730 миллионов пойдет на реконструкцию путей общего пользования, остальное — на ветку для нужд резидентов ОЭЗ (предполагается, что они ежегодно будут отгружать примерно 500 тыс. тонн продукции). Проект, созданный на средства ОЭЗ, уже получил положительное заключение госэкспертизы. Следующий шаг — рабочая документация. Оба документа будут безвозмездно переданы в казну Свердловской области в рамках концессионного соглашения, которое «Титановая долина», РЖД и правительство региона планируют подписать в 2020 году.

Параллельно при поддержке регионального правительства и при участии УК «Титановая долина» и «ВСМПО-Ависма» развивается город базирования уральской ОЭЗ — Верхняя Салда. Летом 2019 года утверждена программа комплексного развития. Она предусматривает строительство поликлиники, реконструкцию фильтровальной станции, замену ветхих сетей, ремонт дорог, увеличение пропускной способности железнодорожной станции Верхняя Салда, формирование современной городской среды, строительство жилья, общежитий для студентов, детского сада и физкультурно-оздоровительных комплексов. На стадии подготовки находится концессионное соглашение по модернизации фильтровальной станции, идет согласование проекта строительства поликлиники, а в следующем году начнется возведение жилого микрорайона.

В настоящее время региональное правительство, «ВСМПО-Ависма» и УК «Титановой долины» приступили к реализации продления железнодорожного сообщения «Ласточки» до Верхней Салды, ныне курсирующей между Екатеринбургом и Нижним Тагилом. С целью подтвердить расчеты по спросу на маршрут предварительно будет запущена обычная зеленая электричка.      

Основные показатели эффективности некоторых индустриальных парков и ОЭЗ (по итогам 2018 года) 028_expert_ural_01-1.jpg
Основные показатели эффективности некоторых индустриальных парков и ОЭЗ (по итогам 2018 года)
Инвестиции резидентов "Титановой долины" в 1,7 раза превысили вложения в инфраструктуру 028_expert_ural_01-2.jpg
Инвестиции резидентов "Титановой долины" в 1,7 раза превысили вложения в инфраструктуру

Основные показатели эффективности некоторых индустриальных парков и ОЭЗ (по итогам 2018 года)
Инвестиции резидентов "Титановой долины" в 1,7 раза превысили вложения в инфраструктуру

Новости партнеров

Реклама