Ржа не ест

Металлургия
Москва, 22.07.2019
«Эксперт Урал» №30-33 (804)
В России созрел запрос на мощности для производства нержавеющей стали. Такие проекты способны дать эффект импортозамещения, но реализованы могут быть при двух условиях: поддержке государства и выходе экономики на траекторию стабильного роста

Златоустовский электрометаллургический завод (ЗЭМЗ) завершает подготовку к вводу в эксплуатацию кузнечно-прессового комплекса с участком печей термического отжига, сообщил на традиционной конференции «Нержавеющая сталь и российский рынок», организованной журналом «Металлоснабжение и сбыт» в Екатеринбурге, директор по продажам завода Александр Горощак. Предприятие обеспечивает треть рынка нержавеющего сортового проката в России, в 2017 году объем выпуска составил 38,84 тыс. тонн. С запуском комплекса мощности увеличатся до 100 — 150 тыс. тонн в год.

Спрос на нержавеющую сталь стабилен: в мире около 35,5% приходится на компании химической, нефтехимической, фармацевтической, пищевой промышленности, оборонного сектора, 26,7% — на транспортное машиностроение и строительство. Российский рынок в значительной степени зависит от поставок иностранной продукции. Можно ли развернуть тренд, обсуждали участники конференции.

Ровным слоем

По данным International Stainless Steel Forum (ISSF), в 2018 году в мире выплавлено более 50,7 млн тонн нержавейки, что на 5,5% больше, чем годом ранее (сравнение везде — период к периоду, если не указано иное). Динамика потребления заметно скромнее. «Более 60% продукции из нержавеющих сталей используется в промышленности, транспортном машиностроении, строительстве. Все эти отрасли сбавили обороты из-за неблагоприятных тенденций в мировой экономике», — говорит руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский.

Традиционный лидер Китай произвел в 2018 году около 26,7 млн тонн (на 3,6% больше). Самый динамичный игрок — Индонезия: здесь в прошлом году выпуск увеличили на треть (примерно до 1,9 млн тонн), в 2019-м, по словам Виктора Тарнавского, прогнозируется рост до 3 млн тонн, а еще через год-два Индонезия может стать вторым по величине производителем нержавеющей продукции в мире.

Причина — большие запасы латеритной никелевой руды, из которой получают черновой ферроникель (никельсодержащий чугун). Этот продукт все больше вытесняет на китайском рынке рафинированный никель, и компании КНР стремятся размещать свои производства именно в Индонезии.

В частности, Tsingshan построила в Индонезии завод мощностью до 3 млн тонн нержавеющей стали в год, реализуются и планируются другие аналогичные проекты. Собственным производством нержавеющей стали могут обзавестись с китайской помощью и Филиппины, тоже имеющие огромные запасы руды, считает Виктор Тарнавский.

Появление на рынке нового крупного производителя и экспортера привело к усилению протекционизма. В Китае в марте текущего года введены антидемпинговые пошлины на нержавеющий горячекатаный прокат, которые прежде всего блокируют поставки из Индонезии. Ограничить импорт нержавеющей продукции оттуда призвала и европейская металлургическая ассоциация Eurofer.

Опережающий рост производства, умеренные цены на никель, снижение темпов роста мировой экономики — все эти факторы должны способствовать сохранению относительно невысокой стоимости нержавеющей стали на мировом рынке.

Импортный элемент

Стремление российских потребителей покупать азиатскую нержавейку выглядит в этих условиях закономерным: поставщики этих стран могут обеспечить более низкую цену. По оценке исполнительного директора компании «Континенталь» Владимира Серовикова, видимое потребление нержавеющего проката в России выросло в 2018 году на 5,8% до 499,2 тыс. тонн. Динамика упала (с 13,9%), но спрос остается на приемлемом уровне.

Российские производители выпустили в прошлом году 121 846 тонн, прибавив только 2,1%. Основной объем производства плоского проката — 56% (22 483 тонны) — дает ВМК «Красный Октябрь». Рынок сортового проката делят ЗЭМЗ (39%), «Красный Октябрь» (29%) и Ижсталь (Группа «Мечел») (20%).

Соотношение импортного проката к оте­чественному на рынке РФ составляет 77% к 23%, по итогам 2018 года российские потребители получили из-за рубежа 385,4 тыс. тонн нержавеющие стали (плюс 7,2%).

Заметим, что трейдеров, которые обеспечивают 75% внут­реннего рынка потребления, такая ситуация вполне устраивает: им выгоднее работать с импортными поставщиками. По словам генерального директора компании «Сталкер» Евгения Минькова, «в отношениях с российскими поставщиками велики факторы нестабильности в части исполнения заказов, качества продукции, периодических попыток ввести прямые поставки конечным потребителям».

Мировой выпуск нержавеющей стали p42_1_30.jpg
Мировой выпуск нержавеющей стали
Большая доля нержавеющей стали используется в производстве бытовой и кухонной техники, медицинских инструментов, потребительских товаров p42_2_30.jpg
Большая доля нержавеющей стали используется в производстве бытовой и кухонной техники, медицинских инструментов, потребительских товаров

Характер российского потребителя нержавеющей стали также неоднозначен. В теории, один из выгодных клиентов — государственный заказчик. Однако на практике работа с государственными компаниями зачастую оборачивается длительными задержками оплаты, неблагоприятными условиями договоров, делится Евгений Миньков. Серьезной проблемой, по его словам, также является «низкая платежеспособность многих конечных потребителей. Все это ведет к снижению рентабельности продаж».

Тем не менее спрос со стороны промышленной цепочки стабилен. По словам специалиста управления анализа рынка Группы ЧТПЗ Павла Фофанова, объем российского рынка нержавеющих бесшовных труб составляет 28 — 30 тыс. тонн в год, и 64% их потребления приходится на сектор машиностроения: «В основном это предприятия, выпускающие энергетическое оборудование для Росатома, химических и нефтехимических предприятий, заводов сжиженного природного газа. Еще 17% этой продукции используют химия и нефтехимия». На эти отрасли и ориентируется Группа ЧТПЗ, имеющая две площадки выпуска нержавеющей трубы мощностью 25 тыс. тонн в год. В последнее время на них освоено, например, производство труб в бунтах для витых теплообменников, а также для шлангокабелей, применяемых в подводной добыче нефти и газа.

По словам Павла Фофанова, производство нержавеющих бесшовных труб рассматривается как одно из стратегических направлений развития, предполагается расширять сортамент продукции.

Нарастить объем отгрузки нержавеющих труб намерена и ТМК. По словам заместителя директора по региональному сбыту ТМК Александра Кузнецова, этому будет способствовать ввод нового оборудования, в частности линии сварки нержавеющих труб (методом TIG и лазерной), а также ряд проектов в сегменте полированных сварных труб.

Идеальный завод

Отдельные проекты на российском рынке нержавейки позволяет частично перекрыть импорт. Так, по итогам первого квартала этого года реализация сортового проката из нержавеющей стали завода «Ижсталь» выросла на 18%. «Мы планомерно возвращаем прежние позиции в этом бизнес-сегменте, который отличается высоким уровнем маржинальности. С учетом сокращения объема стали мы сделали упор на производстве более рентабельной продукции. В частности, во втором полугодии 2018 года увеличили объемы выплавки нержавеющей стали более чем в пять раз по сравнению с первым полугодием. Мы видим широкие возможности для импортозамещения в этом сегменте и в ближайшие годы намерены продолжать восстанавливать позиции компании на рынке нержавейки», — заявил в отчетных материалах компании за первый квартал этого года генеральный директор ПАО «Мечел» Олег Коржов.

Однако кардинально изменить сложившиеся диспропорции в структуре потребления весьма проблемно. Для этого нужен «идеальный завод» — заместить импорт, увеличить потребление и часть продукции экспортировать способен актив мощностью минимум 1 млн тонн, считает Владимир Серовиков. Отдельные попытки в период моды на импортозамещение на государственном уровне предпринимались, в 2015 году Минпромторг даже выпустил приказ об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в черной металлургии, поставив задачу довести долю отечественного плоского проката на рынке нержавеющей стали до 51%. Но дальше деклараций дело не пошло.

В преддверии конференции журнал «Металлоснабжение и сбыт» провел опрос: возможно ли создание в России современного производства нержавеющего листового проката?

Больше всего голосов (27,6%) набрал ответ — возможно, но только если в стране начнется рост экономики. «Потребление нержавеющей стали в России увеличивается. Причем существует и значительный скрытый спрос, так как отечественные компании импортируют много готовой продукции, изготовляемой из нержавеющего листового проката, а ее замещение тормозится как раз недостаточными объемами его собственного производства», — такова обобщенная позиция оптимистов.

Еще четверть опрошенных считают, что такое предприятие может быть построено по прямому указанию президента: «Современное интегрированное производство нержавеющего листового проката — проект дорогостоящий, сложный и рискованный. Возможно, российские металлургические компании просто не решаются на его запуск без весомой поддержки государства». Почти 13,2% поддержали умеренно позитивный вариант: завод будет построен, но не раньше чем через десять лет, когда, вероятно, российский рынок сам постепенно подтянется к нужным объемам.

Два негативных варианта набрали вместе 34,2% голосов: более 21% респондентов уверены, что собственного производства высококачественного листового проката в России не будет, а потребности в данной продукции будут удовлетворяться за счет импорта; еще 13% полагают, что в текущих российских условиях подобный проект просто не окупится.

Участники конференции предложили свой вариант — создание в России производства холоднокатаного нержавеющего проката на импортном подкате: значительные излишки нержавеющего горячекатаного проката могут образоваться в ближайшее время в Индонезии из-за ожидаемого введения ограничений на импорт этой продукции в Китае, ЕС и Индии.

Мировой выпуск нержавеющей стали
Большая доля нержавеющей стали используется в производстве бытовой и кухонной техники, медицинских инструментов, потребительских товаров

У партнеров

    Реклама