Гибкий и эффективный подход

Постпандемийное развитие власти Удмуртии связывают с перезагрузкой инвестиционных процессов: совершенствованием нормативной базы и упрощением процедур получения льгот

предоставлено пресс-службой главы и правительства Удмуртской Республики

В апреле в федеральное правительство на согласование передан проект Индивидуальной программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2021 — 2030 годы, один из ключевых блоков — финансовое оздоровление. Госдолг республики на 1 января 2021 года превысил 64 млрд рублей. По словам главы Удмуртии Александра Бречалова, за 2017 — 2019 годы удалось снизить его на 3 млрд рублей: «Напомню, на 1 января 2020 года госдолг составлял порядка 46 миллиардов. Но чтобы выполнить в 2020 году все социальные обязательства перед жителями, мы были вынуждены привлечь банковские кредиты и увеличить госдолг на 18 млрд рублей».

Акцент будет сделан на инвестиционной привлекательности региона. По оценкам Минэка России, в 2020 году Удмуртия заняла второе место в рейтинге субъектов с наименьшим административным давлением на бизнес как территория с комфортными условиями для предпринимательской деятельности, и уже второй год подряд входит в топ-3 по этому показателю. Кроме того, она стала одним из лидеров в стране по поддержке МСБ, в частности, по эффективности работы центров «Мой бизнес» и выдаче микрозаймов.

Как республика пережила пандемию и будет развиваться в ближайшее время, Александр Бречалов рассказал «Э-У».

— Александр Владимирович, как вы оцениваете состояние региональной экономики после ковидного года? Какие уроки преподнес год экономике Удмуртии?

— Главным событием, которое имело масштабное влияние на экономические процессы в республике, стало распространение новой коронавирусной инфекции и ее последствия — введение ограничительных мер, как для граждан, так и для бизнеса. Так, по итогам 2020 года промышленное производство показало снижение на 7,3% по сравнению с 2019 годом (в России — 2,9%). 

Негативная тенденция на мировых нефтяных рынках также усилила влияние на индекс промпроизводства. Объем добычи нефти в 2020 году сократился на 10% (добыто 9,4 млн тонн). Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета упали по сравнению с 2019 годом на 13% до 62 млрд рублей.  

Вместе с тем мы наблюдаем рост объемов отгруженной гражданской продукции более чем на 10%. По итогам 2020 года доля производства «гражданки» в общем объеме составила 26%. Это выше целевых показателей, поставленных перед ОПК президентом России.

Погружение в онлайн

— Какие отрасли пострадали в большей степени, а какие помогли стабилизировать ситуацию? 

— В условиях длительного режима ограничений сильнее пострадали отрасли, ориентированные на потребительский спрос: оборот розничной торговли сократился на 4,6% (в России — на 4,1%), оборот общественного питания — на 20,7%. Вместе с тем положительную динамику в течение всего года показывали агропромышленный и строительный комплексы республики. Объем произведенной продукции сельского хозяйства увеличился на 4,3% в сопоставимых ценах до 71,7 млрд рублей (в России — 101,5%). Объем строительных работ вырос на 0,9% до 54 млрд рублей.  

— Какие структурные изменения спровоцировал кризис?

— Пандемия коронавируса сильно ускорила общий тренд погружения в онлайн. Все, кто переключился на онлайн-форматы — в торговле, доставке, образовании, — выигрывают. Активно развивается ИТ-сфера. По итогам 2020 года оборот ИТ-компаний республики увеличился на 5,2% до 17,8 млрд рублей. Налоговые поступления от отрасли в консолидированный бюджет Удмуртии выросли на 35,3%. 

Строительная отрасль также показала положительную динамику. Снижение ключевой ставки ЦБ для поддержки экономики и субсидирование ипотеки стимулировали спрос на квартиры: ввод в действие жилых домов вырос на 5% (и это первое место в ПФО), объем строительных работ в сопоставимых ценах — на 0,9%. Налоговые поступления по отрасли в консолидированный бюджет республики увеличились на 8,3%.

АПК, несмотря на сложные экономические условия, продолжил работать стабильно, полностью обеспечивая наши потребности в основных видах продовольствия. Объем сельхозпродукции по итогам 2020 года вырос на 4,3% в сопоставимых ценах и достиг 71,7 млрд рублей, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет от сельхозпредприятий — на 6,6%. Экспорт продукции АПК увеличился в 1,5 раза и превысил 5 млн долларов.

— Какова специфика постпандемического развития?

— Приоритетами политики в постпандемийный период являются предоставление критически важной помощи предприятиям и содействие восстановлению экономики. Конечно, нам в первую очередь придется проанализировать все принятые меры поддержки, чтобы понять, какие из них оказались действенны и что мы можем предпринять в дальнейшем для более мягкого и эффективного выхода из кризиса. Это будет достигнуто прежде всего с помощью гос­инвестиций — реализации нацпроектов.

Сконцентрируемся на двух направлениях

— Как ограничения повлияли на инвестиционные планы бизнеса? Реализацию каких проектов придется перенести на более поздний период? Каков ожидаемый объем инвестиций в экономику в 2021 году? 

— По итогам 2020 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу составил 109,4 млрд рублей, что на 3,7 млрд рублей больше по сравнению с 2019 годом, но в сопоставимых ценах — на 2,9% ниже 2019 года. Непростая экономическая ситуация и введенные ограничительные меры оказали влияние на предприятия, в том числе на деятельность резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). На территории Удмуртии действуют ТОСЭР «Глазов» и «Сарапул». 

Из-за закрытия границ и приостановки деятельности некоторых зарубежных и отечественных поставщиков резиденты не могли вовремя получить необходимое оборудование и комплектующие, были нарушены сроки запуска производства, реализация проектов откладывалась в связи с отсутствием возможности подписать договоры с иностранными инвесторами и получить финансирование. Так, компания «Аграсейн» изменила сроки запуска межрегионального агроиндустриального парка: ограничения по воздушным международным перелетам вызвали затруднения в подписании договоров, в результате возникла проблема по перечислению первого транша. Другой пример — Глазовская мебельная фабрика перенесла сроки поставки, установки и наладки итальянской линии по производству корпусной мебели.

Из запланированного на 2020 год объема инвестиций в основной капитал в 1,3 млрд рублей было освоено лишь 235 миллионов. Но, несмотря на неблагоприятную ситуацию, ТОСЭР продолжают активно функционировать. В 2020 году к нам пришли 22 новых резидента. Резидентам предоставлен широкий спектр преференций: снижение налоговой нагрузки; понижение ставки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды до 7,6% (для нерезидентов ставка 30%); сниженный размер арендной платы за земельные участки, полученные в аренду без проведения торгов. В 2021 году планируется рост инвестиций по отношению к 2020 году.

— Как вы стимулируете приход крупных инвесторов на территорию?

— В рамках запуска нового инвестцикла правительством РФ введены новые меры поддержки инвесторов. С 1 апреля 2020 года вступил в силу ФЗ № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». Закон предусматривает стабилизационную оговорку: инвесторы получают возможность реализовывать проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить их положение. 

В республике проводится работа по созданию региональной нормативной правовой базы по этому направлению.

Также в 2020 году правительством РФ принято постановление об утверждении правил определения новых инвестпроектов. Документ вводит механизм, предусматривающий поддержку проектов в части создания объектов инженерной инфраструктуры за счет средств бюджета. Речь идет о создании или реконструкции объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, необходимых для запуска новых предприятий. 

Для стимулирования инвестдеятельности созданы эффективная инфраструктура и нормативно-правовая база. Наиболее популярными и востребованными мерами господдержки инвесторов являются предоставление налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в бюджет республики; предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков; предоставление льготных условий пользования недвижимым имуществом/земельными участками, находящимся в собственности республики.

— Какие экономические инструменты помогут ускорить развитие экономики в 2021 году? 

— В фокусе остаеться реализация нацпроектов, а также работа с реальным сектором экономики. Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по сравнению с редакцией 2019 года претерпел значительные изменения. Основными направлениями работы станут оказание поддержки бизнесу (грантовая поддержка социальных предпринимателей, финансовая поддержка начинающих предпринимателей, самозанятых, субсидии по лизингу); проведение образовательных мероприятий, обучающих и акселерационных программ (не менее 70 команд в рамках бизнес-акселератора и не менее 30 команд в рамках экспортного акселератора); привлечение федерального финансирования (145,5 млн рублей; софинансирование из регионального бюджета составит 4,5 млн рублей).

Продолжится поддержка предприятий ИT-сферы: с 2021 года введен «налоговый маневр» (снижение ставки страховых взносов с 14% до 7,6%, ставки налога на прибыль — с 20% до 3%). В разработке новая мера поддержки — субсидирование затрат организаций, связанных с участием в российских и зарубежных акселераторах, реализацией мероприятий по повышению квалификации, профпереподготовки; объявлен набор на второй экспортный ИТ-акселератор.

Удмуртия входит в топ-3 регионов с комфортными условиями для предпринимательской деятельности

Министр экономического развития РФ Максим Решетников в одном из своих выступлений указал на несколько направлений развития страны, в том числе на перезагрузку инвестиционных процессов. Это должно быть и в нашем фокусе работы, в связи с чем сконцентрируемся на двух направлениях: совершенствовании нормативной правовой базы и упрощении процедур получения льгот.

Шесть миллиардов на здравоохранение

— Как региональная система здравоохранения справилась с нагрузкой, вызванной заболеваемостью коронавирусной инфекцией? Какие структурные изменения нужны?

— 2020 год стал для всех региональных систем здравоохранения, Удмуртии в том числе, очень непростым и показательным. Он выявил все «тонкие места» и проблемы в организации работы. Конечно, не обошлось без ошибок, особенно в начале, когда никто в стране не понимал, как правильно строить работу по борьбе с инфекцией. 

Очень сложными для системы здравоохранения были осенние месяцы, когда ежедневно заболеваемость составляла 100 — 150 человек. Пришлось оперативно перепрофилировать больницы в ковид-центры, менять процессы приема пациентов в поликлиниках. К чести наших медиков, могу сказать, что с этой ситуацией мы справились вполне успешно. «Ковидный» год выявил, что необходимо многое менять в организации первичной медицинской помощи населению — именно этому посвящена федеральная программа модернизации первичного звена, которую запустили в России с 2021 года.

В ее рамках в переоснащение и ремонты наших поликлиник, строительство новых будет вложено до 2025 года более 6 млрд рублей.

— В России идет массовая вакцинация от коронавируса. С какими сложностями при подготовке к ней столкнулись в Удмуртии?

— Сейчас основная сложность — недостаточное количество вакцины. В Удмуртии организован 41 пункт вакцинации на базе районных и городских больниц. Было закуплено необходимое холодильное оборудование для хранения «Спутника V». Кроме того, мы оснастили оборудованием 11 передвижных мобильных комплексов — для организации вакцинации в отдаленных селах. Спрос на вакцинацию в республике очень большой. Люди охотно готовы поставить прививку — запись сформирована на 2 — 3 недели вперед, при том, что прививаем мы до 2 тыс. человек ежедневно. Думаю, если вакцина будет поступать регулярно и без перебоев, мы сможем увеличить эти объемы.