Опыт Югры предложено тиражировать по всей стране

X Югорский промышленно-инвестиционный форум стал площадкой для обсуждения проблем и обмена опытом в развитии социального предпринимательства, промышленной инфраструктуры, низкоуглеродной экономики и индустриального туризма

В Ханты-Мансийске 7 и 8 октяб­ря прошел X Югорский промыш­ленно-инвестицион­ный форум (ЮПИФ), который объединил более 500 участников. Главные темы — социальное предпринимательство (СП), промышленная инфраструктура, креативные индустрии, низкоуглеродная экономика, цифровизация и индустриальный туризм. По словам главы региона Натальи Комаровой, форум стал площадкой, где представители власти могут услышать предложения как экспертов, так и тех, кто работает в малом и среднем бизнесе, самозанятых, индивидуальных предпринимателей. На ЮПИФ вырабатываются системные решения, рождаются знаковые предложения, идет конструктивный диалог между участниками рынка и властью, подчеркнул полпред президента РФ в УФО Владимир Якушев. «Э-У» публикует отчет о самых интересных дискуссиях на форуме.

Социальное предпринимательство

В рамках ЮПИФ состоялось пленарное заседание XX юбилейного съезда лидеров «Опоры России» «Социальное предпринимательство и креативная экономика — драйвер занятости в малом бизнесе». «Ханты-Мансийский автономный округ не случайно выбран местом проведения съезда. Он лидирует по поддержке НКО в социальной сфере и социальных предпринимателей. Этот опыт очень важно перенять и распространить на всю страну», — заявил президент «Опоры России» Александр Калинин.

— Правительство региона рассматривает СП и креативную деятельность как направление, которое влияет на достижение национальных целей. Чтобы социальное предпринимательство и креативная экономика стали драйвером занятости в малом бизнесе, необходимы нормативно-правовая база, адресные меры поддержки, а также сопровож­дение проектов субъектов СП и креативных индустрий на всех стадиях реализации, — рассказала губернатор Югры Наталья Комарова. — Мы разработали и утвердили модельный региональный закон о развитии общественно полезной сферы. Он регулирует отношения поставщиков услуг социальной сферы независимо от их организационно-правовой формы. Это общие правила, стандарты и сопровождение для всех. Для обеспечения принципа адресности в регионе подготовлено решение по запуску в этом году единой витрины мер поддержки. Система сама сформирует пакетное предложение исходя из профиля предпринимателя, поможет снизить документальный оборот, повысит открытость принятия решений.

По словам губернатора, Югра совместно с «Опорой России» на площадке рабочей группы по социальному предпринимательству комиссии Госсовета РФ по малому и среднему бизнесу активно работает над формированием региональной модели развития СП. В ней планируется учитывать опыт ХМАО.

— Югра — лидер РФ по развитию СП и креативных индустрий. Во многом это новая терминология, новое законодательство. Люди только пытаются найти себя в этих отраслях. Югра не ограничивается теми решениями, что приняты на федеральном уровне. Вы принимаете региональное законодательство, более того, подтверждаете слово делом. Ни в одном регионе страны пока нет такой законодательной базы по социальному предпринимательству и креативным индустриям. Москва и Санкт-Петербург находятся только в стадии ее формирования, а тут уже все есть. На съезде присутствуют предприниматели из более чем 50 регионов России. Думаю, когда они вернутся в свои регионы, обязательно возьмут опыт ХМАО, придут в свои Заксобрания и будут настаивать на том, чтобы лучшая практика тиражировалась по всей стране, — выразил надежду Александр Калинин.

В качестве примера он привел решение главы автономного округа о выделении 2,5 млрд рублей на госзаказ для социального предпринимательства.

Губернатор Югры подчеркнула важность взаимодействия между теми, кто оказывает услуги, государством и потребителями: «Возможности для организации подобной коммуникации имеют первостепенную важность. Все эти вопросы нужно было решить. Кроме того, в проектах участвовали публичные финансы — средства окружного бюджета. И мы крайне рады, что сейчас все больше субъектов вовлекается в создание и развитие нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность социального предпринимательства. Мы концентрировались на создании экосистемы рынка соцуслуг. Формировали стандарты оказания таких услуг. Отвечали на существующий социальный запрос».

Наталья Комарова рассказала, что автономный округ одним из первых в России запустил совместный с фондом «Наше будущее» образовательный курс «Школа социального предпринимательства», который позволяет за три месяца пройти путь от идеи до сформированного «под ключ» бизнес-проекта. Аналогичный образовательный курс разрабатывается для субъектов креативных индустрий. Наиболее ярким примером регионального сопровождения проектов, по мнению губернатора, является их упаковка в региональные франшизы: «Семь проектов югорских предпринимателей готовы к тиражированию».

Напомним, численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, в Югре составляет 240 тыс. человек (по итогам 2020 года — 208 тыс. человек). В регионе 298 социальных предприятий (в 2020 году — 204). Положительная динамика заметна и по субъектам креативных индустрий. В течение года их количество возросло с 35 до 200. В этой сфере трудится около 14 тыс. человек (2% от общей численности всех работающих югорчан).

Региональная модель

Участники съезда также обсудили подготовленную «Опорой России» комплексную региональную модель развития СП, а также возможности использования на региональном уровне федеральных инструментов развития. По словам председателя комиссии «Опоры России» по социальному предпринимательству Сергея Голубева, ранее модель рассматривалась на площадке Агентства стратегических инициатив, и часть практик уже была реализована после включения ее в «Смартеку», однако для достижения максимального эффекта необходима комплексная реализация:

— Главными факторами развития СП в представленной региональной модели являются появление лидеров социальных изменений; открытие рынков, в т.ч. доступ к госзакупкам; наличие ресурсов — информационных, кадровых, финансовых, имущественная поддержка (льготная аренда) в виде снятия административных барьеров для социального предпринимательства, а также риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Развитие этих факторов зависит от деятельности органов госвласти и МСУ, крупного бизнеса, предпринимательского сообщества, высших учебных заведений на конкретных территориях. В результате этой совместной работы мы должны рассматривать социального предпринимателя как поставщика федеральных услуг, у которого покупают не процесс, а результат. Для этого мы будем использовать лучшие управленческие практики и их внедрять, ориентируясь на весь негосударственный сектор и используя опыт Югры.

Эксперт подчеркнул, что многие регионы уже готовы к пилотированию. Главным драйвером, по его мнению, должна стать не грантовая поддержка, а заемное льготное (беспроцентное) финансирование, поскольку это стимулирует предпринимателей к развитию бизнеса. Кроме того, есть успешные кейсы привлечения социальными предпринимателями инвестиций.

— Поддерживаю реализацию регионального стандарта путем создания экосистемы поддержки СП в регионах, поскольку проб­лемы, с которыми сталкиваются инициаторы социальных коммерческих и некоммерческих проектов в разных регионах России, часто схожи. Поэтому и регуляторная политика, то, каким образом мы формируем правила работы бизнеса, НКО, должны быть одинаковыми. Это сформирует единое правовое пространство и единые условия развития сектора коммерческих и некоммерческих организаций в социальной сфере, — отметил директор департамента экономического развития — заместитель губернатора Югры Роман Генкель.

Он предложил разработать Единый реестр поставщиков в общественно полезной сфере, а также внедрить дополнительную оценку эффективности внедрения практик, привлекая к этой работе экспертное сообщество.

Заместитель директора департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая подчеркнула важность создания условий для развития конкуренции. По ее словам, начать этот процесс следует с управленческих решений и разработки плана деятельности по внед­рению региональной модели развития СП.

По итогам обсуждения участники решили поддержать инициативу «Опоры России» по внедрению региональной модели в субъектах РФ.

Промышленная инфраструктура

Одной из самых актуальных площадок на форуме стал круглый стол «Промышленная инфраструктура — инструмент развития промышленности». В дискуссии приняли участие руководители управляющих компаний индустриальных парков и промышленных технопарков, региональных корпораций развития, представители федеральных органов исполнительной власти.

— Промышленные технопарки получили законодательное определение только в 2018 году и являются в отличие от индустриальных зон довольно новой формой территориального развития промышленной и технологической инфраструктуры. Важным шагом Минпромторга РФ стала разработка единых для всей России требований к промтехнопаркам и доработка архитектуры мер поддержки этих площадок. Уверен, что в случае необходимости мы сможем совместно с министерством оперативно донастроить меры стимулирования в соответствии с потребностями бизнеса и частных инвесторов, — выразил готовность к диалогу директор Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России Андрей Шпиленко.

— Развитие региональной промышленной инфраструктуры является одной из приоритетных задач в повестке Минпромторга России. Автономный округ активно развивает такую инфраструктуру. Сейчас на территории региона работают четыре индустриальных парка и три промышленных технопарка. Мы ожидаем, что округ и управляющие компании парков воспользуются федеральными мерами поддержки для развития как действующих, так и новых промышленных площадок, — добавил директор департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга Виталий Хоценко.

По словам Виталия Хоценко, Минпромторг совместно с Ассоциацией кластеров запустил образовательную программу «Лидеры развития промышленной инфраструктуры»: «В этом году мы взяли регионы, у которых либо нет соответствующей инфраструктуры, либо пока они еще не очень качественно работают. Программа нацелена на определение территориями набора инструментов мер поддержки и развития

инфраструктуры. В течение года представители лучших индустриальных парков России, лучшие российские и международные эксперты будут обучать специалистов грамотному управлению».

Руководитель департамента промышленности Югры Кирилл Зайцев представил опыт Югры: «Сейчас в регионе три индустриальных парка аккредитованы в Минпромторге. Еще два, Кондинский и Ханты-Мансийский, проходят процедуру аккредитации». По его словам, в округе уже разработана концепция создания ОЭЗ, подана заявка в Минэкономразвития РФ, предусмотрены средства на развитие инженерной инфраструктуры: «Буквально на днях правительство РФ одобрило предоставление кредита автономному округу в размере 1,4 млрд рублей на инженерную подготовку. Уже есть три резидента, которые выразили готовность разместиться здесь».

Низкоуглеродная экономика

Декарбонизация экономики стала главной темой пленарного заседания ЮПИФ. Наталья Комарова отметила, что экологически эффективная экономика — приоритет стратегии развития региона. «На совещании по вопросам развития энергетики президент России Владимир Путин справедливо отметил, что глобальный энергетический рынок не терпит суеты и шараханий, инвестиционные планы здесь носят долгосрочный характер. Абсолютно разделяю подход главы государства — решения по развитию топливно-энергетического комплекса нашей страны должны быть взвешенными, учитывать национальные интересы, потребности граждан, и, конечно, должны быть ориентированы на долгосрочную перспективу. Именно этим мы руководствуемся, реализуя экологические программы», — сказала Наталья Комарова.

Глава региона отметила, что в автономном округе уровень использования попутного нефтяного газа доведен до 95,5%. За прошедшие девять лет ликвидировано 92% шламовых амбаров. С 2011 года сокращены выбросы парниковых газов на 12% за счет программ недропользователей, перевода котельных на газ и иных природоохранных мероприятий.

Наталья Комарова напомнила про запущенный в Югре приоритетный проект по созданию международного сертифицированного инжинирингового центра: «Научные институты, вузы автономного округа накопили достаточную базу знаний, которая может быть востребована бизнесом для подбора участков недр, реализации совместных проектов в области утилизации парниковых газов».

Виталий Хоценко отметил положительную динамику развития промышленного производства на территории Югры: «Минпромторг сделал пилотную оценку работы регионов по эффективности региональной промполитики. Ваш округ вошел в первую 20-ку, обогнав исторически промышленные субъекты. Это высокая оценка всей управленческой команды Югры».

По мнению представителя Минпромторга, у округа есть вся необходимая промышленная инфраструктура для продвижения проектов, способствующих переходу к производству высокотехнологичной продукции глубоких переделов с использованием наилучших доступных технологий: «Построение “зеленой экономики” и снижение негативного воздействия на окружающую среду потребуют объединения усилий и федеральных, и региональных властей».

Владимир Якушев акцентировал внимание на том, что Россия активно участвует в работе над конфигурацией новой мировой экономики и должна жестко отстаивать свои интересы  на международной арене: 

— На нашей территории сосредоточены крупнейшие месторождения углеводородного сырья и работают крупные предприятия. Концентрация промышленного производства здесь выше средних значений по России в четыре раза. И, конечно, это окажет влияние на конкурентоспособность уральской промышленности, — подчеркнул полпред. — С одной стороны, мы понимаем, что углеводороды — это национальное достояние. С другой, на нас оказывается определенное давление с таким посылом, что мы должны от этого достояния отказаться и платить за наши поставки в Европу. Считаю, мы должны идти своим путем, а не на поводу у Евросоюза.

Промышленный туризм

За круглым столом, посвященным развитию промышленного туризма в Югре, собрались руководитель программы по развитию промышленного туризма Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко, представители департамента промышленности Югры, Фонда развития Югры, управления по развитию туризма и внешних связей города Ханты-Мансийска и предприятий региона.

— Направление промышленного туризма набирает все большую популярность, и мы как департамент промышленности заинтересованы не только в том, чтобы наращивать внутренний турпоток и развивать привлекательность региона. Перед нами стоит также задача сделать наши предприятия доступнее, чтобы потенциальные покупатели могли посетить производство, ознакомиться с тем, как готовится продукция, — отметил заместитель директора департамента промышленности Югры Алексей Михеев.

В августе 2021 года регион вошел в прог­рамму Всероссийского акселератора по промышленному туризму, организатором которого выступило АСИ. Как подчеркнула руководитель этой программы Ольга Шандуренко, Югра не просто сделала ставку на промышленный туризм, но и стала законодателем и инициатором в АСИ:

— У региона была очень сильная, интересная программа, набравшая достаточно большое количество голосов экспертов. Надеюсь, сегодня вы продвинетесь в командной работе над треком акселератора. Мы возлагаем большие надежды на ваш регион.

Организаторами ЮПИФ выступили правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Фонд развития Югры, Фонд «Мой Бизнес» при поддержке НААИР, «Опоры России».