Умный малый

На восстановительном этапе малому бизнесу помогут инструменты господдержки, грамотное управление налоговыми рисками и лучшие антикризисные практики

Валерий Пиличев: «Запрос на знания для грамотного ведения бизнеса не снижается, пандемия только обострила актуальность образовательных программ»

Малый бизнес прошел острую фазу коронакризиса в основном благодаря управленческим решениям собственников и предыдущему опыту выживания в кризисы. Определенной группе компаний государство оказало поддержку: представители ряда отраслей получили преференции в виде отсрочек по налогам, обслуживанию кредитов, а также прямые субсидии на заработную плату. За счет каких ресурсов малый и средний бизнес будет восстанавливаться в 2021 году — об этом шла речь на межрегиональном форуме «Малый бизнес Урала: взгляд в 2021 год», организованном онлайн АЦ «Эксперт» и журналом «Эксперт-Урал».

Надейтесь на лучшее

Деловая активность малого и среднего бизнеса начала входить в зону роста — впервые с февраля прошлого года. Об этом говорит индекс RSBI, расчет которого ведет ПСБ совместно с «Опорой России». По итогам февральского опроса, индекс составил 51,6 пункта, рассказал руководитель Центра аналитики и экспертизы ПСБ

Николай Кащеев. Напомним, в пик карантина в апреле 2020 года индекс опускался до 38,5.

Индекс фиксирует позитивные ожидания бизнеса, считает Николай Кащеев:

«О росте продаж заявили 11% предпринимателей из сегмента микро- и малого бизнеса. Чуть быстрее на докризисный уровень выходит средний бизнес: 20% опрошенных в этой категории отметили увеличение продаж, а 44% ожидают их роста в ближайшие месяцы».

Исследование указывает на увеличение доступности кредитования как одной из составляющих бизнес-климата: «Эта компонента индекса удерживается на высоком уровне, в феврале доступность кредитов оказалась максимальной за весь период наблюдений, при этом доля удовлетворенного спроса по кредитам выросла до рекордных 32%. Для России это достаточно большие показатели, которые говорят о том, что ставка Центрального банка стала главным стимулирующим инструментом в текущей ситуации».

Впервые с января 2020-го в положительную зону вышла кадровая составляющая индекса: «Компании начали нанимать персонал, — поясняет Николай Кащеев. — Прием новых сотрудников планируют 19% опрошенных предпринимателей против 16% в январе».

Неплохой оказалась и инвестиционная составляющая. По данным опроса, в феврале 22% респондентов вкладывали ресурсы в расширение деятельности. Такие показатели практически сопоставимы с данными января, и это лучший результат с начала коронакризиса. Увеличивать инвестиции в компанию в ближайшие три месяца планируют 30% опрошенных.

Читайте договор

Авторы исследования помимо стандартных компонентов индекса попытались оценить отношение предпринимателей к налого­обложению. Опрос показал комплекс проблем для бизнеса в этой сфере.

 — Налоги для бизнеса — это расходы. Однако у нас в последние лет 10 — 15 на бизнес давит не столько размер налогового бремени, сколько налоговое администрирование, — расставляет акценты генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин. — Предпринимателя выматывают бесконечные предпроверочные мероприятия, запросы с необходимостью дачи пояснений, блокировка счетов, вызовы на всевозможные комиссии.

На 95% все главные проблемы малого и среднего бизнеса могут генерировать несколько групп налоговых рисков, считает Аркадий Брызгалин. Это в частности взаимозависимость лиц, применение схем дроб­ления бизнеса, работа с недобросовестными контрагентами, переквалификация сделок, а также отказ налоговиков от формального подхода.

Эксперт рекомендует особое внимание уделить элементам взаимозависимости: «Это не только участие в капитале родственников или общий директор в двух фирмах. Сейчас взаимозависимость трактуется налоговиками и судами очень широко».

Оперативный выход на онлайн-платформы позволяет бизнесу поддерживать внутренние и внешние контракты

Серьезная зона риска, по его словам, — дробление бизнеса: «Если два индивидуальных предпринимателя работают только с вами, являются вашими эксклюзивными подрядчиками или покупателями, ждите прихода налогового инспектора».

Гендиректор ГК «Налоги и финансовое право» также рекомендует следить за кадровой политикой: «Допустим, у вас торговая и производственная компании. Тех, кто работает в торговой компании, вы оформляете на производство и объясняете это тем, что используете их коммерческие компетенции. Налоговая чаще всего считает, что это формальное трудоустройство. А кроме того, вам могут еще насчитать в этом случае внерелизационный доход, полагая, что производственная компания оказала безвозмездные услуги торговой фирме».

Очень важно обратить внимание на критерий «недобросовестные контрагенты». «Таким образом налоговые органы борются с фирмами-однодневками. Как бы абсурдно это ни звучало, если ваш контрагент не вызывает доверия, легче не работать с ним и не получать прибыль. Проблем будет больше: запросы от налоговой, приходы сотрудников МВД, пятна на репутации», — говорит Аркадий Брызгалин.

В целом с однодневками и дроблением наш бизнес более-менее научился справляться, став более осмотрительным, а вот переквалификация сделок, по мнению эксперта, — совершенно новый тип риска:

— Не думайте, что, назвав договор по-другому, можно ввести налоговую в заблуждение. Если вы предоплату оформляете займами, то налоговая будет устанавливать, был ли смысл в займе в вашей деятельности в конкретном случае. Если решит, что смысла не было, переквалифицирует заем в предоплату.

Предпринимателям придется учитывать главное изменение налогового администрирования в России, убежден Аркадий Брызгалин:

— Времена, когда налоговая выстраивала коммуникации на основе формальных положений, прошли. Сейчас налоговики разбираются в экономике, производстве, изучают технологические процессы. Поэтому, если у вас по нормативу на производство одного торта приходится один килограмм сахара, а налоговики видят, что вы закупаете сахара в пять раз больше, вам не удастся убедить их, что ваш торт слишком сладкий. Они сделают вывод, что еще четыре торта вы пропускаете мимо отчетности. Оперативные методы налогового контроля составляют сегодня главную опасность и главный риск для малого бизнеса.

Пользуйтесь господдержкой

Часть бизнеса продержалась на плаву в самый сложный период с помощью мер  государственной поддержки. Как показал недавний опрос, проведенный аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, из тех предпринимателей, которые воспользовались мерами поддержки в форме прямых дотаций, кредитом под 2% или региональными кредитами на поддержку занятости, почти 60% смогли сохранить численность персонала. А вот 9,6% опрошенных неправильно поняли условия получения поддержки и не выполнили условия кредитных договоров. Вывод — владение информацией является одним из инструментов управления бизнесом. Тем более что региональные фонды и агентства научились оперативно перестраивать инструментарий и менять модели.

Так, по словам директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Валерия Пиличева, в условиях закрытия границ в прошлом году Центр поддержки экспорта, созданный в структуре фонда, начал помогать предприятиям увеличивать продажи через дистанционные каналы: «Мы буквально за два месяца сделали разворот и научили наших предпринимателей работать на российских площадках Wildberries, Ozon, на зарубежных платформах eBay, AliExpress и других».

Также оперативно фонд нашел новую нишу для малого бизнеса в сегменте внутреннего туризма:

— Люди часто нам задавали вопрос, куда можно поехать на выходные. Как выяснилось, в Свердловской области немного мест, обеспеченных инфраструктурой для отдыха, — рассказывает Валерий Пиличев. — Летом прошлого года в Сысерти по инициативе предпринимателей и при поддержке фонда появилась первая площадка на базе заброшенного завода, затем мы открыли арт-кластер в Черноисточинске под Нижним Тагилом. Работа по созданию инфраструктуры для внутреннего въездного туризма продолжается в рамках большого проекта развития креативных индустрий в Свердловской области.

Самой востребованной мерой стала финансовая помощь бизнесу. В прошлом году фонд ввел в линейку заем «Антикризисный» с возможностью получить до 300 тыс. рублей. По словам главы СОФПП, продукт позволил предпринимателям пережить самые сложные времена: закрыть текущие обязательства в условиях падения выручки, заплатить за аренду помещений, выплатить заработную плату. Ставка по нему на сегодня составляет 4,5%. В июле запущен дополнительный финансовый инструмент на поддержку бизнеса в пандемию — «Новый старт» с суммой до 500 тыс. рублей и льготным периодом погашения, ставка на текущую дату — 2,25%.

Сейчас эти программы действуют наравне со стандартными займами «Старт», «Развитие», «Доверие». Правда, лимит финансирования уже выбран, в фонде сформирован портфель в объеме 2,5 млрд рублей, говорит Валерий Пиличев: «Сейчас фонд выдает займы только из поступлений от действующих заемщиков».

Продолжают действовать и гарантийные продукты — поручительства перед банками на сумму до 50 млн рублей.

— В прошлом году наши поручительства позволили предпринимателям привлечь около 6 млрд рублей заемных средств в банках, каждый десятый заем в Свердловской области выдавался с поручительством нашего фонда, — подчеркивает директор СОФПП.

Рыночные условия формируют новые запросы. Все больше компаний в качестве источников финансирования пробуют облигационные займы. Но для привлечения средств инвесторов на фондовом рынке нужны определенные знания. С этого года фонд начал работу по организации выпуска облигаций для малых и средних предприятий, сейчас в проработке четыре проекта.

Как показывает практика, запрос на знания для грамотного ведения бизнеса не снижается, и пандемия только обострила актуальность образовательных программ, в том числе и среди молодежи: «Это позволит в будущем поддерживать приток людей в предпринимательство», — полагают в СОФПП.

Продолжит работу фонд в части консультаций бизнеса в онлайн-режиме, этот формат набрал популярность во время действия режима самоизоляции. Параллельно начнется возвращение к традиционным форматам проведения мероприятий. В этом году уже запланировано несколько офлайн-конференций. Наиболее крупные мероприятия в ближайшее время состоятся в ходе традиционной майской Недели предпринимательства.

Меняйте модель

Пандемия стимулировала более глубокое проникновение онлайн-коммуникаций, особенно это заметно в сегменте торговли. По данным заместителя по электронной коммерции «Макрорегиона Урал “Почты России”» Владимира Куковякина, из тех россиян, которые до пандемии предпочитали офлайн, 40% начали использовать дистанционные каналы: «Эта тенденция 2020 года, по всей видимости, получит закрепление, мы прогнозируем, что темпы роста электронной торговли будут достаточно высоки».

Предприниматели в Свердловской области могут найти нишу в рамках большого проекта развития креативных индустрий

В качестве иллюстрации Владимир Куковякин приводит историю из практики:

— До 2020 года компания, которая занимается индивидуальным пошивом одежды, работала исключительно в офлайне. Когда случился локдаун, она не смогли продавать уже изготовленную продукцию и решила быстро подключить электронную площадку. Для этого менеджеры компании воспользовались платформой Ecwid, на которой с минимальными вложениями создали интернет-магазин и представили товар. Дальше встал вопрос: «А как этот товар доставить?». С этим вопросом они и пришли к нам на сайт, за15 минут зарегистрировались, подключили сервисы «Почты России», пополнили баланс личного кабинета и начали отправку.

По словам Владимира Куковякина, для организации такого рода услуг «Почта России» создала набор сервисов: «Есть готовые решения на базе платформ Еcwid, InSales, Битрикс. Сейчас большинство операций переведено в электронный формат».

На определенных участках не обойтись и без офлайн-логистики.

— Помимо дистанционных сервисов «Почта России» подключила к интернет-магазину компании по пошиву одежды свою курьерскую доставку, — продолжает рассказ Владимир Куковякин. — Как только ограничительные меры начали ослабляться, интернет-магазин стал использовать услуги доставки до наших пунктов выдачи заказов. В итоге эта компания за время пандемии полностью поменяла бизнес-модель.

В 2021 году она стала уже не только дистанционно доставлять товар, но и предоставлять услугу по пошиву в режиме онлайн, с помощью специальных технологий сейчас сам заказ делается дистанционно. Решение окончательно закрепить эту модель компания приняла после того, как протестировала еще один наш сервис — услугу «легкого возврата». Так образом, удалось снять все риски при взаимодействии с покупателем.

Резкое изменение формата коммуникаций привело к изменению многих деловых процессов, и перспективы предпринимательства во многом зависят о того, насколько успешно компании интегрируют этот опыт в действующие бизнес-модели.   

Финансовые решения для бизнеса

Продуктами в рамках господдержки может воспользоваться определенный круг предприятий. Чтобы удовлетворить разнообразные потребности бизнеса в финансовых решениях, ПСБ дополняет продуктовую линейку, говорит заместитель начальника управления МСБ Уральского филиала ПСБ Екатерина Таран

— Банки продолжают выступать операторами мер государственной поддержки бизнеса. В частности, ПСБ открыл прием заявок на кредиты малому и среднему предпринимательству по льготной ставке 3%. Сейчас такой кредит оформляется полностью онлайн по двум документам. Лимит кредитования составляет до 10 млн рублей и доступен всем индивидуальным предпринимателям и обществам с ограниченной ответственностью в соответствии со списком ОКВЭД. По желанию предприниматель любой организационно-правовой формы может оформить кредит на сумму от 10 до 500 млн рублей в отделении банка. Максимальная сумма кредита под 3% составляет 12 МРОТ на каждого сотрудника по данным ИФНС.

Воспользоваться программой могут только предприятия, заключившие кредитный договор в рамках постановления № 696 и уже получившие кредиты, которые выдавались в прошлом году под 2%. Мы понимаем, что желающих получить льготный кредит гораздо больше, поэтому постоянно дополняем продуктовую линейку, чтобы удовлетворить разнообразные потребности бизнеса.

В частности для тех предприятий, которые часто участвуют в тендерах, подойдет упрощенный продукт «ПСБ Госзаказ». В нем есть тендерная гарантия, тендерный кредит, гарантия исполнения обязательств по контракту, гарантия возврата аванса, кредит или кредитная линия на пополнение оборотных средств для исполнения конт­ракта и гарантия, обеспечивающая обязательства в гарантийный период. Это специальный продукт, который позволяет предпринимателю очень быстро решать все вопросы, связанные с участием в тендерах и выполнением заказов в рамках контракта.

В случае нехватки оборотных средств стоит воспользоваться таким продуктом, как «Супер­Овердрафт». Он существенно отличается от стандартного овердрафта, который, как правило, рассчитывается исходя из действующих оборотов клиента в банке. ПСБ может рассчитать клиенту любого банка лимит, который будет составлять около 70% от оборотов по всем расчетным счетам предприятия. Максимальная сумма составляет 100 млн рублей, при этом, что особенно важно, отсутствует срок транша. «СуперОвердрафт» оформляется без залога, лимит предоставляется сразу после открытия счета, а проценты по этому виду займа начисляются только за время фактического пользования средствами.