Преференции для Арктики

Повестка дня
Москва, 22.04.2019
«Эксперт Урал» №16 (794)

В Арктике будут внедрены инструменты поддержки инвестиций, апробированные в дальневосточных регионах, заявила на выездном совещании в Сабетте Ямало-Ненецкого автономного округа глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Члены СФ обсудили законодательные инициативы, которые должны способствовать реализации масштабных проектов освоения Арктической зоны. В Арктике сосредоточены значительные извлекаемые запасы углеводородного сырья: по нефти и газовому конденсату — почти 25% общероссийских запасов, по газу — более 70%. Однако, например, доля России на мировом рынке СПГ составляет всего около 5%. 

Как отметила руководитель верхней палаты российского парламента, Арктика должна стать территорией, куда выгодно инвестировать: «Пора переходить к полноценной системе преференций для всех, кто готов здесь работать». По ее словам, необходимо принять базовый закон о развитии Арктической зоны (до 1 июля должен быть внесен в Госдуму): «Его судьба складывается непросто, но я уверена, что теперь, когда в правительстве появилось конкретное ведомство, ответственное за реализацию госполитики в Арктике, вопрос, наконец, будет решен». Напомним, до конца года должен быть представлен проект Стратегии развития Арктики до 2035 года. 

Председатель Комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев также считает ключевой задачей стимулирование инвестиционной активности в Арктике. «Бизнес должен чувствовать себя уверенно при работе в этом регионе». «У Арктики есть своя специфика — это длительность реализации проектов, бизнесу нужны долгосрочные устойчивые правила работы, — уверен руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко. — Преференции могут быть разными — налоговыми, например».

Леонид Михельсон, глава одного из крупнейших независимых производителей природного газа в России компании «Новатэк» (владеет 50,1% «Ямал СПГ»), указал, что значительную часть расходов в структуре себестоимости российского СПГ на конечных рынках составляет стоимость транспортировки и предложил сенаторам установить нулевую ставку НДС для ледокольной проводки СПГ-танкеров по Северному морскому пути (СМП). Ранее он заявлял, что к 2035 году Россия может производить до 140 млн тонн СПГ и обеспечить долю на мировом рынке в 20%. Для этого необходимо создать крупномасштабный кластер СПГ на базе традиционных ресурсов природного газа полуостровов Ямал и Гыдан. В прошлом году экспорт российского СПГ достиг 18,4 млн тонн. Для сравнения, США за тот же период поставили на мировой рынок 20,7 млн тонн СПГ.

Глава «Новатэка» также выразил надежду, что вырастет уровень локализации производства оборудования и комплектующих: «Локализация “Ямал СПГ” составила около 30%. Будущие проекты (реализуется “Арктик СПГ”, планируется «Арктик СПГ-2» на базе Утреннего месторождения в ЯНАО) намерены локализовывать на уровне 80 — 85%». По его мнению, для развития производства СПГ-оборудования в России потребуются преференции со стороны государства в объеме 25 млрд рублей. 

Еще одна задача — развитие транспортной инфраструктуры. «Нужно увеличить грузопоток по СМП до 80 млн тонн», — подчеркнула Валентина Матвиенко. По словам губернатора Ямала Дмитрия Артюхова, существенная часть грузопотока по СМП, около 70%, будет формироваться в Обской губе: «Строительство Северного широтного хода и Северного широтного хода-2 сделает Сабетту самым восточным портом СМП». Вопросы развития портовой инфраструктуры, технического и ледокольного флота, логистических проектов, грузовой базы, связанности территорий включены в комплексный план развития СМП и прибрежных территорий, правительство должно рассмотреть его летом текущего года. «Необходимо обеспечить не только собственно морской транспортный коридор, но и связать его с транспортными артериями страны, что позволит добиться большей гибкости, создаст дополнительную грузовую базу, а также поможет реализовать вариант круглогодичного снабжения и регулярного функционирования СМП», — напомнил Владислав Онищенко. 

Новости партнеров

Реклама