Не заводит

Русский бизнес
Москва, 24.02.2020
«Эксперт Урал» №8-9 (819)
В России произошло первичное насыщение авторынка. В условиях затягивания домохозяйствами поясов первой жертвой становится автомобиль

АНДРЕЙ ПОРУБОВ

После двухлетнего периода роста кривая продаж новых легковых автомобилей на российском рынке снова поползла вниз. По данным «Автостата», за минувший год в РФ продано 1,568 млн новых легковушек, это на 2,4% меньше, чем годом ранее. В топ-10 региональных рынков, лидировавших в 2019 году по объемам продаж, попали три уральских субъекта РФ: Башкирия — 56,3 тыс. проданных новых авто (шестой показатель в стране; минус 3,3%,), Свердловская область — 49,1 тысячи (седьмой; минус 4%) и Челябинская область — 40,3 тысячи (девятый; минус 6%). Как видим, спад наблюдается повсеместно.

— Наши расчеты немного разнятся с данными «Автостата», потому что там считают на основе информации, предоставляемой автопроизводителями, а мы используем данные от автодилеров. Но все равно в Челябинской области отмечается падение относительно предыдущего года около 3,5%, — сообщил «Э-У» президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Прошедший год я бы назвал стабильным, но без особых стимулов к подъему. То есть личные доходы потребителей остались на прежнем уровне, но жизнь подорожала. Важным, на мой взгляд, является и второй фактор, он связан с новыми веяниями, которые доходят до городов-миллионников, в том числе на Урале: люди начинают задумываться — а так ли им необходим автомобиль? Особенно это касается второго автомобиля в семье. Мы опрашиваем людей, и многие говорят, что выгоднее пользоваться услугами такси. Первичное насыщение рынка есть, один автомобиль на семью есть, а люди, у которых вообще не было автомобиля, не стремятся сегодня его приобретать. Поэтому, я думаю, в таком объеме рынка мы простоим какое-то время.

— Это традиционная история для Урала. У нас колебания в продажах (как рост объемов, так и их падение) всегда более заметны, чем в других российских регионах, — делится многолетними наблюдениями редактор екатеринбургского автопортала

Погазам.ру Надежда Анучина. — Сегодняшний спад в целом по стране связан с двумя основными причинами. Первая — люди, нуждавшиеся в новом автомобиле, приобрели его в 2017 и 2018 годах. В этот период мы наблюдали рост продаж, в том числе в Свердловской области. А к 2019 году эта потребность у населения снизилась. К тому же в прошлом году рост цен на новые автомобили был немалым. И это вторая причина.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) считает автопродажи по собственной методике, учитывающей реализацию новых машин, относящихся к легковым и легким коммерческим автомобилям. Но и в этом случае на российском рынке зафиксирован спад.

— Благодаря усилиям игроков по закрытию месяца продажи декабря выросли на 2,3% относительно прошлого года. Несмотря на это, общие продажи за четвертый квартал остались в негативной зоне, показав 3% падения по сравнению с таким же периодом прошлого года. В целом продажи в 2019 году составили 1,76 млн единиц, что на 41 тысячу (или 2,3%) ниже уровня 2018 года, — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — В наступившем году мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 год — 1,72 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году.

— Прогноз на текущий год — вряд ли выйдем в плюс. Никто из экспертов не строит оптимистических прогнозов. Дай бог удержаться на том уровне, который есть, — соглашается Надежда Анучина. — Еще непонятно, как будет поддерживать автопром государство. Запустили госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Но на их реализацию денег выделили очень немного, значительно меньше, чем в прошлом году. Насколько хватит этих квот? Дилеры говорят, что деньги закончатся буквально в течение первого квартала. Соответственно, опять просядут продажи. Кроме того, госпрограммы распространяются на автомобили отечественной сборки по цене до миллиона рублей, но не на все модели. Например, в отношении Skoda Rapid в начале года эта программа по каким-то причинам не действовала, хотя эти машины продаются по цене до миллиона и производятся в России. Возможно, в госпрограмму не смогли попасть и другие бренды.

Программы «Первый автомобиль» (для тех, у кого никогда не было автомобиля в собственности) и «Семейный автомобиль» (для родителей, имеющих двух несовершеннолетних детей и более) впервые были запущены в 2017 году и показали высокую эффективность, востребованность со стороны покупателей. Согласно правилам программ, для приобретения на льготных условиях доступны машины отечественной сборки стоимостью до 1 млн рублей, а выгода при покупке автомобиля составляет 10% от его стоимости.

Еще в прошлом году предельная стоимость авто, приобретаемого по госпрограммам, составляла 1,45 млн рублей, но теперь ее сократили почти в полтора раза. С учетом того, что новые автомобили в январе 2020 года успели еще подорожать, список доступных по госпрограммам моделей стал самым коротким за всю историю ее существования (все пять моделей Lada, модели УАЗ «Хантер» и «Патриот», а также несколько моделей Datsun, Renault, Volkswagen и KIA российской сборки). Общий объем субсидий на эти программы в 2020 году составляет 5 млрд рублей, для сравнения — в 2019-м на них потратили 9,4 миллиарда, причем бюджет, рассчитанный на год, полностью исчерпали к середине октября.

Lada уходит в отрыв

— Мы считаем, что программы поддержки спроса, введенные министерством промышленности и торговли c 1 января 2020 года, окажут позитивное влияние на покупательную активность и помогут снизить негативный тренд рынка, сложившийся осенью 2019 года. На сегодняшний день все модели Lada производства АО «АвтоВАЗ» подпадают под действие госпрограмм, — заявил исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу Lada Оливье Морне.

Неудивительно, что на фоне падения российского рынка объемы продаж Lada растут: за прошлый год в России реализовано больше 362 тыс. вазовских машин, что на 1% выше 2018 года. При этом доля Lada в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей увеличилась с 20% до 20,6%. Lada сохраняет лидерство на российском рынке, значительно опережая ближайших конкурентов (KIA — 226 тыс. машин и Hyundai — 179 тысяч). Второй год подряд Granta и Vesta остаются самыми популярными автомобилями в стране.

Одновременно с ростом популярности Lada в России увеличились и экспортные продажи: за рубежом продано около 50 тыс. вазовских автомобилей, что на 32% больше, чем в 2018 году. Наиболее емкими рынками остаются Белоруссия и Казахстан, где Lada также бренд № 1.

— В 2020 году Lada ставит своей целью сохранение лидирующей позиции по доле рынка в России, в том числе за счет роста продаж автомобилей с автоматической трансмиссией и интеграции внедорожника Niva в модельный ряд Lada. В этом году мы продолжим устойчивое развитие дилерской сети, а также экспортных рынков. Безусловно, одной из важнейших задач было и остается повышение уровня удовлетворенности наших клиентов, — отметил Оливье Морне.

В 2019 году Lada выпустила новые модели и модификации во всех пяти семействах автомобилей. Так, в январе в продажу вышла Lada Vesta Sport — для поклонников энергичного вождения. Автомобиль выполнен в гоночном стиле, отличается форсированным мотором и спортивной подвеской.

В апреле двухтопливную модификацию получили сразу три модели семейства Lada Largus: универсал, фургон и версия Cross. Применение метановой газобаллонной установки повышает ресурс автомобиля и его экологичность, а главное — позволяет втрое снизить затраты на топливо.

Летом 2019 года на рынок вышел компактный универсал улучшенной проходимости Lada Granta Cross, который отличается защитным обвесом кузова и контрастной отделкой интерьера.

Первая Lada с бесступенчатой автоматической трансмиссией XRay Cross AT вышла в продажу в июле. Автомат японской фирмы Jatco повышает комфорт и экономичность вождения. Трансмиссия агрегируется с японским двигателем H4M (113 л.с.), который уже применялся в модели, он выпускается на АвтоВАЗе по полному циклу (литье, мехобработка, сборка). А в ноябре бесступенчатая транмиссия Jatco, работающая в паре с мотором Н4М, появилась и на Lada Vesta всех типов кузова.

Наконец, в январе 2020 года стартовали продажи обновленной Lada 4х4. Трех- и пятидверная версии этого семейства получили полностью новую панель приборов с новой климатической системой, более комфортные сиденья, систему «Эра-ГЛОНАСС», улучшенный пакет шумо- и виброизоляции, ряд новых стилевых и технических решений.

Продолжая тему изменений в модельных рядах автопроизводителей, специалисты сайта «Цена Авто» подсчитали, что в 2019 году на российском авторынке появилось в общей сложности 66 новых моделей и обновленных версий легковых автомобилей. Отмечается, что больше всего новинок представлено в сентябре (семь моделей) и под конец года — в декабре (пять моделей). Из премьер этого периода стоит отметить два бренда, которые вернулись в Россию после долгого отсутствия: Ravon (автомобилестроительная марка Узбекистана) с хэтчбеком R2 и седанами Nexia R3 и R4, а также немецкий Opel с кроссовером Grandland X и пассажирским микроавтобусом Zafira Life.

При этом за прошлый год на российском рынке прекратились продажи 13 моделей. Сильнее всего модельный ряд сократился у японского Nissan: эта марка увела с российского рынка сразу три модели — легендарный кроссовер Juke, спорткар GT-R и бюджетный седан Almera.

Ценовое ралли

Как уже отмечалось, одной из причин падения объемов продаж в прошлом году стало повышение цен на многие популярные модели. По оценке экспертов «Автостата», средневзвешенная цена на новое авто в стране выросла на 8,2% и составила 1 млн 556 тыс. рублей. Следствием этого явился рост емкости рынка в денежном выражении: за весь 2019 год на покупку новых легковых автомобилей россияне потратили 2 трлн 540 млрд рублей. Это на 5,6% больше, чем в 2018 году, и рекорд за всю историю. Примерно десятая часть всей емкости рынка — 240 млрд рублей — пришлась на машины отечественных марок. Соответственно, на покупку иномарок было затрачено 2 трлн 300 млрд рублей, что чуть превышает 90% общей емкости.

Топ-10 городов Западной Сибири по числу автодилерских центров 018_expert_ural_09-1.jpg
Топ-10 городов Западной Сибири по числу автодилерских центров
Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в России  018_expert_ural_09-2.jpg
Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в России
Выдача автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в субъектах РФ УралоЗападносибирского региона  018_expert_ural_09-3.jpg
Выдача автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в субъектах РФ УралоЗападносибирского региона

В 2020 году цены на новые автомобили в России продолжили рост. В результате мониторинга цен специалисты сайта «Цена Авто» выяснили, что из 52 марок, официально представленных на отечественном рынке, у 12 во второй половине января обновились прайс-листы. У некоторых это связано с появлением в продаже автомобилей 2020 года производства. Например, по этой причине китайский кроссовер Changan CS35Plus подорожал на 30 тыс. рублей, французский седан Peugeot 408 — на 90 — 100 тыс. рублей, а у японского внедорожника Subaru Forester 2020 года выпуска стартовая комплектация стала дешевле на 40 тысяч, но остальные подорожали на 60 — 90 тыс. рублей. Другие модели, импортируемые из-за рубежа, с началом года также подорожали. Например, кроссовер Geely Atlas вырос в цене на 29 — 55 тыс. рублей, а весь модельный ряд китайского бренда Zotye — на 90 тыс. рублей. Но максимальный рост стоимости зафиксирован у американского Cadillac Escalade — плюс 300 — 340 тыс. рублей во всех комплектациях. У двух немецких премиум-брендов отмечено разнонаправленное изменение цен. Так, сразу 17 моделей Audi из 21, представленных в России, в большинстве комплектаций получили прибавку от 55 до 245 тыс. рублей. Однако отдельные версии, напротив, стали доступнее на сумму от 26 до 255 тыс. рублей. Не столь широкие, но более весомые ценовые изменения произошли у Mercedes-Benz: пять из 18 моделей стали дороже на 60 — 360 тыс. рублей, а две — потеряли в стоимости от 180 до 340 тыс. рублей.

Повышение средневзвешенной цены наряду с продолжением госпрограмм субсидирования автокредитования приводит к росту в стране закредитованности автолюбителей. Так, по информации 4 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2019 года зафиксировано наибольшее с 2013 года количество автомобилей, проданных в кредит. В прошлом году выдано 947,3 тыс. автокредитов, что на 11,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Единственным российским регионом из топ-30, в котором количество выданных автокредитов за прошлый год снизилось, оказалась Тюменская область (минус 1,8%).

— В числе прочего росту автокредитования способствовала реализация государственных программ льготного автокредитования. В последние годы госпрограммы оказывают существенную поддержку всему автопрому, — подтверждает тенденцию генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — При этом стоит отметить, что качество автокредитов находится на стабильном уровне, ситуация с просрочкой здесь существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования.

Впрочем, корректнее было бы сопоставление с тем же автокредитованием, но трех-пятилетней давности.

Уральский регион, в том числе Свердловская и Челябинская области, выделяется на общероссийском фоне огромной долей новых легковушек, приобретаемых в кредит. Это объясняется как доступностью и разнообразием соответствующих банковских кредитных программ, так и невысоким уровнем доходов населения. Собственно автокредиты и определяют значительные изменения в объемах продаж на Урале новых машин.

— Доля автомобилей, приобретаемых в Челябинской области по кредитам, составляет 60 — 65%. С этим связаны очень резкие колебания — подъемы и падения автопродаж: как только начался какой-то кризис, банки тормознули или ужесточили условия выдачи кредитов — у нас значительный спад. Как только восстановилась динамика выдачи кредитов, мы так же резко поднимаемся, — констатирует Александр Рулевский.

Не менее красноречиво ситуацию на российском рынке характеризует деятельность официальных дилерских центров по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Согласно мониторингу «Автостата», на середину января 2020 года таковых насчиталось 3370, за прошедший год их количество уменьшилось на 80. Наиболее заметно сократились дилерские сети американского Ford и китайского Lifan — на 53 и 37 соответственно. Еще одна марка из КНР — Chery — потеряла 15 дилеров. Также стоит отметить, что немало дилерских центров перешло в разряд сервисных. Среди производителей, которые в 2019 году нарастили дилерские сети, тоже выделяются китайские. Например, Haval, который открыл собственный автозавод в России, увеличил количество дилеров на 54. JAC после пятилетнего перерыва заключил дилерские контракты с 49 компаниями. У Changan прибавилось 20 дилеров, у Geely — 19. Отечественная Lada, которая обладает крупнейшей дилерской сетью в России, увеличила число официальных представителей на 12. Кроме этого, вернувшийся в РФ Opel пока обзавелся десятью дилерами. Как заявляют в компании, их количество со временем будет расти.

Опрошенные нами эксперты смотрят на развитие отечественного авторынка в 2020 году без оптимизма. В условиях, когда доходы населения не растут, а цены продолжают ползти вверх, одной из первых жертв экономии становится автомобиль. Продолжение реализации госпрограмм по субсидированию автокредитования способно лишь незначительно повлиять на продажи, прибавив к объемам 1 — 2%. Коренным образом изменить динамику на рынке в позитивном направлении может только рост реальных доходов граждан.

Каршеринг вывозит каско

После двух лет роста продажи автокаско начали сокращаться, сборы премий застыли, конкуренция усилилась. Перспективы рынок связывает с увеличением коммерческих автопарков

Рынок каско развивался благодаря продажам новых авто, а те в свою очередь поддерживались кредитованием. В лучшие (для банков и страховщиков) годы в кредит продавалось до половины автомобилей, а каско было и остается обязательным требованием банка. Новые автомобили — наиболее интересная добыча и для угонщиков, поэтому некредитные машины тоже страховались. Несколько лет число оформленных полисов каско примерно вдвое превышало количество продаж автомобилей. Но с 2013 года рост продаж прекратился, а в 2015-м они обвалились на 44%. Тем не менее, сборы по каско упали не так сильно, а по количеству договоров 2019 год лишь на 10% уступает 2014-му.

Во-первых, появилась привычка страховаться, во-вторых, снизилась стоимость полиса за счет внедрения франшиз и телематики. Сегодня средняя стоимость договора страхования на треть ниже, чем в 2015-м. Сократилась и аварийность (число страховых случаев к проданным полисам): если в 2012 — 2013 годах она достигала 70% («если уж я оплатил каско, то должен отбить затраты»), то с тех пор неуклонно снижалась и достигла 22%. Кроме того, компании накопили опыт в борьбе со страховым мошенничеством.

За последний год рынок каско не вырос ни в денежном выражении, ни по числу договоров. Следовательно, усилилась конкуренция. Что показывают и цифры: сборы у десяти крупнейших компаний увеличились на 3%, а если исключить из их числа Росгосстрах, переживающий нелучшие времена, то почти на 6%. И растут крупные главным образом за счет цифровых технологий.

Крупнейшие страховщики автокаско по итогам 9 месяцев 2019 019_expert_ural_09-1.jpg
Крупнейшие страховщики автокаско по итогам 9 месяцев 2019
В 2019 году роста рынка практически не было, количество договоров достигло 90% от уровня 2014 года, сборы премий - 77% 019_expert_ural_09-2.jpg
В 2019 году роста рынка практически не было, количество договоров достигло 90% от уровня 2014 года, сборы премий - 77%
Договоры автокаско дешевеют - это влияние франшиз и телематики. Хотя в 2019 году, падение остановилось. 019_expert_ural_09-3.jpg
Договоры автокаско дешевеют - это влияние франшиз и телематики. Хотя в 2019 году, падение остановилось.
Убыточность каско стала вновь расти  019_expert_ural_09-4.jpg
Убыточность каско стала вновь расти
До 2015 года количество полисов соответствовало числу продаж за два года, потом стало превышать его 019_expert_ural_09-5.jpg
До 2015 года количество полисов соответствовало числу продаж за два года, потом стало превышать его

Другой драйвер — увеличение коммерческих автопарков такси и каршеринга. Автопарк юридических лиц обновляется быстрее, поэтому страховые компании сейчас оценивают этот сегмент как ключевой, свидетельствует директор Екатеринбургского филиала «Ренессанс страхование» Алексей Игишев: «Например, поминутное каско и кабинет флит-менеджера позволили нам успешно работать с сегментом каршеринга, экспоненциально растущим автопарком, который в 2018 году увеличился более чем в четыре раза, а в прошлом — не менее чем в два». Для коммерческих автопарков востребована и телематика: «В этом случае значимую роль играет психологический фактор: водители, которые осознают, что за их вождением следят, начинают аккуратнее вести себя на дороге и бережливее относиться к управляемому ими транспорту, что приводит к радикальному снижению аварийности и износа автомобилей. А привязка оплаты труда водителей к стилю вождения и участию в компенсации стоимости ущерба в случае аварий дополнительно повышает эффективность от внедрения телематики в автопарках», отмечает директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в страховании Денис Гаврилов.

На рынке частных авто доля продуктов с телематикой пока составляет, по мнению экспертов, около 1% — владельцы не хотят ставить дополнительное оборудование. Перспективы связывают с мобильными приложениями, не требующими специальных устройств.

Лизинг как двигатель

 017_expert_ural_09-1.jpg Директор екатеринбургского филиала ООО «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич
Директор екатеринбургского филиала ООО «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич

За прошлый год реализация автомобилей по договорам лизинга выросла на десятки процентов, сообщила директор екатеринбургского филиала ООО «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич

— Российский рынок лизинга автотранспорта демонстрирует стабильный рост уже несколько лет подряд, несмотря на то, что темпы в отрасли замедлились. По данным аналитического агентства «Эксперт РА», основная доля нового бизнеса лизинговых компаний страны в 2019 году в структуре рынка пришлась на сегмент грузового и легкового автотранспорта — 20,5% и 17,4% соответственно. Прирост объема продаж грузовиков и легковых авто составил 21,7% у первых и 26% у вторых.

Схожие тенденции отражает и статистика «Балтийского лизинга». Согласно данным компании, по итогам 2019 года в числе лидеров — автотранспорт: его доля в объеме нового бизнеса составляет 64%. Наибольшую динамику, по сравнению с результатами 2018 года, показал лизинг легковых авто — плюс 33%, грузовиков — плюс 22%.

На развитие сегмента автотранспорта влияет в первую очередь общая экономическая ситуация в стране, в частности сокращение российского автомобильного рынка, на фоне чего доля машин, продаваемых в лизинг, увеличивается. Кроме того, «Балтийский лизинг» сотрудничает с сотнями поставщиков и дилеров, благодаря этому в продуктовой линейке компании всегда есть специальные предложения, которые становятся выгодным механизмом для развития бизнеса.

Структура транспортного сегмента в «Балтийском лизинге» за прошлый год не изменилась. Наиболее востребованы легковые авто: во многом на это повлияли потребность бизнеса в обновлении устаревших автопарков, а также развитие услуг каршеринга и такси. Если говорить о самых популярных марках, на которые клиенты чаще всего оставляли заявки, то в числе лидеров — автомобили Lada, Toyota и BMW (в 2018 году — Lada, Toyota и KIA). Среди грузовиков популярностью пользуются марки КамАЗ, DAF, МАЗ (в 2018 году — КамАЗ, МАЗ, MAN).

Топ-10 городов Западной Сибири по числу автодилерских центров
Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в России
Выдача автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в субъектах РФ УралоЗападносибирского региона
Крупнейшие страховщики автокаско по итогам 9 месяцев 2019
В 2019 году роста рынка практически не было, количество договоров достигло 90% от уровня 2014 года, сборы премий - 77%
Договоры автокаско дешевеют - это влияние франшиз и телематики. Хотя в 2019 году, падение остановилось.
Убыточность каско стала вновь расти
До 2015 года количество полисов соответствовало числу продаж за два года, потом стало превышать его

Новости партнеров

Реклама