Нечто большее, чем пошив экомешков

Русский бизнес
Москва, 15.06.2020
«Эксперт Урал» №25 (825)
Зачем промышленные предприятия финансируют сбор пластиковых бутылок на спортивных аренах, граффити во дворах и городские общественные движения

ПАВЕЛ КОБЕР

Крупнейшие промышленные предприятия Уральского региона инвестируют миллионы и даже миллиарды рублей в техперевооружение, связанное в числе прочего с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду (см. «Бизнес держит зеленый флаг», «Э-У» № 15 — 20 от 27.04.2020). Но не менее важное «зеленое» направление связано с экологическим просвещением самих сотрудников и населения, проживающего на территории присутствия предприятий.

Разумеется, формирование экологической культуры основывается прежде всего на внедрении в производство наилучших доступных технологий, иначе сложно объяснить людям необходимость беречь природу на фоне удушливого воздуха и «лунного» ландшафта. Поэтому естественными лидерами в экопросвещении на Урале выступают те промышленные компании, которые в последние годы сделали заметные шаги в улучшении экологической ситуации на территориях присутствия: Сибур, ММК, ТМК, Мечел, УГМК и ряд других.

Отходы движутся кругами

В последнее время уральские предприятия активно внедряют такой элемент экологической культуры, как система ответственного обращения с отходами производства и потребления, начиная с раздельного сбора ТБО и заканчивая переработкой промышленных отходов, копившихся десятилетиями. Так, в 2019 году Сибур и интегрированный российский оператор группа компаний «ЭкоТехнологии» подписали соглашение, касающееся развития экономики замкнутого цикла, а именно вторичной переработки полимерной упаковки. Компании уже имели опыт совместной работы над проектами. В частности, ГК «ЭкоТехнологии» была партнером Сибура в организации раздельного сбора отходов на международном ралли «Шелковый путь», а также на матчах «Единой Лиги ВТБ», в рамках которых Сибур традиционно проводит свою экологическую программу «БаскетБотл».

В прошлом году ГК «ЭкоТехнологии» вновь приняла участие в продвижении экологических инициатив Сибура — в рамках проекта «Футботл» в ходе матча отборочного турнира чемпионата Европы по футболу Евро-2020 между сборными России и Бельгии в Санкт-Петербурге партнерами был организован раздельный сбор пластиковых бутылок на арене с последующей досортировкой и утилизацией. Стоит отметить, что Сибур с 2019 года является официальным экологическим партнером сборной России по футболу. При участии компании на всех турнирах под эгидой РФС теперь будут реализовываться принципы эффективного управления отходами на спортивных аренах.

— В 2019 году мы также запустили несколько образовательных проектов, в том числе — экологического направления: совместно с Центром экономии ресурсов была создана общедоступная программа экоуроков «Вторая жизнь пластика» для детей школьного возраста. Материалы построены по уже зарекомендовавшим себя методам неформального образования и направлены на формирование экопривычек у молодых людей. К сожалению, ситуация с распространением коронавируса вносит свои коррективы, поэтому образовательная программа адаптирована к условиям самоизоляции. Теперь материалы помогают учителям и родителям проводить интерактивные экоуроки, оставаясь дома, — сообщили в пресс-службе Сибура. — В 2020 году мы уже успели осуществить ряд интересных проектов — подписали соглашение о сотрудничестве с российской сетью гостиниц Azimut Hotels, а также с Федеральной пассажирской компанией. К концу 2020 года во всех отелях сети Azimut планируется ввести сбор пластиковых флаконов и бутылок для их дальнейшей переработки, а также заменить существующий косметический набор на более экологичную альтернативу (всю упаковку и гигиенические средства можно будет вернуть в производственный оборот). В рамках пилотного проекта с Федеральной пассажирской компанией изготовлена пробная партия изделий из переработанного пластика. Подобные изделия входят в дорожные наборы, которые используются пассажирами в поездах дальнего следования формирования АО «ФПК». В качестве сырья используются вторичные полимеры, которые предоставляет исследовательский центр Сибура — ПолиЛаб (Сколково).

Систему ответственного обращения с отходами развивают и на Свердловской железной дороге. Железнодорожные предприятия, осуществляющие деятельность в границах СвЖД, в 2020 году планируют передать специализированным организациям для дальнейшего обезвреживания и утилизации около 18 тыс. тонн отходов. Продолжается практика селективного сбора отходов и вовлечения их во вторичный оборот.

В текущем году на переработку будет передано более 80 тонн вторичных ресурсов (бумаги, стекла и пластика).

В ближайшее время на станции Подволошная Свердловской магистрали в промышленную эксплуатацию будет запущен комплекс по дроблению железобетонных шпал. В месяц он сможет перерабатывать около 15 тыс. шпал и производить до 1,5 тыс. кубометров щебня.

В третьем квартале текущего года начнет работать комплекс по измельчению отработанных резинотехнических изделий (резиновых подкладок, автомобильных шин и др.) производительностью до 400 кг в час. В перспективе из получаемого сырья планируется производить травмобезопасное напольное покрытие.

По «крышкам добра»

К числу наиболее распространенных способов экопросвещения, безусловно, относятся экологические субботники и акции по озеленению территорий, организуемые промышленными предприятиями с привлечением местных жителей, в первую очередь молодежи и школьников. Масштабы таких акций растут. К примеру, в прошлом году Челябинский металлургический комбинат (ЧМК, входит в «Мечел») высадил в окрестностях Челябинска более 100 тыс. саженцев. Кроме того, саженцы деревьев-крупномеров раздавались бесплатно для дальнейшей посадки там, где жители сами сочтут нужным. В формировании экологической культуры комбинат использует и нетривиальные методы.

— ЧМК также спонсирует акцию по нанесению экограффити: мы привлекаем городских художников, которые выполняют рисунки на коре деревьев (защищая ее тем самым от вредителей), а также разрисовывают электрические подстанции во дворах, — поделился замначальника управления охраны труда, промбезопасности и природоохранной деятельности ЧМК Александр Сосунов. — Кроме того, предприятие учредило грантовый молодежный конкурс «Эко-Проектор», который действует уже два года. Горожане в возрасте от 16 до 30 лет присылают на рассмотрение конкурсной комиссии проекты экологической направленности. Жюри отбирает самые актуальные для региона предложения. Авторы инициатив получают средства на их воплощение, ежегодно это почти три десятка номинантов и суммы от 20 до 100 тыс. рублей.

Среди победителей конкурса «Эко-Проектор» 2020 года — Анна Чернышева, получившая грант на реализацию проекта «Крышки добра». Идея ее проекта преследует сразу две цели: решение экологической проблемы и оказание благотворительной помощи. Инициатива предполагает установку специальных контейнеров для сбора пластиковых крышек, которые потом организаторы проекта отправляют на переработку в специальные пункты, а вырученные деньги передают в благотворительный фонд. Для этого в Челябинске и области Анна организовала уже более 30 пунктов сбора пластиковых крышек в разных районах города. Они расположены в детских школах искусств, культурных центрах, фитнес-клубах, магазинах, поликлиниках. В акции по сбору крышек участвуют ученики школ и воспитанники детских садов.

— Пластиковая крышка — это не мусор, а ценный ресурс, после переработки его можно использовать вторично. Он не будет находиться на свалке, нанося вред окружающей среде, а принесет двойную пользу, — поясняет Анна Чернышева. — Думаю, в каждой школе должен быть такой контейнер, и это наша цель. Ждем окончания режима самоизоляции, чтобы продолжить проект.

Группа ЧТПЗ подошла к делу экопросвещения не менее масштабно и создала несколько лет назад в Первоуральске, где находится один из производственных активов компании — Первоуральский новотрубный завод, общественное движение «Город первых», войти в состав которого может любой желающий. Основная цель организации — решение экологических проблем и привлечение внимания общественности к вопросам охраны окружающей среды. Одна из акций движения — помощь в обустройстве десятикилометровой экологической тропы, которая создается в окрестностях Первоуральска у подножия скал вдоль берега реки Чусовая. А в ноябре прошлого года «Город первых» организовал в Первоуральске первый городской экологический фестиваль «Вторая жизнь вещей», в рамках которого прошли акции по сбору вторсырья, обмену вещами и комнатными растениями, а также экологические мастер-классы по пошиву экомешков и экобахил, превращению ненужных вещей в полезные. Средства, вырученные за утилизацию вторсырья, были направлены в Первоуральское общество защиты животных.

Экологические ориентиры играют все возрастающую роль не только в инвестиционном и производственном планировании предприятий, но и в формировании их репутации. Это означает, что промышленные компании и холдинги будут усиливать роль в экопросвещении сотрудников и местного населения. Проекты в этой сфере станут еще более масштабными и разнообразными.

Делай как мы

В экологических акциях Трубной металлургической компании с привлечением населения наибольшую эффективность показывают интерактивные форматы, рассказывает главный эколог группы ТМК Елена Михайлова

 главный эколог группы ТМК Елена Михайлова 018_expert_ural_25-1.jpg
главный эколог группы ТМК Елена Михайлова

— Организация эффективной и безопасной экологической деятельности всех предприятий ТМК проявляется в первую очередь во внедрении единых процедур системы экологического менеджмента, которая распространяется на все технологии и производства, а также инженерно-технических специалистов всех уровней. Примером мотивации сотрудников является дополнительное премирование за рациональные предложения в области охраны окружающей среды. Также мотивацией молодых работников является включение в кадровый резерв победителей экологической секции молодежной научно-практической конференции на корпоративном форуме «Горизонты». Ряд призеров уже получили продвижение по карьерной лестнице.

В рамках образовательной программы корпоративного университета ТМК2U внедрен электронный курс «Экология для неэкологов». Его уже прошли 6 тысяч сотрудников компании, при этом целевая задача, чтобы образовательную программу прослушали все без исключения руководители, специалисты и служащие. В планах — разработка учебной программы для руководителей по экологической безопасности.

В экологических акциях, проводимых ТМК с привлечением населения, наиболее эффективны интерактивные форматы, в которых участвуют работники и члены семей. Учитывая, что наши предприятия, как правило, градообразующие, то именно такие проекты востребованы и привлекают большое число горожан. Это Дни древонасаждения на территории предприятий и городов присутствия, Дни птиц, субботники по очистке территорий, акции «Собери макулатуру — спаси дерево!», конкурсы на лучшее оформление прицеховой территории, акция «Час Земли» и другие. Например, 5 июня в Полевском горожане по инициативе СТЗ приняли участие в очистке берега Верхнего пруда.

Не менее востребованы также лекции и экскурсии для студентов на промплощадки, когда мы можем продемонстрировать внедренные наилучшие доступные технологии и доходчиво рассказать о том, как развивается эконаправление на производстве. С 2006 года по 2019 год на всех заводах ТМК проведена масштабная реконструкция и модернизация производства, на которую было направлено более 160 млрд рублей, из них 17 миллиардов пришлось исключительно на проекты, связанные с экологической безопасностью.

Для нас нет сомнения, что нужно разъяснять будущим специалистам, почему ТМК выгодно внедрять рациональное и экономное использование ресурсов и энергии на всех этапах производственной деятельности, снижать воздействие на окружающую среду, применять рискориентированный подход и отслеживать экологические риски на всех этапах жизненного цикла производимой продукции. Цифры говорят сами за себя: образование отходов снизилось на 40%, удельное потребление энергоресурсов снизилось на 12%, доля оборотного водоснабжения составила 95%, 93% образующихся в процессе производства отходов обезвреживаются, перерабатываются или реализуются. Все это при увеличении объемов выпускаемой продукции.

Новости партнеров

Реклама