Очиститься или умереть

Промышленная экология
Москва, 25.03.2019
«Эксперт Урал» №12-13 (792)
Для предприятий, не имеющих грамотных экологических стратегий и не предусмотревших зеленые инвестиции, наступили черные времена

АНДРЕЙ ПОРУБОВ

Стартовал полноформатный процесс обязательного перехода предприятий на новые экологические стандарты и наилучшие доступные технологии — на мартовском пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир Путин четко дал понять, что оттягивать этот процесс власти больше не намерены:

— Недопустимо бесконечно сдвигать сроки отказа от архаичных технологий, пытаться смягчить, «закруглить» тот или иной экологический законопроект, в том числе хорошо известный — о квотировании выбросов. Если мы допустим такую практику, то это будет означать, что ничего нового, по сути, вноситься не будет, мы будем топтаться на месте, отставать от других стран и по качеству жизни людей, и, кстати говоря, по эффективности экономики.

Триста лет ущерба

Наиболее ответственные из крупнейших российских промышленных предприятий и холдингов уже несколько лет готовились к ужесточению экологического законодательства. В промышленных регионах работу с бизнесом в этом направлении ведут и местные власти. И здесь интересен пример Свердловской области: ее опыт был изучен на IV Всероссийском конгрессе «Промышленная экология регионов», прошедшем в Екатеринбурге 13 и14 марта.

— Концентрация промышленного производства в нашем регионе в четыре раза превышает среднероссийский показатель, — обрисовал проблему замминистра природных ресурсов и экологии Свердловской области Вячеслав Тюменцев. — Отходы производства базовых отраслей, металлургической и горнодобывающей, превысили за предыдущие десятилетия 9 млрд тонн. Постоянный рост количества автомобильного транспорта, увеличение бытовых и промышленных отходов, нехватка полигонов для их хранения и утилизации, вредные выбросы промышленных предприятий оказывают серьезное негативное влияние на состояние атмосферного воздуха, питьевой воды и почвы. Решать эти проблемы можно только на основе комплексного подхода, объединяющего в борьбе за экологическую безопасность возможности органов власти всех уровней, потенциал крупных промышленных предприятий, разработки ученых, поддержку общественных организаций и СМИ.

Отметим, что Средний Урал стабильно делит с Челябинской областью последнее и предпоследнее места в независимом экологическом рейтинге субъектов РФ «Зеленого патруля», однако данные исследования вызывают у специалистов-экологов серьезные сомнения, поскольку не учитывают ряд существенных факторов.

Урал действительно представлен промышленными территориями с накопленным трехсотлетним экологическим ущербом и продолжает жить в условиях серьезной техногенной нагрузки на окружающую среду. Но нельзя игнорировать положительную динамику. Так, хороший эффект дает заключение соглашений о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды между правительством Свердловской области и организациями, деятельность которых наносит этой среде вред. Уже заключено 27 таких соглашений. Учитывая, что некоторым пять лет и более, в этом году они актуализируются. В рамках выполнения таких соглашений предприятия региона в течение пяти лет инвестировали в природоохранную деятельность более 39 млрд рублей. Это самый крупный в регионе бизнес: Рефтинская ГРЭС (филиал «Энел Россия»), комбинат «Ураласбест», Высокогорский ГОК (входит в НПРО «Урал»), компания «Золото Северного Урала» (входит в «Полиметалл»), Первоуральский новотрубный завод (Группа ЧТПЗ), крупнейшие водоканалы. На многих электростанциях области введены в эксплуатацию современные парогазовые блоки, отличающиеся высокими экономическими и экологическими характеристиками. А Среднеуральский медеплавильный завод (СУМЗ, входит в УГМК), например, в результате реконструкции химико-металлургического комплекса снизил выбросы загрязняющих веществ на 15 тыс. тонн в год. Сумма инвестиций — около 6 млрд рублей.

Правительство Свердловской области со своей стороны пытается стимулировать природоохранную деятельность предприятий, предоставляя наиболее масштабным проектам модернизации статус приоритетных инвестпроектов и определенные налоговые льготы.

В целом на территории региона за последние пять лет выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников сокращены более чем на 15%, объемы использования природных вод — на 20% и более, сброс загрязненных сточных вод — почти на 15%. Из проведенных более 1,2 млн замеров качества атмосферного воздуха экстремально высокие показатели загрязнения не зафиксированы ни разу.

Экобалансировка

Улучшение экологической ситуации в Свердловской области связывают с диверсификацией региональной экономики, глубокой модернизацией промышленного комплекса, использованием ресурсосберегающих технологий, внедрением современных управленческих практик, методов государственно-частного партнерства. Здесь рассчитывают и на получение федерального финансирования в рамках реализации нацпроекта по экологии, участвуя в подпроектах «Чистый регион», «Чистый воздух», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение лесов». Центр обязался помочь региону ликвидировать ряд несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Также планируется провести экологическую реабилитацию семи водохранилищ (Черноисточинского, Волчихинского, Северского, Верхнесысертского, Верхнемакаровского, Верхисетского, а также озера Шарташ в Екатеринбурге) и пяти участков русел рек (Нейва, Сарабайка, Камышловка, Тагил и Баранча), на 18,5% снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в Нижнем Тагиле. До 2024 года общий объем ожидаемого финансирования составит 3,856 млрд рублей, из них 2,112 миллиарда — федеральные средства, оставшаяся сумма поступит из областного бюджета.

Но есть в Уральском регионе экологические риски, не связанные с деятельностью промпредприятий. Это незаконные рубки леса и лесные пожары. И дело не только в уничтожении ценной древесины.

Бюджетные экологические инвестиции должны превысить 3,8 млрд рублей 038_expert_ural_12.jpg
Бюджетные экологические инвестиции должны превысить 3,8 млрд рублей

Законодатель увеличивает ответственность природопользователей, что толкает их на путь сохранения финансовой устойчивости и создания механизмов покрытия экологических рисков 

— В среднем один гектар леса выделяет за год около трех тонн кислорода и поглощает при этом углекислого газа в объеме 3,6 тонны, — привел расчеты и.о. начальника департамента лесного хозяйства по УрФО Сергей Куплевацкий. — За 2018 год в Уральском федеральном округе были незаконно вырублены 81 тыс. кубометров древесины. Таким образом потери кислорода от незаконных рубок составили до полутора миллиона тонн, а потери возможности леса к депонированию углекислого газа — до 1,6 млн тонн в год. Это сопоставимо с выбросами таких крупных промышленных предприятий Урала, как ММК, СУМЗ и Рефтинская ГРЭС.

За прошлый год в УрФО огонь прошел примерно по 300 тыс. гектаров. Выбросы углекислого газа в атмосферу от сгорания одного гектара леса составляют до 27 тонн. То есть выбросы только двуокиси углерода от лесных пожаров, не считая других вредных веществ, превысили 8 млн тонн.

Сегодня перед работниками лесного комплекса поставлена задача создать баланс: площадь восстановления лесов должна быть не меньше, чем площади лесных пожаров и незаконных рубок.

Федеральный закон об охране окружающей среды и наработанная природоохранная практика предусматривают и экономические механизмы гарантированного возмещения вреда окружающей среде, главный среди них — экологическое страхование.

В настоящий момент в странах СНГ, включая Российскую Федерацию, действует модельный закон об экологическом страховании, принятый Межпарламентской ассамблеей стран СНГ в 2014 году.

— Сегодня есть четыре вида страхования, которые актуальны в субъектах РФ при ведении природопользования. Под страховое покрытие будут подпадать риски ответственности за причинение вреда окружающей среде, риски причинения вреда природным ресурсам, на которые имеется право собственности, финансовые риски хозяйствующих субъектов и риски ответственности за исполнение обязательств природопользователей по договорам природопользования. То есть мы видим, что перспективы у этого направления есть, это довольно эффективный механизм, — сообщил исполнительный директор Ассоциации экологического страхования Игорь Яжлев. — Развивается и правоприменительная практика. Законодатель увеличивает ответственность природопользователей, что естественным путем толкает их на путь сохранения финансовой устойчивости и создания механизмов покрытия своих финансовых и экологических рисков.

Но при этом важно найти приемлемый баланс интересов государства, общества и бизнеса. Понятно, что с позиций непримиримых борцов за чистоту природы абсолютное большинство промышленных производств следовало бы давно закрыть. Однако грамотная и взвешенная политика в экологической сфере должна быть направлена на достижение конкретных результатов, связанных с концепцией устойчивого развития. И здесь следует признать, что государство во взаимодействии с бизнесом пока больше стимулирует его, нежели понуждает к экологической модернизации. Многие участники прошедшего в Екатеринбурге экологического конгресса подчеркивали, что любую тему, в том числе экологическую, можно довести до абсурда, утверждая, что негативным фактором влияния на окружающую среду является сам человек. Экология — это все-таки наука, которая оправдывает наше качество жизни, гарантирует нам условия, при которых мы как биологический вид сможем выживать в окружающей среде. 

Бюджетные экологические инвестиции должны превысить 3,8 млрд рублей

У партнеров

    Реклама