Мы присели, а те упали

Павел Кобер
8 февраля 2021, 00:00
  Урал № 7

Динамика автопродаж в России выглядит не столь пессимистично по сравнению с крупнейшими зарубежными рынками

Chery

Российский рынок проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2020 году сократился по сравнению с предыдущим годом на 9,1% — до 1,6 млн машин. Такие данные приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

— Недавний рост, вызванный девальвацией рубля, последствиями локдауна и поднявшимся на фоне ожидаемой адаптации цен спросом, завершился. Его сменили стабилизация и снижение рыночного спроса, — прокомментировал статистику председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэртцель. — Предновогодняя гонка в сентябре — ноябре, показывавшая положительную динамику продаж, завершилась ниже ожиданий: в декабре 2020 года продажи новых автомобилей упали на 2,1% по сравнению с декабрем 2019 года. Мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в 2021 году: рост рынка составит 2,1%, то есть будет продано всего на 33 тысячи больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в совокупности 1,632 млн транспортных средств.

Geely 027_expert_ural_6-3.jpg
Geely

Автолокдаун

Мировой авторынок за прошлый год сократился еще существеннее — на 14% до 77,7 млн проданных новых легковых и легких коммерческих машин. Согласно данным консалтинговой компании LMC Automotive, мировым лидером по продажам автомобилей в прошлом году остается Китай с показателем 24,5 млн машин, что на 4% ниже цифры годичной давности. В США реализовано 14,5 млн автомобилей (минус 14,8%). Продажи на авторынках стран Западной Европы в 2020 году составили 12,4 млн машин (минус 23,9%). Продажи в странах Восточной Европы упали на 5,5% до 3,9 млн единиц, в Японии — на 11,5% до 4,5 млн авто.

В целом в Европе продажи легковых автомобилей по итогам 2020 года сократились на 24,3%. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), это крупнейшее падение за всю историю европейского авторынка, что обусловлено закрытиями дилерских центров и другими карантинными ограничениями в европейских странах на протяжении года из-за коронавирусной инфекции. Таким образом, даже в скукоженном виде российский авторынок смог подняться на четвертое место в Европе, опередив Италию (спад на 28,1%). А первые три позиции на рынке Старого Света традиционно заняли Германия (падение на 19,1%), Франция (на 25,5%) и Великобритания (на 29,4%).

Haval 027_expert_ural_6-2.jpg
Haval

По данным агентства «Автостат», фиксирующего продажи легковых маКитайским брендам пока не хватает только одного, чтобы вытеснить всех и вся, — истории шин без учета легких коммерческих автомобилей, за весь прошлый год жители нашей страны приобрели около 1,5 млн новых легковушек, что на 8% меньше, чем в 2019 году. На фоне падения в развитых странах в период пандемии и мирового экономического спада выглядит относительно неплохо. Рынок Дальневосточного федерального округа даже показал рост на 9%. В остальных федеральных округах отмечено снижение, при этом в Сибири, Поволжье, а также на Урале и юге страны оно меньше (от 3% до 7%) общероссийского уровня, а в Северо-Западном ФО — больше (9%). Наиболее чувствительным сжатие авторынка было в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах — по 13%. Если же рассматривать крупнейшие российские мегаполисы, то в Москве и Санкт-Петербурге рыночное падение тоже оказалось двузначным (17% и 10% соответственно).

По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, в тех регионах, где в период начала пандемии меньше закрывалось автосалонов и меньше было последствий коронавируса, рынки чувствовали себя лучше. «Там же, где закрытия автоцентров были масштабные, провал рынка наиболее глубокий. Там рынки упали существенно ниже, чем в целом по России», — отметил эксперт.

Lifan 026_expert_ural_6-3.jpg
Lifan

Общее число автомобильных дилеров в России с каждым годом сокращается. Согласно мониторингу «Автостата», на середину января 2021 года в стране насчитывалось 3210 официальных дилерских цент­ров по продаже и обслуживанию легковых автомобилей, это на 5% меньше, чем год назад (январь 2020 года). Как отмечают эксперты агентства, наиболее значимое уменьшение произошло за счет закрытия дилерской сети GM-АвтоВАЗ (минус 122 дилера), поскольку внедорожник Niva с лета реализуется под маркой Lada. Кроме этого, в России прекратились официальные продажи автомобилей Smart, а все дилеры бренда теперь исполняют только функции сервиса (минус 18 дилеров). Примерно то же можно сказать про Hawtai (38) и Ravon (31). Кроме этого, на 35 дилеров меньше стало у Lifan, на 23 — у Datsun, на 22 — у Zotye, на 11 — у Ford. Однако у некоторых автопроизводителей зафиксировано увеличение числа дилеров. Например, компания «Келес Рус» (официальный дистрибьютор автомобилей Chevrolet массового сегмента) за 2020 год подписала дилерские соглашения с 35 компаниями. На этом фоне особо выделяются китайские марки, нарастившие дилерские сети: Changan (+34), Chery (+34), Geely (+20), FAW (+18), Haval (+18).

— На Западе падение авторынка было значительно глубже, чем в России, поскольку локдаун оказался значительно жестче и продолжительнее. Кроме того, надо учитывать, что мы сравниваем падение с 2019 годом, то есть с более низкой базой для нашей страны, в отличие, например, от 2013 года, — пояснил «Э-У» президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Динамика падения автопродаж в России любопытна. Мы начали год плохо, а когда был объявлен локдаун, вообще встали. Но в последнем квартале прошлого года оказался дикий дефицит машин, фактически сметалось все, что было в салонах. Потребители в последние годы умнеют, и когда возникло опасение очередного повышения цен на машины к новому году, люди постарались успеть купить автомобиль. Кроме того, в какой-то мере сыграло свою роль и изменение финансовых потоков: частичное ограничение международных вылетов нарушило планы тех, кто планировал отдохнуть за границей, у них остались ресурсы, которые были направлены на приобретение нового автомобиля. Таким образом, несмотря на тяжелую ситуацию, отечественный авторынок показал свою устойчивость. К этому надо добавить, что рентабельность автопроизводителей в 2020 году выросла. Во время локдауна они существенно сократили персонал, при этом в целом продали автомобилей всего на 8% меньше предыдущего года меньшим количеством людей.

Китайский наезд

В рейтинге моделей новых легковушек по итогам 2020 года лидерство сохранила Lada Granta, в России было продано около 120 тыс. этих машин. Второй по популярности в прошлом году стала Lada Vesta (103 тыс. автомобилей). Далее следуют корейские Kia Rio (88 тыс.) и Hyundai Creta (72 тыс.), а замыкает пятерку лидеров Volkswagen Polo (58 тыс.).

Обращает на себя внимание стремительный рост за прошлый год продаж на российском рынке новых автомобилей китайских марок: в общей сложности реализовано 57,2 тыс. машин, это на 43% больше, чем в 2019 году. Вследствие этого доля «китайцев» за год заметно увеличилась — с 2,3% до 3,6%. Лидер среди китайских брендов в нашей стране Haval реализовал 17,4 тыс. автомобилей, превысив показатель годичной давности на 41,5% (бестселлером Haval на российском рынке в прошлом году стал кроссовер Haval F7, который нашел 6,8 тыс. владельцев, рост в 2,1 раза). На втором месте находится Geely: за год новые машины этого бренда были проданы в количестве 15,5 тыс. единиц, что на 61% больше, чем в 2019 году. На 80% выросли продажи Chery (11,4 тыс. машин), которая заняла третье место в рейтинге (без учета 226 реализованных автомобилей бренда Cheryexeed). В пятерку лидеров вошли также Changan и FAW c результатами 7,1 тыс. и 2,7 тыс. машин соответственно. При этом у Changan отмечается рост на 153%, а у FAW — на 77%.

Александр Рулевский убежден, что мы являемся свидетелями лишь начала великой китайской автоэкспансии:

— Этому способствует несколько обстоятельств. Большинство мировых автопроизводителей сократили линейки автомобилей, поставляемых в Россию. Практически у каждого бренда вместо семи-десяти моделей осталось не больше пяти — это самые доступные комплектации. Но сегодня Китай делает машины абсолютно не хуже этих дешевых версий других производителей. Современные китайские автомобили — достойные как по конструктиву и дизайну, так и по используемым материалам. Если раньше «китайцы» ржавели через два-три года, то сейчас вы этого не дождетесь. Им пока не хватает только одного, чтобы вытеснить всех и вся, — истории. Как только эти машины наездят сотню тысяч километров и больше, и люди убедятся в их надежности, сразу откроется вторичный рынок китайских автомобилей. Если продается «китаец» с пробегом 50 — 60 тыс. км, то почему бы не купить, когда ты уверен, что эта машина проедет 120 тысяч? Но дальнейшая китайская экспансия возможна, если автомобили останутся в занимаемой ими ценовой нише. Сейчас китайский кроссовер можно купить за полтора миллиона рублей, а европейский или японский — за 2,5 миллиона. Корейцы в свое время начинали также с очень доступных цен, но потом их машины начали дорожать, когда все убедились, что по качеству корейские авто не хуже японских. Если китайцы не станут поднимать цены, то всем зададут жару.

На замену «Патриоту»

Несмотря на то, что весной 2020 года предприятия автопрома в России массово приостанавливали производство в рамках мер по предотвращению распространения коронавируса, некоторые автопроизводители продолжили обновлять и расширять модельный ряд российской сборки: Kia Seltos, XCeed и K5, Haval H5, Mazda CX-30, новые поколения Skoda Rapid и Octavia, Volkswagen Polo, BMW X6, KIA Sorento и Mohave, а также обновленные Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio и Kia Rio X, Lada Niva Travel и др. В то же время компания Nissan завершила производство автомобилей Datsun в России, которое осуществлялось на мощностях АвтоВАЗа, в связи с уходом марки с российского рынка.

Отечественные производители также продолжают обновление, но не всегда успешно. Так, Ульяновский автозавод приостановил разработку нового рамного внедорожника стоимостью порядка

1,5 млн рублей, который должен заменить модель «Патриот», а по классу и уровню оснащения соответствовать Toyota Land Cruiser Prado — не больше и не меньше. О планах по его созданию было объявлено весной 2019 года. Изначально предполагалось, что модель появится уже в 2020 году, потом сроки были сдвинуты на вторую половину 2021 года, а теперь — приостановка разработки. От стратегической задачи развития новой платформы для внедорожников УАЗ в компании не отказываются, но переверстывают график инвестиций и план реализации проекта.

В январе этого года АвтоВАЗ начал прием заказов на внедорожник Lada Niva Travel, производство которого стартовало на предприятии «Лада Запад Тольятти» в конце декабря 2020 года. Автомобиль предлагается в двух основных модификациях: Niva Travel и Niva Travel Off-Road. Как сообщает пресс-служба предприятия, в оснащение Lada Niva Travel в исполнении Classic (от 747 900 рублей) входят подушка безопасности водителя, электропривод и обогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС», крепления для детских сидений Isofix. В комплектации Comfort (от 804 900 рублей) автомобиль оснащается кондиционером, обогревом передних сидений, 15-дюймовыми литыми дисками колес, центральным замком с дистанционным управлением. Повышают комфорт охлаждаемый вещевой ящик и подлокотник сиденья водителя с подстаканниками. Версия Comfort Off-road (от 844 900 рублей) отличается такими опциями, как рейлинги (устанавливаются на крыше автомобиля по бокам и предназначены для крепления багажника), охранная сигнализация и складной ключ центрального замка с дистанционным управлением, обивка потолка черного цвета, противосолнечный козырек водителя и пассажира с зеркалом, 16-дюймовые легкосплавные диски колес. В состав оборудования максимальной комплектации Lada Niva Travel Luxe (от 890 900 рублей) входят две фронтальные подушки безопасности, мультимедийная система, обогрев лобового стекла, парктроник, камера заднего вида с омывателем, сиденье водителя с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой, улучшенный пакет шумоизоляции, 16-дюймовые литые диски колес, усиленная тонировка задних стекол, наружные зеркала и ручки дверей в цвет кузова. Lada Niva Travel в версии Luxe Off-road (от 905 тыс. рублей) отличают внедорожные шины, неокрашенный обвес кузова, шноркель, обивка потолка черного цвета. Вне зависимости от версии новая Niva Travel серийно оснащается системой постоянного полного привода с механической блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей. Под капотом внедорожника установлен 1,7-литровый двигатель мощностью 80 л.с.

Из наиболее ожидаемых в России новинок среди моделей иностранных брендов выделим новый Renault Duster второго поколения: онлайн-презентация для нашего рынка состоится 11 февраля. Автомобиль стал крупнее: его длина составляет 4341 мм (на 26 мм больше машины предыдущего поколения), ширина — 1804 мм, высота — 1682 мм (с рейлингами). При этом колесная база увеличена до 2676 мм, а по геометрической проходимости новый Renault Duster остается лидером в классе. Дорожный просвет автомобиля составляет 210 мм, углы въезда и съезда — 31 и 33 градуса соответственно. По неофициальным данным, новый Duster будет оснащаться бензиновым двигателем Renault H4M объемом 1,6 литра мощностью 114 л.с. в сочетании с 5-ступенчатой «ручкой» JR5, а также 150-сильным бензиновым турбомотором Renault H5Ht объемом 1,3 литра. Последний двигатель устанавливается на Renault Arkana и новый Kaptur, он будет работать в связке с 6-ступенчатой «механикой» TL8 или с вариатором FK8. Привод — либо передний, либо полный.

В условиях продолжающегося во всем мире экономического хаоса выстраивать прогнозы относительно объемов автопродаж в 2021 году бессмысленно. Но точно можно утверждать, что на этот показатель повлияет государственное стимулирование спроса, на эти цели правительство России намерено выделить в текущем году более 16 млрд рублей. По расчетам Минпромторга, данная сумма позволит простимулировать продажи более 93 тыс. автомобилей. Так, на льготное автокредитование в 2021 году будет выделено 8,87 млрд рублей, на льготный лизинг — 3,84 миллиарда. В рамках программы льготного кредитования доступны автомобили, произведенные с 1 декабря 2020 года, а льготные условия кредитования по-прежнему действуют для семей с одним и более несовершеннолетними детьми, для граждан, впервые приобретающих автомобиль, работников медицинских организаций и клиентов, которые для покупки автомобиля сдадут в трейд-ин имеющееся у них транспортное средство старше шести лет при условии, что они владели им не менее года. В программах льготного автокредитования участвуют все модели Lada и УАЗ, а также модели Kia Rio, Hyundai Creta и Solaris, Renault Logan, Sandero, Duster, Kaptur и Arkana.

Лизинговые сделки в ковидный год

Объем нового бизнеса за прошлый год вырос на 20,8%, рассказал руководитель дивизиона «Урал» ООО «Балтийский лизинг» Алексей Мятлик

— Рынок автотранспорта в 2020 году на изменения экономической среды, которая подверглась влиянию кризиса, спровоцированного пандемией, реагировал практически во всех регионах примерно одинаково. Вся страна прошла через следующий цикл: сначала производители автотранспорта и дилеры увидели снижение спроса, затем они ограничили объемы поставок, а где-то и производства (а некоторым и вовсе пришлось остановить деятельность), после отмены режима нерабочих дней спрос снова начал расти, но рынок столкнулся с дефицитом машин, что логично. Здесь каждая компания искала свои решения проблемы, наши поставщики, например, скорректировали систему взаимодействий с импортерами, и в принципе для каждого клиента мы находили нужную ему модель авто.

О снижении объемов заключения лизинговых сделок нам говорить не приходится, четвертый и частично третий квартал сыграли решающую роль. Общий объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» (стоимость имущества без НДС) по итогам 2020 года превысил 65,19 млрд рублей, эта сумма на 20,8% больше, чем в 2019 году. При этом сегмент автотранспорта в общем объеме занимает долю в 61,5%, что в денежном выражении превышает 40 млрд руб­лей, и это на 16,4% больше, чем в прошлом году. Нужно сказать, что дивизион «Урал» в части динамики по объему нового бизнеса в сегменте авто (если брать в расчет легковой и коммерческий транспорт) очень близок к статистике всей компании, здесь мы тоже зафиксировали рост более 16% по итогам года.

Что касается изменений структуры приобретаемых транспортных средств, то можно отметить корректировки в балансе между автомобилями класса премиум и эконом-сегментом, во втором и третьем квартале чаще приобретались дорогие машины, а клиенты, планирующие покупку бюджетных авто, предпочли подождать стабилизации экономической ситуации. Соответственно, на марки массового сегмента сформировался отложенный спрос, который начал реализовываться в четвертом квартале 2020 года, сейчас этот процесс продолжается.

Мы уверены, что в 2021 году объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» в сегменте авто в УрФО продолжит расти, у нас для обеспечения положительной динамики есть все необходимые инструменты. И речь не только о программах субсидирования, партнерских спецпредложениях и продуктах компании, гарантирующих выгоду при заключении сделки; мы также предлагаем дополнительные услуги, как в рамках финансового лизинга, так и в рамках операционной аренды. На рынке лизинга уже сформировался тренд по этому направлению — компании должны предложить клиенту перечень опций, используя которые, можно сделать эксплуатацию имущества максимально удобной, а также сэкономить клиенту время, которое он потратит на профильную деятельность, повысив эффективность своего бизнеса.