Вузы вне пространства

Элементы дистанта останутся и после пандемии. Онлайн-курсы помогают студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и получать дополнительные компетенции, востребованные на рынке

Российские университеты продолжают активно встраивать онлайн-курсы в образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования.

На Урале безусловным лидером в этом направлении выступает Уральский федеральный университет (УрФУ): в среднем 20% образовательной программы студенты вуза осваивают сегодня на основе онлайн-курсов.

— Это не означает, что студенты занимаются самообучением, — подчеркивает заместитель проректора УрФУ по образовательным технологиям Виола Ларионова. — Используются различные модели онлайн-обучения в зависимости от целей и задач, которые ставит преподаватель. Это может быть исключительно электронное обучение с сопровождением учебного процесса педагогом в онлайн-среде, смешанное обучение или перевернутый класс, когда преподаватель проводит частично очные занятия, а остальные активности переносятся на платформу. Также онлайн-курс может выполнять поддерживающую функцию в традиционном обучении.

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) внедрен смешанный формат обучения, при котором лекции проходят в традиционном формате в университете, но кроме этого на портале «Электронный ЮУрГУ» размещено множество дополнительных материалов, практикумов, форумов и различных заданий. Смешанный формат в случае экстренной ситуации или повторного введения ограничений на проведение очных занятий позволит университету перейти полностью в онлайн в короткий срок. Кроме смешанного формата обучения в университете есть десять направлений подготовки, которые реализуются исключительно в онлайн-формате с применением дистанционных образовательных технологий на базе Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Так, программа дистанционной подготовки по системе e-learning при помощи новейших информационных интернет-технологий и мультимедиа позволяет студенту лично «присутствовать» на онлайн-лекции или посмотреть ее позже, в записи. Если что-то непонятно, можно разобраться, воспользовавшись другими ресурсами. При обучении студентов по техническим направлениям применяются виртуальные лабораторные практикумы. В распоряжении университета имеется и система прокторинга — это процедура наблюдения и контроля во время дистанционных испытаний.

В Ижевском государственном техническом университете (ИжГТУ) также стремятся выстроить гибридный формат обучения. Доля образовательных программ, обеспеченных собственными онлайн-курсами, составляет 5 — 7% от общего числе реализуемых образовательных программ, но ставится задача увеличить их долю. Для этого проводятся конкурсы онлайн-курсов, выделяются внутренние гранты университета для развития онлайн-образования.

ИжГТУ движется по пути формирования индивидуальных цифровых траекторий студентов, гибких форм обучения за счет возможности выбора онлайн-курсов, разработанных не только профессорами университета, но и ведущими российскими преподавателями и учеными, а также возможности использования искусственного интеллекта и больших данных.

Как успехи?

Еще год назад казалось, что вызванный пандемией экстренный переход вузов на дистанционное обучение станет временной мерой. Категорическими противниками дистанта были многие преподаватели и студенты, считавшие, что это резко снизит результаты образовательного процесса.

— Не все смогли сохранить качество обучения на должном уровне в первой волне эпидемии весной 2020 года, но были вынуждены выстроить систему дистанционного обучения к началу 2020/21 учебного года. Тогда и студенты, и преподаватели почувствовали возможности качественного дистанта и даже его преимущества, не умаляя высокой ценности очного общения в традиционке, — рассказала Виола Ларионова. — Сравнение результатов опроса студентов и преподавателей в начале пандемии и год спустя показало, что доля явных противников онлайн-обучения среди преподавателей сократилась вдвое, а большинство студентов стали склоняться к смешанной технологии, отмечая гибкость учебного процесса и открывшиеся для них возможности. При этом успеваемость студентов, как показал анализ, не претерпела существенных изменений, а по некоторым дисциплинам даже повысилась.

Аналогичную тенденцию отмечают и в других уральских вузах.

— Большое количество преподавателей взяли на вооружение инструменты и методики смешанного обучения и продолжают их использовать в традиционной очной и заочной формах обучения. Студенты тоже приняли дистанционные технологии на «ура» — это то, что они используют в повседневной жизни. Один из важных моментов: у студента появилась возможность получить консультацию в любое удобное для него время, — отметил директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Александр Демин. — Мы постоянно проводим мониторинг. На одном из ученых советов уже в 2021 году были представлены данные по успеваемости студентов: по сравнению с прошлым годом она выросла. Скорее всего, на эти показатели повлияло несколько факторов. Но, безусловно, использование онлайн-ресурсов и смешанное обучение в целом положительно сказались на качестве образования.

В университетах осознали преимущества цифровых технологий в образовательном процессе, расширяющих возможности для развития потенциала как студентов, так и преподавателей. Онлайн-курсы помогают выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента, изучать курсы ведущих российских и зарубежных университетов, получать дополнительные востребованные на рынке компетенции.

— Использование цифровых и мультимедийных технологий позволяет подавать информацию слушателям в более интересной и насыщенной форме. Кроме того, оцифровка учебных материалов улучшает ситуацию с усвоением знаний студентами, находящимися на изоляции, и студентами с ограниченными возможностями здоровья, — перечисляет выгоды цифровизации и.о. ректора ИжГТУ Александр Губерт. — Производство электронного контента и внедрение электронных учебных курсов, онлайн-курсов позволяет включить проектную работу в учебный процесс. Цифровой формат позволяет студенту пересматривать лекции с любого момента, изучать учебные материалы в удобное время и в любом месте, усваивать знания в комфортном темпе и даже формировать индивидуальную учебную траекторию. Преподаватели, подготовив базовый материал в цифровом формате, встречаются с обучающимися на семинарах и обсуждают сложные вопросы, не тратя время на пересказ очевидных моментов. Автоматизированные системы проверки могут показать студентам пробелы в знаниях, не отнимая драгоценное время преподавателя на рутинную работу. Виртуальные лаборатории позволяют не только экономить бюджет на приобретение и поддержку дорогостоящего оборудования, но и снизить вероятность несчастных случаев при работе студента с опасными технологиями и инструментами.

Использование ресурсов онлайнобучения и смешанное обучение в целом положительно повлияли на качество образования

По словам Александра Демина, благодаря использованию новых технологий повышается индивидуализация обучения:

— Любой онлайн-ресурс дает возможность групповых занятий, но преподаватель может выстроить систему внутри портала и давать задания в зависимости от уровня подготовки и успеваемости студентов. Еще один важный момент, обеспечивающий успех дистанционного и смешанного обучения, — подготовка преподавателей к такому формату работы. Были созданы специальные образовательные программы по работе портала, электронному обучению и педагогическому дизайну, например, программы «Педагогические технологии в SMART-университете в дистанционном формате», «Электронное обучение в вузе: оценка качества электронного учебного курса», «Балльно-рейтинговая система оценивания результатов учебной деятельности студентов».

Больше онлайн-программ

Опыт реализации дистанционного обучения в период пандемии подтолкнул Уральский федеральный университет совершить качественный скачок в развитии онлайн-образования. В этом году УрФУ запускает две программы магистратуры на русском языке полностью в онлайн-формате по самым востребованным направлениям. Первая — «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике» Института экономики и управления УрФУ. Это междисциплинарная практико-ориентированная программа, направленная на формирование компетенций в сфере управления региональным развитием в условиях цифровой трансформации экономики. Выпускники получат научный подход к реализации проектов цифровизации smart city и решению сложных, нестандартных проблем.

Вторая программа — «Инженерия машинного обучения» — нацелена на подготовку высококлассных инженеров в области архитектуры масштабируемых ИT-систем на основе искусственного интеллекта. В университете подчеркивают, что обе эти программы объединяет соответствие высокому запросу со стороны рынка труда на специалистов, обладающих цифровыми компетенциями и способных участвовать в цифровой трансформации различных сфер экономики.

Кроме того, УрФУ открыл безграничные образовательные возможности для студентов на платформе Coursera. Сегодня более 1500 лицензий предоставляется студентам и преподавателям для доступа к онлайн-курсам от ведущих российских и зарубежных университетов. Курсы используются для индивидуализации образовательной траектории студентов и получения ими дополнительных компетенций. Преподаватели осваивают курсы, повышая квалификацию и обогащая опыт новыми методиками, педагогическим дизайном и актуальным контентом.

В ИжГТУ также активно обновляют элект­ронный контент и внедряют онлайн-курсы в образовательный процесс. За последний год разработан и размещен на открытой платформе онлайн-курс «Докторская диссертация», завершается работа над онлайн-курсами «Проектная деятельность» (для включения проектной работы в учебный процесс) и «Начертательная геометрия» с сурдопереводчиком (курс планируется использовать для слабослышащих студентов).

Вместе с тем в вузах признают, что развитие цифровизации и внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс являются лишь инструментами и сами по себе не могут повысить качество обучения. В основе успешности остается человеческий фактор — мотивированность студентов на обучение, с одной стороны, и желание преподавателя совершенствовать учебный процесс, находить новые, более эффективные способы коммуникации, внедрять цифровые технологии — с другой. Самая сложная задача — выстроить коммуникацию студента и преподавателя, не только очную, но и в онлайн-среде. Именно это стоит во главе угла при реализации любой образовательной программы вне зависимости от ее формата.