Как возглавить инвестиционный рейтинг регионов

Тема недели
Москва, 03.06.2019
«Эксперт Урал» №23 (799)
Крупные производственные проекты в субъектах РФ сегодня реализуются исключительно в условиях господдержки. Но государство иногда ошибается

Сложилась новая российская традиция — ежегодно заявлять инвестиционные проекты к двум важнейшим конгрессным мероприятиям: Петербургскому международному экономическому форуму и Российскому инвестиционному форуму в Сочи. Локальные информповоды дает проведение крупных деловых слетов в российских регионах. Для Урала это, например, международная промышленная выставка Иннопром. Однако от заявлений и подписания соглашений о намерениях до реализации инвестпроектов путь неблизкий. До конечной стадии доходят немногие инвесторы.

 

За четыре года суммарный показатель вырос на 23% 010_expert_ural_23.jpg
За четыре года суммарный показатель вырос на 23%

Оформляйте заявки

В Урало-Западносибирском макрорегионе движущей силой развития экономики по-прежнему выступают уже работающие здесь предприятия. По данным Росстата, суммарный объем инвестиций в их основной капитал в 2018 году достиг 3,738 трлн рублей, что выше показателя предыдущего года на 2,5%. А с 2014 года инвестиции в основной капитал выросли на 23%. Динамика слабенькая, если учесть, что абсолютные значения выражены в рублях: весь рост съедает инфляция, а промышленное оборудование многих видов предприятиями закупается за границей на доллары и евро.

В современных российских условиях промышленники не в состоянии реализовать ни один мало-мальски значимый проект без государственной поддержки. Она, как правило, выражается в предоставлении налоговых льгот и супердешевой или бесплатной промышленной площадки, компенсации процентной ставки по кредиту, возмещении затрат на лизинг машин и оборудования.

Для получения дешевых кредитов предприятия, планирующие выпускать импортозамещающую продукцию, обращаются в федеральный и региональные фонды поддержки промышленности. Оформление заявки — дело очень хлопотное, тратить на это время и ресурсы решается не каждый. Результат — небольшое количество одобренных заявок. Так, в десяти субъектах РФ Урала и Западной Сибири в настоящее время реализуется всего 28 проектов, финансируемых с участием федерального Фонда развития промышленности, на сумму 23,578 млрд рублей, из которых 7,818 миллиарда составили займы ФРП. По пять таких проектов реализуется в Башкирии, Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях, четыре — в Удмуртии, три — в Курганской области, один — в Оренбуржье. При этом нет ни одного проекта, поддержанного ФРП, в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Учитывая процедуру принятия решений в федеральном ФРП, это свидетельство не слабых лоббистских возможностей отдельных глав субъектов федерации и не отсутствия потенциальных инвесторов. Это свидетельство проблем во взаимодействии предприятий с региональными институтами развития, призванными в числе прочего помогать компаниям в оформлении подобных заявок.

Два уральских инвестпроекта, финансируемых с участием ФРП, достаточно крупные. Первый — проект Уральского завода специального арматуростроения в Челябинске стоимостью 5,3 млрд рублей, начатый в 2016 году и направленный на организацию серийного производства шаровых кранов собственной разработки специального и стандартного назначения диаметрами 100 — 1400 мм. Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, один из современных типов запорной арматуры, широко применяющийся в различных отраслях промышленности и инфраструктуре: при транспортировке и переработке нефти и газа, в том числе сжиженного, а также в электроэнергетической отрасли (тепловые и атомные электростанции), ЖКХ, химической промышленности и других. Реализация проекта позволит заместить на рынке импортные аналоги, обладающие сопоставимыми параметрами. За счет льготного займа ФРП в размере 300 млн рублей планируется приобретение специального оборудования, необходимого для проведения опытно-конструкторских работ и отработки технологии, а также основного технологического оборудования, произведенного в РФ и за ее пределами. Предполагается создание 150 рабочих мест.

Второй проект — проводимая с 2016 года Башкирской содовой компанией модернизация колонного оборудования на действующем производстве кальцинированной соды в Стерлитамаке, при этом компания намерена сохранить существующий объем выпуска и долю на российском рынке (45%). Кальцинированная сода используется при изготовлении стекла всех видов: оптико-волоконного, автомобильного, медицинского, электровакуумного, а также хрусталя, стеклоблоков, пеностекла и керамических плиток. Стоимость проекта оценивается в 3,8 млрд рублей, из них 300 миллионов — заем ФРП. В реализации проекта, рассчитанного до 2021 года, применяются передовые технические решения, используемые в производстве кальцинированной соды как в отечественной, так и в мировой практике.

При организации производства «с нуля» инвесторы пытаются стать либо резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), индустриальных парков, особых экономических зон, либо заключить с региональной администрацией специальный инвестиционный контракт (СПИК). По последним данным Минэкономразвития России, в десяти ТОСЭР, созданных в моногородах Уральского региона, статус резидента имеют 57 компаний. Остальное — «хотелки» чиновников и бизнесменов, голословные заявления, пока не подкрепленные реальными инвестициями.

Наибольший урожай — по десять резидентов — собрали ТОСЭР в Кумертау (Башкирия) и Чусовом (Пермский край). В Сарапуле (Удмуртия) их девять. Девять было и в Краснотурьинске (Свердловская область), но с двумя компаниями соглашение расторгли, что свидетельствует о невысоком качестве отбора резидентов.

Подложили свинью

Многие инвестпроекты так и остаются на бумаге. Основные причины — плохо проработанный бизнес-план, изменение рыночной конъюнктуры, нехватка средств, неполучение льготных займов. Встречается и переманивание инвесторов в соседние регионы.

Фиаско года — банкротство одного из крупнейших предприятий Тюменской области Антипинского НПЗ. Первая технологическая очередь завода введена в эксплуатацию в 2006 году, ключевым событием прошлого года стал запуск производства автомобильного бензина стандарта евро-5, а общий объем инвестиций с момента создания предприятия составил 3 млрд долларов. Дальнейшее развитие завода предусматривало не менее масштабные инвестиции в строительство установки гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,7 млн тонн в год. Но невозможность платить по долгам и текущим кредитам привела к тому, что в мае этого года Антипинский НПЗ направил в Арбитражный суд заявление о признании себя банкротом. Предприятие перешло под контроль крупнейшего кредитора — Сбербанка. Антипинский НПЗ — сравнительно новое и современное производство высококачественного бензина с высокой, до 98%, глубиной переработки. Сбербанк может продать активы проблемного заемщика, и нет сомнения, что желающие приобрести этот лакомый кусок, даже обремененный долгами в 5 млрд долларов, найдутся (подробнее см. «Антипинский НПЗ ждет спасителя», «Э-У» № 22 от 27.05.2019). Но возобновление инвестиционных проектов на предприятии теперь следует ожидать в лучшем случае через пару лет.

Еще один провалившийся масштабный инвестпроект — строительство в Увельском районе Челябинской области транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Объем инвестиций на первом этапе оценивался в 120 млн евро. Проект впервые был представлен в июне 2012 года на саммите ШОС и получил одобрение президента РФ Владимира Путина. Комплекс является частью китайской концепции «Экономический пояс Шелкового пути» и подра­зумевает организацию транспортных коридоров между странами Азии и Европы, а также создание зоны свободной торговли. Крупнейший в стране «сухой порт» включает собственные железнодорожные пути, контейнерную площадку для обработки и хранения грузов площадью 14 га, а также склад класса А площадью 82 тыс. кв. метров. Однако у ТЛК «Южноуральский» возникли проблемы с субсидированием перевозок партнерами из КНР и формированием единых контейнерных поездов с грузами некрупных экспортеров. В результате в 2018 году транспортно-логистический комплекс сменил оператора — 100% акций компании «Лоджик Лэнд» выкупили структуры Государственной транспортной лизинговой компании, акционером которой является Минтранс России. Но четкой концепции развития ТЛК «Южноуральский» не обрел, поэтому проект обречен на провал.

— Я порасспрашивал про этот объект, до конца не понятен его текущий статус, там совсем небольшая загрузка. Такая помпа была, и на федеральном уровне информацию я про него слышал. Сейчас есть к нему большое количество вопросов, — прокомментировал ситуацию врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер. — Хотелось бы, чтобы те проекты, которые мы реализовывали, были бы, с точки зрения достижения результата на уровне первоначальной идеи. Построить объект, загрузка у которого не то ниже, не то чуть выше 20%, — непонятно… Тем более такое количество денег было привлечено!

Под большим вопросом сегодня реализация проекта вблизи Серова (Свердловская область), предусматривающего строительство Серовским заводом ферросплавов (предприятие принадлежит собственникам челябинского холдинга «Ариант») свинокомплекса на 250 тыс. голов стоимостью 12 млрд рублей с перспективой создания более 1200 рабочих мест. Проект был анонсирован в 2015 году. Областное министерство по управлению госимуществом предоставило предприятию в аренду без торгов20 земельных участков общей площадью 177 гектаров. Но вскоре инвестор столкнулся с протестами местных жителей, посчитавших объект экологически небезопасным. Прокуратура также указала на отсутствие у инвестора положительного разрешения государственной экологической экспертизы. Стройка была приостановлена. В начале этого года прошла информация о возможном возобновлении проекта, однако количество голов в будущем свинокомплексе будет сокращено в разы — до 40 тысяч.

 

Реестр резидентов ТОСЭР в уральских моногородах (по состоянию на 15 апреля 2019 г.)  012_expert_ural_23.jpg
Реестр резидентов ТОСЭР в уральских моногородах (по состоянию на 15 апреля 2019 г.)

Делай, как мы

Пользуясь близостью к субъектам принятия государственных решений, компании нефтегазового комплекса стремятся реализовывать инвестпроекты в условиях существенной господдержки. В Урало-Западносибирском регионе это относится в первую очередь к проекту Новатэка по строительству в Ямало-Ненецком автономном округе завода сжижения природного газа «Ямал СПГ» с заявленным общим объемом финансирования в 27 млрд долларов. Так, в рамках привлечения проектного финансирования «Ямал СПГ» были получены средства Фонда национального благосостояния в сумме 150 млрд рублей (возврат этих денег ожидается не ранее 2030 года). Бюджетные ассигнования идут и на морской порт Сабетта, строительство которого началось летом 2016 года. Объем инвестиций из федерального бюджета в 2012 — 2016 годах на эти цели оценивался в 47,2 млрд рублей, позже смета выросла до 69,6 миллиарда. Кроме того, согласно справке РБК, Южно-Тамбейское месторождение, служащее для «Ямал СПГ» ресурсной базой, освобождено от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ в первые 12 лет добычи при условии, что ее совокупный объем за этот период не превысит 250 млрд кубометров. На тех же условиях предоставлены освобождение от налога на имущество и льготы по налогу на прибыль (13,5% вместо 18%). До конца строительства завода акционеры освобождены от уплаты НДС при покупке оборудования, не имеющего аналогов в России, а по его окончании смогут воспользоваться нулевой пошлиной на экспорт СПГ.

В декабре прошлого года состоялся пуск третьей очереди завода «Ямал СПГ». Принято решение о строительстве дополнительной четвертой линии мощностью до 1 млн тонн СПГ в год, на которой будет использована запатентованная Новатэком технология «Арктический каскад» (предусматривает предварительное охлаждение природного газа с помощью окружающего воздуха или воды арктического бассейна). Четвертую очередь завода планируется сдать в конце 2019 года.

Кроме того, на базе Утреннего месторождения на Гыданском полуострове ЯНАО Новатэк приступил к реализации проекта по строительству еще одного завода по сжижению природного газа — «Арктик СПГ-2» стоимостью более 10 млрд долларов. Зампредседателя правления Новатэка Марк Джетвей рассказал, что структура финансирования проекта «Арктик СПГ-2» будет похожей на «Ямал СПГ». А член комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев сообщил, что правительство России в период 2019 — 2024 годов на создание инфраструктуры для проекта «Арктик СПГ-2» планирует направить из Фонда развития почти 104 млрд рублей (подробнее о государственных вливаниях в частный бизнес см. «Большая и дорогая загадка Арктики», «Э-У» № 51 от 17.12.2018).

В конце 2017 года значительные льготы получил и другой инвестор — Роснефть: был принят федеральный закон о поправках в Налоговый кодекс, одной из норм которого вводится налоговый вычет по НДПИ для Самотлорского месторождения Роснефти в ХМАО-Югре. Налоговый вычет будет применяться с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года. В течение этого периода НДПИ для Самотлорского месторождения будет снижен на 35 млрд рублей. Взамен Роснефть пообещала увеличить инвестиции в бурение, нарастить добычу и налоговые поступления в бюджет.А что делать регионам, обделенным месторождениями углеводородов? Сегодня субъекты федерации сильно ограничены в правах по предоставлению потенциальным инвесторам налоговых льгот, эта сфера зарегулирована федеральным законодательством. Инструменты поддержки на региональном уровне не радуют разнообразием: прямой доступ к губернатору (для крупных инвесторов), персональное сопровождение проектов, помощь в привлечении льготного финансирования, при взаимодействии с надзорными органами, в поиске поставщиков материалов и в организации сбыта готовой продукции. Кто наладит систему, оперируя этим нехитрым набором, тот и возглавит Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. 

Налоговые льготы себя оправдывают

На каждый рубль налоговых льгот приходится более семи рублей инвестиций, приводит статистику губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев 011_expert_ural_23-1.jpg
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

— Инвестиционная политика — ключевой механизм развития экономики региона. Поэтому мы ведем последовательную работу по привлечению дополнительных средств в Свердловскую область. Всего с 2012 по 2018 годы объем инвестиций в основной капитал региона оценивается в 2,5 трлн рублей.

Залогом успешной работы по привлечению частных средств мы считаем формирование среды, благоприятной для вложений, в том числе и посредством системной поддержки инвестиционных инициатив и проектов. Именно улучшение делового климата обозначено президентом России как одно из ключевых составляющих повышения темпов экономического роста.

В Свердловской области успешно применяются такие инструменты налогового стимулирования инвестиционной активности, как льготы по налогам на имущество и прибыль для резидентов территорий опережающего развития и особой экономической зоны, для участников специальных инвестиционных контрактов и приоритетных инвестиционных проектов. Мы посчитали эффективность налоговых льгот за 2017 — 2018 годы — это более семи рублей инвестиций на рубль налоговых льгот.

На сегодняшний день в Свердловской области развиваются три территории опережающего социально-экономического развития: Новоуральск, Краснотурьинск и Лесной. В 2018 году в индустриальном парке «Богословский» открылся первый бизнес-инкубатор. Общий объем привлеченных частных инвестиций в ТОСЭР в Краснотурьинске составил 900 млн рублей.

В плане инфраструктуры для бизнеса у нас действуют областной Фонд поддержки предпринимательства, венчурный фонд, бизнес-инкубаторы и технопарки. В 2018 году для работы с потенциальными инвесторами создано областное Агентство по привлечению инвестиций.

Благодаря этой работе Свердловская область в 2018 году улучшила свой результат на 13 пунктов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Новые механизмы для инвесторов

Созданная в стране система привлечения инвестиций работает, но федеральные механизмы поддержки инвесторов нужно укрепить практической реализацией на местах, считает глава Челябинской области Алексей Текслер

Глава Челябинской области Алексей Текслер 011_expert_ural_23-2.jpg
Глава Челябинской области Алексей Текслер

— В стране сложилась развернутая система поддержки инвесторов, оценки и сопровождения проектов, и мы активно пользуемся этими инструментами. По итогам 2018 года в Челябинскую область привлечено более 250 млрд рублей инвестиций (прирост 25,5%). В итоге регион поднялся с 25 на 18 место в РФ по объему инвестиций в основной капитал. В области действуют пять промышленных кластеров, в стадии формирования еще два, в общей сложности здесь занято более 70 предприятий. Созданы пять территорий опережающего социально-экономического развития, где зарегистрировано десять резидентов, идет работа по привлечению инвесторов. По линии сотрудничества с Фондом «Сколково» будет развиваться технологическое партнерство в инновационной сфере. Под его эгидой действуют девять инновационных компаний, еще семь проектов прошли экспертизу. Область также включилась в проект «Экспорт продукции АПК» Минсельхоза России. Рассчитываем в ближайшие пять лет подойти в этом сегменте к объемам экспорта в 300 млрд долларов.

Считаю, что работающие федеральные механизмы поддержки инвесторов нужно укрепить практической реализацией на местах. В качестве дополнительных мер и условий мы рассматриваем, во-первых, принятие регионального закона об инвестиционном налоговом вычете; во-вторых, разработку законопроекта об инвестиционном налоговом кредите, который предусматривает изменение срока уплаты налога; в-третьих, возможность внедрения новых механизмов поддержки инвесторов — аналог зарубежной практики отложенных налоговых платежей (Tax Increment Financing, TIF), которая предполагает, что расходы инвестора на инфраструктуру будут ему компенсированы за счет налогов, полученных от реализации его проекта.                       

Защитить права инвесторов

На повестке дня — формирование в стране единой правовой основы осуществления инвестиционной деятельности, убеждена губернатор Югры Наталья Комарова

Губернатор Югры Наталья Комарова 012_expert_ural_23-1.jpg
Губернатор Югры Наталья Комарова

— Правительство Российской Федерации работает над содействием развитию инвестиционной деятельности, созданием условий для открытия и ведения бизнеса, для запуска новых производств. В этой связи можно согласиться с тем, что в России созданы ключевые условия для эффективной работы с инвесторами. Теперь регионам нужно добиваться исполнения стратегических задач, поставленных президентом Российской Федерации в майских указах.

Поделюсь нашим опытом. В Югре внедрены и соблюдаются все положения Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, учтены лучшие региональные практики. Сформирована комплексная система государственной поддержки инвестиционной деятельности, налоговых преференций, сопровождения проектов, предоставления на них субсидий и земельных участков без конкурса.

Внедрение Стандарта позволило упростить административные процедуры, организовать благоприятную среду для открытия своего дела, расширения действующих производств. По итогам 2018 года в автономном округе объем инвестиций в основной капитал оценивается как рекордный — 922,1 млрд рублей. По объему инвестиций на душу населения Югра занимает третье место среди регионов России.

Текущее состояние инвестиционного рынка при всей его устойчивости не отменяет необходимости дальнейшего совершенствования механизмов, инструментов, используемых в работе с инвесторами. Актуальным вопросом для всех регионов, в том числе Югры, является обеспечение защиты прав инвесторов. Есть запрос на формирование единой правовой основы осуществления инвестиционной деятельности, закрепления ключевых параметров государственной политики в сфере защиты и по­ощрения капиталовложений. С этой целью разработан проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ». Считаю, что принятие этого решения будет логическим продолжением деятельности федеральных властей по упорядочиванию и систематизации норм об инвестиционной деятельности, касающихся ее защиты и поощрения со стороны государства.                   

Ставка на сильных и инициативных

В Зауралье разработан и стартует комплекс мер поддержки для предпринимателей, которые стремятся развивать свой бизнес и регион, рассказывает врио губернатора Курганской области Вадим Шумков

Врио губернатора Курганской области Вадим Шумков 013_expert_ural_23-1.jpg
Врио губернатора Курганской области Вадим Шумков

— Только далекие от реальности люди могут думать, что такую огромную страну, как Россия, можно развивать исключительно государственными силами и средствами. Поэтому должна быть максимальной ставка на сильных инициативных людей. В этом году в Курганской области мы запустили дополнительные финансовые инструменты поддержки предпринимателей. Это займы до 3 млн рублей под 7% годовых на реализацию проектов, связанных с капитальными инвестициями и новыми рабочими местами. Три вида грантов для предпринимателей в АПК — начинающих фермеров, стартапов, семейных ферм.

В рамках отношений с энергоснабжающими организациями мы получили тариф значительно ниже базового для новых объектов, которые строятся или подключаются сегодня в рамках инвестпроектов. Более того, поскольку Курганская область является энергопрофицитным регионом, плата за подключение в большинстве случаев либо отсутствует, либо номинальна, что дает бо?льшую экономию в сравнении с другими регионами.

С этого года мы запускаем такой инструмент поддержки, как возмещение первого взноса по лизингу оборудования в размере 30% от его стоимости. Также в этом году намерены создать два индустриальных парка. Первый — это готовая промышленная площадка в Кургане на базе Курганского завода колесных тягачей: в плане — подготовить 23 тыс. кв. метров промышленных площадей до конца текущего года и предоставить их резидентам. Второй индустриальный парк — на территории ТОСЭР Варгаши. Там на свободном земельном участке мы подведем электричество и газ. Инвесторам кроме участка с подключениями будут предоставлены налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством.

В Курганской области создано три территории опережающего развития. И сегодня в условиях, когда у регионов резко снижается возможность предоставлять налоговые льготы, статус ТОСЭР дорогого стоит. ТОСЭР также созданы в Катайске и Далматово, с индустриальными парками мы зайдем туда в 2020 — 2021 годах.                 

Всегда есть место для новых идей

При прочих равных условиях для реализации инвестпроектов в регионах ключевыми вопросами являются наличие рынков сбыта продукции, удобная логистика и неформальный подход к инвесторам, утверждает губернатор Тюменской области Александр Моор

Губернатор Тюменской области Александр Моор 013_expert_ural_23-2.jpg
Губернатор Тюменской области Александр Моор

— В 2018 году в Тюменской области зафиксирован рекордный объем инвестиций в основной капитал — 380 млрд рублей. Рост по сравнению с 2017 годом превысил 20%. В нашем регионе сформирован достаточно большой портфель реализуемых и готовых к реализации инвестиционных проектов. Вместе с тем, всегда есть место для новых идей и форм инвестиционных предложений. В этот процесс мы активно вовлекаем самих предпринимателей, проводя стратегические сессии и иные совместные мероприятия.

В настоящее время практически все регионы России предлагают равные условия для реализации инвестиционных проектов (налоговые льготы, индустриальные парки, возмещение затрат на покупку нового оборудования). Есть и ресурсная база, и земельные участки, и комплексное сопровождение, которое предлагается каждому инвестору. Очень важен неформальный подход к инвесторам, желание и готовность всех участников инвестиционного процесса (федеральные, региональные и муниципальные органы власти, ресурсоснабжающие организации) помогать в реализации проектов и взаимодействовать друг с другом.

Немаловажно и формирование мер поддержки, направленных на помощь в сбыте продукции. Сейчас ключевой вопрос для принятия решения инвестором о реализации проекта в конкретном регионе — наличие рынков сбыта продукции и удобная логистика. В качестве инструментов могут выступать финансовая поддержка, создание единой информационной платформы, учитывающей особенности экономики как региона, так и других территорий (формирование межрегиональной кооперации), а также комплекс организационных мер, стимулирующих экспорт продукции.   

За четыре года суммарный показатель вырос на 23%
Реестр резидентов ТОСЭР в уральских моногородах (по состоянию на 15 апреля 2019 г.)

У партнеров

    Реклама