Инъекция оптимизма

Вызовы постпандемийного мира открывают новые ниши для партнерства российских и итальянских предпринимателей

СЕРГЕЙ РАМЗИН

После трехлетнего спада в торговле между Россией и Италией наметился перелом: за первые четыре месяца 2021 года товарооборот вырос на 15% до 8 млрд долларов, объем российского экспорта — на 6,5%, импорта — на 25,1%. Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на российско-итальянском промышленном форуме «От гибкого производства к сотрудничеству в высоких технологиях. Новые перспективы» в рамках выставки «Иннопром-2021». 

Промышленный союз

Компании ключевых секторов итальянской экономики все чаще рассматривают Россию не только как большой и перспективный рынок сбыта, но и как территорию для размещения производственных активов. Так, в 2020 году ОЭЗ «Ступино Квадрат» и итальянский концерн Barilla договорились о строительстве первой в Восточной Европе мельницы компании Barilla. Общий объем инвестиций в проект составит 130 млн евро. Мельница будет перерабатывать около 161,3 тыс. тонн зерна в год. Запуск планируется на четвертый квартал 2022 года.

В ОЭЗ «Орел» в Орловской области итальянские предприниматели планируют построить завод по производству готовых блюд из местной сельскохозяйственной продукции и логистический центр. Общий объем средств инвестиций в проект оценивается в 9 млн евро.

Почти все крупнейшие металлургические компании России оснащены оборудованием холдинга Danieli, и это партнерство продолжается. 1 сентября 2020 года подписан контракт между Объединенной металлургической компанией (ОМК) и Danieli на поставку оборудования на сумму 400 млн евро. По словам Дениса Мантурова, оборудование будет использовано при оснащении новейшего электрометаллургического  комплекса ОМК в Выксе Нижегородской области: «Несмотря на то, что проект еще находится в активной инжиниринговой фазе, итальянская компания уже приступила к изготовлению оборудования. Уверен, что мы откроем предприятие в намеченные сроки», — подчеркнул министр.

Возможности углубления российско-итальянского двустороннего сотрудничества открываются в высокотехнологичных секторах. К примеру, компании наших стран (с итальянской стороны — шесть предприятий) ведут совместную разработку легкого многоцелевого вертолета VRT500 в рамках проекта холдинга «Вертолеты России». В частности, ItalDesign выступает одним из разработчиков дизайна VRT500. В прошлом году в Италии была открыта сборочная линия опытных вертолетов, там же будут проводиться наземные и летные испытания.

Кроме исторически сложившихся направлений партнерства Минпромторг России рассчитывает на совместную проработку новых векторов, например по водородным проектам. Денис Мантуров:

— Мы переходим на новый технологический уклад, где требуется использование новых технологий. Я очень надеюсь, что эти тренды будут реализовываться совместно. Водородная энергетика — это уже данность сегодняшнего дня, где компании борются за новые решения.

— Возможности для совместного создания вакцин от COVID-19 еще один сектор сотрудничества, — считает министр экономического развития Итальянской Республики Джанкарло Джорджетти. — Мы должны найти совместные наилучшие решения и извлечь из этого положительные результаты.

Уроки пандемии

При разработке стратегий развития торговых отношений сторонам приходится учитывать постоянно меняющиеся глобальные вызовы. Динамика торговли в современном мире во многом зависит не только от желания сторон, но и внешних факторов. А сегодня тренды определяют геополитическая и эпидемиологическая ситуации. Снять ограничения частично позволяют технологические решения.

Так, Российский экспортный центр (РЭЦ), по словам его генерального директора Вероники Никишиной, работает над созданием маркетплейса: «Мы завершаем его программирование и тестирование. Это будет электронная площадка, которая позволит компаниям разных стран наиболее эффективно продвигать продукцию на зарубежных рынках и искать партнеров».

Кроме того, РЭЦ видит необходимость в запуске «зеленого коридора», который позволит увеличить скорость доставки товаров между Россией и Италией.

— Благодаря бесшовной интеграции информационных систем обмен информацией о виде груза и его стоимости будет передаваться в цифровом виде между уполномоченными организациями двух стран, — говорит Вероника Никишина.

Важным элементом при создании проекта станет «Одно окно» для экспортера, на его базе будет организован обмен информацией между таможенными органами двух стран.

Президент агентства ICE Карло Мариа Ферро оценивает перспективы торгового сотрудничества, опираясь на статистику: «Согласно результатам исследования института “Прометей”, мировой импорт в этом году вырастет на 7,7%, в 2022 году на 5,3%. Это означает, что мы достигнем доковидных показателей».

По мнению руководителя агентства, эти ориентиры вполне достижимы при выполнении трех условий:

— Первое — вакцинирование, только так мы сможем преодолеть пандемию и возродить экономику. Второе — инъекция оптимизма. Рынки состоят из ощущений операторов, и от этих настроений зависит многое. А основания для оптимизма есть. Спад в 2020 году был прежде всего спадом спроса, производство останавливалось на два месяца. Но уже за четыре месяца этого года итальянский экспорт вырос на 4,2% по сравнению с первым кварталом 2020 года, а это уже свидетельство достижения доковидного уровня. В Италии, благодаря национальному плану, растут государственные и частные инвестиции, и это обеспечит внутренний спрос. Третье условие — возобновление коммуникаций в офлайн-режиме. В Италии выставки офлайн уже работают. В июне благодаря вакцинации мы открыли восемь крупных международных выставок, запланированы еще 59.

Но это не означает, что мы вернемся к прежним качественным характеристикам рынка, подчеркивает Карло Мариа Ферро. Пандемия ускорила реализацию многих трендов, и этим нужно правильно управлять. Прежде всего это формирование каналов сбыта для потребителей через цифровые платформы:

— Мы сейчас имеем в распоряжении массу инструментов для развития контактов. Это онлайн-выставки, общение в удаленном режиме. Во время пандемии мы научились этими вспомогательными средствами пользоваться, и сейчас нужно поддерживать этот процесс, чтобы сокращать расстояние и привлекать больше контактов. Выставки — это прекрасная возможность, но они длятся всего четыре-пять дней, а важно, чтобы бизнес общался 365 дней в году. Учитывая это, наше агентство предложило много цифровых платформ и возможностей для сохранения контактов и связей.

Карло Мариа Ферро убежден, что нужно развивать и еще одно вынужденное решение времен локдаунов — продвижение электронной торговли:

— В Италии экономическая система построена на малом и среднем бизнесе, поэтому мы реализовали важную инициативу — сопровождение малых и средних предприятий в электронной торговле. Мы создали 28 платформ, это своего рода витрины Made in Italy, в которых участвуют международные ритейлеры. Мы поддерживаем наши предприятия, осуществляем оперативное сопровождение со стороны агентства. Все это может дать еще больший импульс для восстановления экономики.

При дальнейшем развитии внешнеэкономических связей необходимо учитывать и особенности структуры экономики двух стран. Основная экспортная отрасль Италии — машиностроение и оборудование, она формирует 41% в структуре экспортных потоков Италии в Россию.

— В этой области у нас по-прежнему прекрасные возможности, но нужно смотреть шире, есть еще один вектор сотрудничества наших стран, — добавляет Карло Мариа Ферро. — Мир меняется, и сейчас возникают инновационные технологии, которые генерируют стартапы. Неслучайно из 61 итальянского предприятия, участвующего в Иннопроме, 50 — это средние и малые предприятия с огромными возможностями в области современных передовых технологий. Итальянское машиностроение идет по пути создания экосистем, которые и позволяют нам быть одним из лидеров. В свое время в это направление были сделаны государственные инвестиции, и это сейчас дает эффект.

Технологический трек

Как показала дискуссия, многие российские компании тоже ощущают запрос на инновации и начинают его реализовывать по аналогичной модели. Так, по словам генерального директора АО «Газпром нефть» Александра Дюкова, его компания создала инновационную экосистему, в которую вовлекаются стартапы и университеты. «Газпром нефть» видит задачу в стимулировании технологического предпринимательства, для чего в компании создано несколько акселераторов, венчурный фонд: «Мы готовы обсуждать возможности сотрудничества в рамках экосистемы с нашими итальянскими коллегами», — говорит Александр Дюков. 

Технологическое партнерство становится все более весомым вектором, и именно с Италией у России большие перспективы, соглашается председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович:

— Самым крупным нашим партнером в «Сколково» является компания Enel, с ней у нас очень много проектов в области энергетической безопасности. При этом есть громадное число небольших компаний, которые начали работать в «Сколково». Учредителями трех компаний являются итальянские предприниматели. Мы провели программы «мягкой посадки» для 20 итальянских компаний, и уже две из них сейчас становятся резидентами «Сколково», создают дочерние юридические структуры. Остальные постепенно начинают работать на российском рынке.

По мнению Аркадия Дворковича, за этим стоят объективные факторы:

— Экономике нужны новые промышленные технологии, которые позволяют повысить гибкость производства, сделать его более эффективным, а у итальянских компаний в этом большой опыт. Особенного прорыва Италия достигла в области промышленного дизайна. Это сфера, в которой Италия является мировым лидером, и партнерство здесь может быть очень эффективным.

Но и в России в последнее время появились технологии, которые могут быть востребованы на итальянском рынке, подчеркивает Аркадий Дворкович:

— Италии нужны решения, связанные с точным земледелием ввиду более высокой плотности земель, и мы можем предложить такие решения. Использование нашей математической школы, особенно в области искусственного интеллекта, тоже может быть интересно для итальянских партнеров.

Эффективность реализации новых партнерств между Россией и Италией обеспечит государственная политика. Правительство России поддерживает создание и развитие собственной электронной компонентной базы, программно-аппаратных решений и сервисов для населения, бизнеса и государства. Как рассказал Денис

Мантуров, реализуется поддержка 12 консорциумов, которые сосредоточатся на разработке комплексных цифровых решений для телекоммуникационной сферы, ТЭК, АПК, транспорта, медицины и других важнейших инфраструктурных секторов. По его словам, в их работу могут включиться и иностранные участники, чтобы локализовать эти технологии и в дальнейшем продвигать их на внешние рынки.