Челябинский метротрамвай как новая версия метрополитена

Челябинский метротрамвай как новая версия метрополитена Подземку, которую начали прокладывать еще в 90-х, достроят и интегрируют в трамвайную сеть

Проект завершения строительства метро представил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Презентация амбициозного проекта состоялась на уже построенной станции метрополитена «Комсомольская площадь». По словам главы региона, достройка метрополитена стала для него «серьезным вызовом», с которым он столкнулся, когда приехал в Челябинск.

Еще в 2019 году Алексей Текслер предлагал сократить количество станций и «выводить метро наверх» — «использовать либо легкое (поверхностное) метро, либо пересадку на приличные трамваи — низкопольные, длинные, бесшумные, комфортные».

— Помимо того, что это мечта для многих, это большой, серьезный инженерный проект, значительная часть работы уже сделана, и оставить это без внимания, бросить уже невозможно. Город тратит достаточно большие деньги, сотни миллионов рублей, на ежегодную поддержку эксплуатации той части метрополитена, которую уже построили, плюс — это вопросы безопасности. Мы подключили к проекту серьезных специалистов, чтобы вписать метро в транспортную схему, нам пришлось рассмотреть весь пул вопросов для того, чтобы предложить решение, которое и старые вопросы закрывает, и вопросы безопасности, и, конечно, вопросы развития общественного транспорта в Челябинске. Дополнительный импульс проекту в послании дал президент России Владимир Путин, — заявил Алексей Текслер.

Напомним, в апреле в ходе послания Федеральному собранию глава государства сообщил о планах по развитию в Челябинске системы общественного транспорта за счет инфраструктурных кредитов: «Челябинск — еще один из наших городов-миллионников — на базе давнего проекта строительства метрополитена тоже сможет обновить систему транспорта».

Губернатор подчеркнул, что проект метротрамвая был ориентирован на решение транспортных задач современного Челябинска, он сочетает в себе элементы изначального, еще советского, плана создания метрополитена, а также новые технологические решения.

Когда будет достроена челябинская подземка?

В числе первых

Метрополитен в областном центре начали строить еще в 1992 году (а проектирование началось в 70-е годы прошлого века), в 2010 году работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Сейчас построены платформа и вестибюль № 2 станции «Комсомольская площадь», почти достроены платформа и один из двух вестибюлей станции «Торговый центр». Пройдено 3,3 километра транспортных тоннелей. Завершение проекта в формате метрополитена потребовало бы колоссальных вложений. Только на достройку первой пусковой линии нужно более 100 млрд рублей.

В новой версии проект предусматривает использование метротрамвая с интеграцией в существующую трамвайную сеть: для этого необходимо достроить две подземные станции, проложить 7,2 км туннелей и 3,9 км наземных трамвайных путей. Общая стоимость нового проекта составит 45 — 46 млрд рублей. Эти средства регион сможет привлечь за счет инфраструктурного бюджетного кредита. Ставка по такому кредиту составит не более 3% годовых, срок погашения — не менее 15 лет. До конца 2023 года правительство РФ намеревается выделить таких кредитов на общую сумму не менее 500 млрд рублей.

По словам Владимира Путина, федеральные инфраструктурные кредиты — мощный ресурс, но насколько он сработает на развитие, на привлечение частных инвестиций, в огромной степени зависит от того, как будут действовать региональные команды управленческие, от их открытости для честного диалога с бизнесом, с инвесторами, ну и, конечно, в первую очередь с гражданами:

— Инфраструктурные проекты регионов должны быть реализованы прежде всего в интересах людей, служить инвестициями в создании рабочих мест, в рост благополучия миллионов российских семей, в будущее наших детей. Приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.

Президент обратил внимание, что инфраструктурные и бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне.

13 мая челябинский проект был рассмотрен в правительстве в числе первых. Алексей Текслер как руководитель комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» внес предложение использовать инфраструктурные кредиты как механизм поддержки региональной экономики.

«Сегодня на заседании комиссии по региональному развитию рассмотрели первые проекты, на базе которых могут использоваться новые финансовые инструменты, такие как бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации, — написал в Instagram заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. — Челябинск: завершение строительства метро с интеграцией в трамвайную сеть, обновление троллейбусов, трамваев и обновление инфраструктуры для их функционирования».

Кабмин также поддержал строительство новых станций метро в Нижнем Новгороде, железнодорожной линии на Ямале — Северного широтного хода (соединит Северную и Свердловскую железные дороги, длина 707 км), инфраструктуры для жилищного строительства в Курске.

«Концептуально эти проекты мы поддерживаем, будем продолжать их проработку совместно с Минфином», — акцентировал внимание вице-премьер. По его словам, строительство метрополитена с интеграцией его в трамвайную сеть надо поддержать:

«Достроим метро, начнет и жилищное строительство развиваться. Я сам лично выслушал проектировщиков, с их мнением согласен и поддерживаю мнение губернатора».

Новое качество среды

Алексей Текслер поставил задачу завершить реализацию проекта в 2024 году. В результате Челябинск получит три линии метротрамвая, который будет использовать интегрированную инфраструктуру метрополитена и обособленных трамвайных путей. Первый маршрут (ул. Чичерина — ул. Лизы Чайкиной) свяжет северо-запад и Ленинский район. Вторая линия (ул. Сталеваров — ТРК «Алмаз») также пойдет в Ленинский район, но уже из Металлургического. Третий маршрут — Медгородок — ЧТЗ.

— Метротрамвай свяжет все районы города, планируем достичь совершенно другой мобильности пассажиров в Челябинске на электротранспорте, рассчитываем, что это будет серьезная альтернатива личному автомобилю, — комментирует губернатор. — Развитие всей сети общественного транспорта, в первую очередь метротрамвая, благоприятно скажется на экологической ситуации в городе. Также проект привлечет до полутора тысяч рабочих мест, а самое главное — позволит сделать жизнь горожан значительно комфортнее.

Алексей Текслер добавил, что реализация проекта будет иметь высокий мультипликативный эффект, связанный с активизацией жилищного строительства, возведением коммерческой недвижимости, возникновением высокотехнологичных производств:

— В целом метротрамвай станет одним из самых ярких и знаковых в ряду других проектов развития, которые будут реализовываться в Челябинске. Это новое качество городской среды, градостроительства, новый этап развития общественного транспорта в регионе.

Ранее регион анонсировал запуск масштабной программы реновации трамвайного парка и инфраструктуры (также поддержан правительственной комиссией по региональному развитию). По решению главы региона в 2021 году из областного бюджета будет направлено порядка 1,3 млрд рублей на модернизацию трамвайных путей (за год будет отремонтировано 10 километров рельсов) и покупку 30 вагонов для Челябинска.

В этом году для южноуральской столицы будут приобретаться трамваи предыдущей серии, а со следующего года область планирует закупать вагон модели 71-628. Односекционный низкопольный трамвайный вагон модели 71-628 разработан Усть-Катавским вагоностроительным заводом (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). В планах закупить до 200 новых вагонов в течение 3 — 4 лет. По решению Алексея Текслера, новые трамваи продолжат закупать и для Магнитогорска: в этом году за счет средств областного бюджета приобретут девять вагонов производства УКВЗ. Обновление парка и инфраструктуры призвано увеличить пассажиропоток общественного транспорта. При этом учитываются экологичность, комфортабельность и безопасность трамваев.