Зеленая командировка

Экономика и финансы
Москва, 17.06.2019
«Эксперт Урал» №25 (800)
Новые власти Челябинской области стремятся решить накопившиеся в регионе острые экологические проблемы, используя в том числе формат конгрессных мероприятий мирового уровня

Одним из главных направлений работы главы Челябинской области Алексея Текслера на Петербургском международном экономическом форуме 6 — 8 июня стало решение вопросов, связанных с улучшением экологической ситуации на Южном Урале. Это требует слаженных действий федеральных и региональных органов власти совместно с крупнейшими промышленными предприятиями региона. На площадке ПМЭФ подписаны четырехсторонние соглашения по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Челябинска между министерством природных ресурсов и экологии РФ, Росприроднадзором, правительством Челябинской области и промпредприятиями — Челябинским трубопрокатным заводом (ЧТПЗ), заводом «Минплита», ООО «Промрекультивация».

— Наши четырехсторонние соглашения позволяют ускорить решение сложных экологических задач в Челябинской области, — подчеркнул, комментируя событие, Алексей Текслер. — В рамках майского указа президента РФ приступаем к реализации национального проекта «Экология» и комплексных планов по снижению выбросов в атмосферный воздух. Особое внимание — Челябинску и Магнитогорску. В состав комплексных планов вошли мероприятия по 17 крупным промышленным предприятиям. В том числе мероприятия по установке современного газоочистного оборудования, оснащению системами контроля, переходу на новые технологии, которые минимизируют воздействие на окружающую среду. Уверен, что наша совместная работа позволит к 2024 году снизить выбросы в атмосферу на 20% в Магнитогорске и на 38% — в Челябинске. А значит, серьезно улучшить качество жизни южноуральцев.

Минус тонны выбросов

Четырехсторонние соглашения подписаны в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Согласно документам, ЧТПЗ, завод «Минплита» и «Промрекультивация» реализуют до 2024 года разработанный ранее план мероприятий по сокращению выбросов. Так, «Минплита» на 23% снизит загрязняющие выбросы (в том числе по опасным веществам второго и третьего класса).

«Промрекультивация» была создана в 2017 году Челябинской угольной компанией и Томинским ГОКом, входящим в Группу РМК. Ее задача — ликвидация отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» с использованием закладочного материала, который будет производиться на основе хвостов обогатительной фабрики Томинского ГОКа и транспортироваться в разрез по специальным пульпопроводам. Ликвидация Коркинского угольного разреза позволит решить проблему эндогенных пожаров, наносящих существенный вред экологии Челябинской области, а также остановить оползневые процессы на бортах разреза, разрушающие жилые дома и социальные объекты в Коркинском районе. В соответствии с подписанным на ПМЭФ соглашением на охлаждение очагов зон самонагревания в отработанной выработке Коркинского разреза и строительство трубопровода для подачи закладочного материала «Промрекультивация» в этом и в следующем годах направит свыше 270 млн рублей. В результате к 2024 году количество выбросов загрязняющих веществ от эндогенных пожаров сократится на 1 тыс. тонн в год.

Одной из приоритетных задач четырехстороннего соглашения, подписанного с ЧТПЗ, станет установка и реконструкция газоочистного оборудования с применением наилучших доступных технологий по улавливанию и очистке взвешенных частиц, пыли и газовоздушных смесей. Как сообщили в пресс-службе ЧТПЗ, инвестиции Группы в данный проект до 2024 года составят более 180 млн рублей. С инициативой о его реализации ЧТПЗ выступил в декабре 2018 года в рамках утверждения комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинска на заседании проектного комитета по национальному проекту «Экология».

— Группа ЧТПЗ плодотворно взаимодействует с государством в области минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Наша компания первой в мире продемонстрировала, что металлургия может быть белой с точки зрения не только высочайшей производственной культуры на промышленных площадках, но и соответствия производства самым высоким экологическим стандартам. Уверен, что подписанное соглашение укрепляет сотрудничество сторон в сфере обеспечения экологического благополучия территорий присутствия компании, — отметил генеральный директор трубно-магистрального дивизиона Группы ЧТПЗ Борис Коваленков.

Возможность перевода угольной Челябинской ТЭЦ-2 на газ стала одной из тем, которая обсуждалась на площадке ПМЭФ во время встречи Алексея Текслера с президентом и главным исполнительным директором корпорации Fortum Пеккой Лундмарком. Компания Fortum является одним из крупных производителей тепла и электричества на Южном Урале, где расположены пять ТЭЦ компании.

Как отметил глава Челябинской области, развитие энергетики в регионе должно осуществляться с учетом современных экологических требований и обеспечивать жителям комфортные условия проживания. Для мегаполиса с непростой экологической ситуацией это значительный шаг в сторону улучшения текущего положения.

— У нас задача, поставленная президентом России, — сократить выбросы в атмосферу более чем на 20%, и мы работаем с правительством Российской Федерации на тему поддержки включения проекта перевода Челябинской ТЭЦ-2 с угля на газ в новую программу модернизации ТЭЦ, — сообщил на встрече Алексей Текслер.

— Fortum стремится сократить выбросы углекислого газа при производстве энергии, — заявил Пекка Лундмарк. — Поэтому мы приветствуем проработку решения в данном направлении, которое может позволить обеспечить устойчивое тепло- и энергоснабжение потребителей при улучшении экологических показателей.

Плюс электрификация

Экологическая обстановка в крупных городах во многом зависит от транспортных потоков с высоким объемом выбросов углекислого газа. Росту автомобилизации населения есть здоровая альтернатива — развитие современных видов общественного транспорта, быстрого, комфортного и экологичного. В рамках работы Петербургского международного экономического форума Алексей Текслер и председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов подписали соглашение о взаимодействии при реализации проектов модернизации систем городского общественного транспорта в Челябинской области. В частности, ВЭБ готов поддержать инвестиционные проекты, направленные на модернизацию трамвайных и автобусных сетей в региональной столице, а также в городах Златоуст и Магнитогорск. С помощью лизинговых механизмов ВЭБ поможет обновить парк подвижного состава, в том числе профинансировать поставки современных автобусов, работающих на сжиженном природном газе.

— Обновление транспортных систем в российских городах — важная часть повестки дня современной городской экономики. Комплексный подход к организации транспорта в агломерациях позволит повысить качество жизни людей, обеспечить транспортную связность территорий и улучшить экологическую ситуацию, — рассказал Игорь Шувалов.

— Соглашение о сотрудничестве открывает для Челябинской области новые возможности для развития городских транспортных систем, — прокомментировал Алексей Текслер. — Особенно актуально это для Челябинской агломерации, где проживает более полутора миллионов человек, и нынешнее состояние общественного транспорта не отвечает возросшим потребностям. Нам необходимы концептуальные решения, которые бы четко увязывали между собой различные виды городского транспорта. Корпорация развития «ВЭБ.РФ» имеет опыт в разработке таких систем и свой пакет предложений. Рассчитываю, что в рамках соглашения уже в ближайшее время будет активизирована системная работа по модернизации общественного транспорта в городах Челябинской области.

Челябинский эксперт по транспортной логистике Яков Гуревич считает, что для эффективного развития систем городского общественного транспорта важно разработать и принять транспортные стратегии, которые в Челябинске и Златоусте пока отсутствуют:

— Транспортный вопрос для Челябинска — один из первоочередных. Перед приобретением современных трамваев важно обновить существующую инфраструктуру, которая сильно изношена. Во-первых, она не выдержит дополнительной нагрузки. Во-вторых, разрушит новые вагоны. Также необходимо модифицировать транспортную сеть, по которой предполагается пустить новые автобусы. И маловероятно, что это должны быть закупки газового транспорта, потому что весь мир переходит на электробусы. Если говорить об экологии, то дизели евро-6, возможно, не хуже, чем газ. Златоуст — маленький город с недостаточно развитой трамвайной сетью. Там нет потоков, которые бы эффективно обслуживал трамвай. Поэтому надо анализировать, возможно ли в сегодняшних условиях эффективно использовать этот вид транспорта. В Магнитогорске ситуация получше, система городского хозяйства худо-бедно поддерживается и не было такой деградации, как в Челябинске. Поэтому там полезно заняться регулярной закупкой трамваев.

Конструктивное взаимодействие власти и крупнейших промышленных предприятий Челябинской области в части сокращения негативного воздействия на окружающую среду, модернизация систем городского общественного транспорта с акцентом на развитие электрических видов средств передвижения, безусловно, будет способствовать улучшению экологической ситуации в регионе.      

Новости партнеров

Реклама