Эксперименты под колесами

Русский бизнес
Москва, 11.11.2019
«Эксперт Урал» №46 (812)
Значительно возросшие объемы работ на федеральных и региональных трассах в Уральском регионе сопровождаются применением новых технологий и материалов

АРТЕМ ШАТУНОВ

Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал», в чьем ведении находятся участки на территории Челябинской и Курганской областей, приступило к реконструкции 44-километрового отрезка трассы М-5 «Урал» в Челябинской области. Работа разделена на три этапа. По первому, который стартует возле города Сим и предусматривает к октябрю 2022 года реконструкцию 14 километров автодороги и четырех мостов, уже заключен контракт на 3,45 млрд рублей, финансирование пойдет из федерального бюджета. Полностью 44-километровый участок планируется завершить к ноябрю 2024 года. В итоге на дороге, функционирующей сегодня в режиме перегруза, появятся четыре полосы движения с шириной проезжей части в каждом направлении 7,5 метра, участок станет безопаснее и комфорт­нее для пользователей.

В ближайших планах ФКУ Упрдор «Южный Урал» — еще один большой проект. В следующем году предполагается начать реконструкцию 15 километров трассы М5 «Урал» от границы Челябинской области с Башкирией до поворота на город Аша.

Погонные километры

Дорожные работы идут практически во всех уральских субъектах РФ, растут объемы строительства и реконструкции не только федеральных трасс, но и дорог регионального и межмуниципального значения.

— Программой на 2019 год предусмотрено отремонтировать 227,8 километра федеральных дорог, что на 37% больше показателя предыдущего года. Капитальным ремонтом в 2019 году запланировано завершить 70,5 километра, это превышает показатель предыдущего года на 5%. В целом программа работ по федеральным дорогам на текущий год оценивается почти в 10,7 млрд рублей, источник финансирования — федеральный бюджет, — рассказывает заместитель главного инженера ФКУ Упрдор «Южный Урал» Алексей Бабыкин.

На строительство, ремонт и капремонт региональных дорог в Челябинской области выделено в 2019 году чуть меньше, чем в предыдущем: 2,407 против 2,475 млрд руб­лей (финансирование ведется как из областного, так и из федерального бюджетов). Тем не менее техники на объектах работает больше. Например, на отрезке Челябинск — Харлуши — граница Аргаяшского муниципального района, относящейся к первой категории, задействовано одновременно три асфальтоукладчика, а также около десяти новых катков разной тяжести.

— В 2019 году область принимает участие в двух крупных федеральных программах: «Устойчивое развитие сельских территорий» (правда, в ее рамках проходит строительство исключительно муниципальных автодорог к важным для развития сельского хозяйства объектам) и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — объясняет и.о. министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев. — В рамках нацпроекта в этом году будет приведено в нормативное состояние 25 объектов. Самые значимые — реконструкция двух мостовых сооружений через реки Зюзелга и Сак-Елга, ремонт 7-километрового участка дороги Челябинск — Харлуши — граница Аргаяшского района, капитальный ремонт дороги Кизильское — Бреды — Мариинский — граница Казахстана и дороги от Верхнего Уфалея до границы Свердловской области.

Кроме того, на региональных дорогах региона продолжается реализация долгосрочных проектов. Это, например, ремонт дороги Аша — Кропачево — Шарлаш (в этом году будет отремонтирован участок от Аши до Миньяра) и реконструкция автодороги Аргаяш — Кулуево — Марксист — Альмеева (это уже третий этап реконструкции, первые два были проведены в 2017 и 2018 годах, впереди еще один в 2020-м).

Финансирование дорожной отрасли Башкирии в этом году заметно увеличилось: если в 2018 году из бюджетов разных уровней (федерального и регионального) было выделено чуть более 19 млрд рублей, то в текущем году на ремонт, капитальный ремонт, строительство, реконструкцию и содержание автодорог, искусственных сооружений предусмотрено около 24,5 млрд рублей. Эти суммы выделяются на дороги регионального, межмуниципального и местного значения.

Как сообщили в Управлении дорожного хозяйства Башкортостана, до конца 2019 года в республике планируется ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 24 км дорог регионального и межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием, отремонтировать 317 км дорог, построить/реконструировать восемь мостов и отремонтировать еще 14 (в том числе один капитально). «Самые крупные объекты — реконструкция дороги Бирск — Тастуба — Сатка и строительство участка в обход села Караидель с мостом через реку Уфу. Протяженность трассы вместе с мостом 71 км. Работы проводятся в несколько этапов. В октябре 2019 года введены в эксплуатацию мост через реку Уфу и 10 км дороги, — отметили в дорожном управлении. — Реализация этих проектов позволит кардинально изменить транспортное сообщение. Трасса соединит районы северо-востока с центральными районами Башкирии. Частично разгрузятся трассы М-7 и М-5. Выехать в Челябинскую и Свердловскую области из северных районов региона станет намного проще. Строительство моста большое значение имеет для местных жителей. Он обеспечит круглогодичное транспортное сообщение с районным центром. Северо-восток региона и в целом вся республика станут логистически привлекательными».

Свердловская область также может похвастать серьезным увеличением финансирования на строительство, реконструкцию, ремонт и капитальный ремонт региональных дорог. В 2019 году на эти цели предусмотрено 6 млрд 425 млн рублей, что на 29% больше объемов прошлого года. На столько же увеличились и физические объемы — с 190 до 246 км. При этом средства из федерального бюджета сократились на треть, а из областной казны выросли в полтора раза.

Среди наиболее значимых объектов, запланированных к сдаче на Среднем Урале в этом году, реконструкция дороги Карпинск — Кытлым, строительство участка вокруг Екатеринбурга с транспортной развязкой на пересечении с ул. 2-я Новосибирская, участка Бисерть — Старобухарово, моста через Уфу в Красноуфимске.

Лазером по асфальту

Стартовавший национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» диктует повышенные требования к качеству производимых работ и используемых материалов. Уральский регион поддерживает этот тренд.

На региональной сети дорог общего пользования в Свердловской области с 2019 года реализуется переход на стандарты, гармонизированные с европейскими, отметил первый замначальника Управления автомобильных дорог Свердловской области Владимир Оглоблин. Новые нормативные документы предъявляют повышенные требования к физико-механическим свойствам дорожно-строительных материалов, в частности щебня, битума, щебеночно-мастичных асфальтобетонов (ЩМА).

Так, в 2019 году на Среднем Урале при ремонте участков дороги Екатеринбург — Реж — Алапаевск и ЕКАД в верхнем слое асфальтобетонного покрытия использована ЩМА смесь на полимерно-битумном вяжущем ПБВ-60. Обещаны увеличение срока службы и устойчивость к образованию трещин и колеи. Также на участках дорог Белоярский — Асбест, Богданович — Сухой Лог, Екатеринбург — Реж — Алапаевск, Екатеринбург — Полевской, ЕКАД и на Московском тракте в Екатеринбурге на сопряжении полос укладки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия применена стыковочная битумно-полимерная лента «БРИТ». Ее задача — герметизация швов, предотвращение образования технологических трещин и выкрашивания этих зон. Другие новации: использование перегружателя асфальтобетонной смеси (позволяет избежать температурной и зерновой сегрегации и улучшить однородность покрытия) и применение 3D-системы управления строительной техникой для высокой точности фрезерования старого покрытия. В перспективе 3D-система управления строительной техникой будет использоваться для укладки асфальтобетонных смесей. Роботизированные тахеометры обеспечивают соответствие поверхности проекту. Техника сообщает, на какой высоте должна проходить асфальтовая поверхность, толщина слоя формируется автоматически. В результате можно делать асфальтобетонное покрытие любой сложности с требуемыми геометрическими параметрами и продольной ровностью без традиционной разбивки и копирной струны.

Техника сообщает, на какой высоте должна проходить асфальтовая поверхность, после чего толщина слоя формируется автоматически expert_ural_46_016-1.jpg АРТЕМ ШАТУНОВ
Техника сообщает, на какой высоте должна проходить асфальтовая поверхность, после чего толщина слоя формируется автоматически
АРТЕМ ШАТУНОВ

Свердловчане также пытаются решить проблему долговечности дорожной разметки. Суровые климатические условия на Урале в значительной мере снижают ее видимость и срок службы. Проблема различимости дорожной разметки особенно актуальна в местах концентрации ДТП, выполнения конфликтных маневров, на перекрестках, пешеходных переходах, автобусных остановках. По словам Владимира Оглоблина, свердловский Управтодор планирует применить в 2019 году инновационные технологии — сделать проекционную горизонтальную «зебру» в желто-белом исполнении на регулируемых пешеходных переходах на участках ряда региональных дорог:

— В качестве эксперимента планируется применение прибора лазерной дорожной разметки, проецирующего на покрытие автомобильной дороги рисунок определенного типа. Это могут быть дублирующие знаки, полосы разметки и так далее. Ожидаемый результат от внедрения — уменьшение количества ДТП на пешеходных переходах, связанных с наездом на пешеходов в темное время суток.

В Башкирии для повышения качества и увеличения срока службы дорожной одежды при проведении ремонтных работ со второй половины 2017 года применяется технология SuperPave. Это специальная система проектирования составов асфальтобетонных смесей для дорожных покрытий с повышенными эксплуатационными характеристиками и подбором марки битумного вяжущего по специально разработанной шкале PG Grade, что позволяет использовать материалы в более широких температурных диапазонах. «Основной объем работ с применением методологии SuperPave выполняется в рамках национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”. В 2019 году эта методология применяется при ремонте верхних слоев покрытия на 23,5 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Кроме этого, 29 км дорог ремонтируется с применением ЩМА. Отметим, что качество используемых материалов контролируется на всех этапах производства работ», — сообщили в Управлении дорожного хозяйства Башкортостана.

— В 2019 году для содержания дорог реализуется большая программа по устройству защитных слоев и слоев износа. Для этого применяются современные, но уже хорошо зарекомендовавшие себя литые эмульсионно-минеральные смеси и смеси ЩМА 16, ЩМА 8, в том числе на полимерно-битумном вяжущем, — рассказывает Алексей Бабыкин. — Выбор конкретного способа сохранения дорожного покрытия и восстановления его эксплуатационных характеристик зависит от состояния покрытия. Например, микросюрфейсинг применяется для поверхностной обработки покрытий, находящихся в более качественном состоянии. В этом году работы по устройству защитного слоя таким способом велись на участках трасс Р-254 «Иртыш» и Р-354 в Курганской области, М-5 «Урал» на подъезде к Екатеринбургу.

Проводятся испытания пропитки марки «Дорлук», снижающей водонасыщение и водопроницаемость асфальтобетона и, как результат, продлевающей срок службы дорожного покрытия. Эта пропитка нанесена на участке М-5 «Урал» на подъезде к Екатеринбургу. Покрытие здесь только начало шелушиться и выкрашиваться, а пропитка, согласно аннотации производителя, проникнет в структуру и стабилизирует ее. Может, скоро ссылка на резко континентальный климат в Уральском регионе перестанет служить оправданием быстро портящимся дорогам? 

Бизнес остается рентабельным

О результатах опроса участников рынка дорожного строительства рассказал замдиректора СРО «Уральское объединение строителей» (Екатеринбург) Денис Снетков

Замдиректора СРО «Уральское объединение строителей» (Екатеринбург) Денис Снетков expert_ural_46_015-1.jpg
Замдиректора СРО «Уральское объединение строителей» (Екатеринбург) Денис Снетков

— Опрос компаний, входящих в наше СРО, показал, что коммерческие заказы сегодня составляют примерно 60%, бюджетные — 40%. В этом году объемы бюджетных заказов выросли, но еще больше увеличилось число коммерческих контрактов.

По данным опроса выяснилось, что строителей Свердловской области очень волнует усиление конкуренции со стороны инорегиональных компаний. А что касается условий контракта — отсутствие обязательного авансирования по госконтрактам. В связи с этим мы предложили Минфину РФ предусмотреть в законодательстве обязательное авансирование.

Однако отметим, что бизнес все равно остается рентабельным. В среднем уровень рентабельности ведения бизнеса в сфере строительства дорог, по оценке опрошенных компаний, составляет 33%.

В октябре в рамках международной выставки «Дорога 2019» в Екатеринбурге Уральское объединение строителей организовало дискуссионную площадку для подрядчиков в сфере дорожного строительства из разных регионов России. В присутствии ФАС и Минтранспорта Свердловской области подрядные компании искали решения наиболее системных и актуальных проблем. Помимо отсутствия обязательного авансирования по госконтрактам подрядчиков беспокоит, что установленный размер обеспечения гарантийных обязательств, не больше 10% от начальной максимальной цены контракта, не привязан к суммам контракта. Чтобы снизить финансовую нагрузку на малый и средний бизнес, дорожники предлагают уменьшать размер обеспечения по мере увеличения суммы контракта.

Кроме того, подрядчики настаивают на поправках в 44-ФЗ в отношении контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Речь идет о заключении долгосрочного соглашения, в рамках которого исполнитель проектирует, строит, ремонтирует и эксплуатирует дороги. Проблема в том, что в законодательстве нет четкого понятия КЖЦ. По мнению строителей, предмет контракта стоит дополнить ремонтом дорог, иначе КЖЦ не предусматривает весь жизненный цикл.

Еще одна важная проблема — сегодня заказчик извещает о проведении аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок. Это зачастую приводит к срыву контракта, потому что подрядчик не успевает подготовиться к его исполнению — детально изучить проектно-сметную документацию, выехать на объект, узнать о возможности получения банковской гарантии. Строители предлагают увеличить сроки рассмотрения контракта до трех недель.

Также дорожники посетовали на удорожание сырья в летний период. Предложение министерства транспорта Свердловской области заключалось в том, чтобы строители участвовали в торгах в октябре — ноябре и в случае победы предварительно закупали сырье.

Соответствующие предложения будут направлены Уральским объединением строи­телей в Минфин РФ.                             

У партнеров

    Реклама