ОПК на рыночных рельсах

Наращивание объемов производства гражданской продукции обеспечивает общий рост выручки ОПК. Однако сектору предстоит научиться работать в жесткой конкурентной среде.

Александр Маланичев: «Основные барьеры диверсификации связаны с конкуренцией на гражданских рынках и дефицитом спроса»

Один из ключевых вызовов текущей экономической повестки для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) — реализация государственного курса на диверсификацию: сектор должен довести долю высокотехнологичной продукции гражданского назначения (ПГН) в общем производстве к 2025 году до 30%, к 2030 году — до половины. Отслеживать этот процесс в динамике намерен опорный для сегмента банк ПСБ: здесь составляют ежегодный рейтинг диверсификации. Результаты второй волны исследования мы обсудили с директором Центра аналитики и экспертизы оборонно-промышленного комплекса банка ПСБ Александром Маланичевым.

— Какую методику банк использует при составлении рейтинга?

— Мы опираемся на опросы предприятий. В анкету включается не просто вопрос о том, какая доля гражданской продукции выпускается на предприятии, но и оценки диверсификации производства по 12 критериям. Главные — доля и динамика роста выручки от гражданских бизнесов, а также интенсивность инвестиций в гражданские производства. Всего в исследовании приняли участие около 600 кейсов диверсификации.

В ходе второй волны исследования мы попытались сопоставить успехи в области реализации политики диверсификации с финансовым результатом деятельности предприятия в целом.

— Какие изменения в оценках вы зафиксировали?

— Результаты указывают на положительную динамику роста выручки и инвестиций в развитие производства гражданской продукции. Во-первых, среднегодовой темп роста выручки выше 5% зафиксирован у 54% компаний выборки, что на 4 п.п. больше, чем в первом рейтинге. Во-вторых, доля компаний, показавших рост инвестиций в производство ПГН более 5%, выросла на 7 п.п. до 38%. В-третьих, количество участников выборки, продемонстрировавших соотношение инвестиций к выручке от гражданской продукции свыше 5%, выросло с 28% до 33%.

Но есть и негативные тенденции. Как выявили наши расчеты, доля предприятий, показавших рентабельность продаж ПГН свыше 10%, снизилась с 30% до 24%, а доля предприятий с удельным весом такой продукции в выручке свыше 30% уменьшилась с 36% до 31%.

— Какова корреляция рентабельности проектов ПГН с общим финансовым результатом предприятий?

— Наше исследование показало, что наиболее уязвимыми местами остаются низкая рентабельность выпуска гражданской продукции и слабая инвестиционная активность. Около половины предприятий показывают недостаточные темпы роста выручки от этого направления.

Во-первых, развивая проекты ПГН, предприятия сталкиваются с более высокой конкуренцией на гражданских рынках, что снижает рентабельность предприятия в целом. И если доля продукции гражданского назначения у него значительна, это становится заметно в отчетности. Во-вторых, среднегодовой темп роста выручки от ПГН невысок: у 46 предприятий он менее 5%. Но общая динамика выручки зависит от степени диверсификации: чем выше доля гражданской составляющей, тем быстрее расширяется масштаб бизнеса предприятий. Таким образом, если предприятие заинтересовано в наращивании выручки, ему следует инвестировать в развитие гражданской продукции.

Третье наблюдение — слабая инвестактивность: у 67% предприятий инвестиции в проекты ПГН не превышают 5% выручки от гражданской продукции. При этом предприятия с долей ПГН менее 10% имеют довольно высокий коэффициент покрытия процентов по обслуживаемым займам: EBITDA к уплате процентов у них составляет 4,8х, тогда как у предприятий с долей ПГН до трети — 1,7х. То есть слабодиверсифицированные предприятия могут успешно наращивать долю производства ПГН за счет привлечения внешнего финансирования.

— С какими барьерами на пути диверсификации сталкиваются предприятия?

— В первую очередь — большие издержки. Себестоимость производства продукции гражданского назначения довольно существенна, это отметили 64% респондентов. Часто высокие издержки связаны с существенным весом в себестоимости накладных расходов, а также постоянным ростом издержек всего предприятия, поэтому им сложно конкурировать на рынке по цене.

Второй барьер — высокая конкуренция на целевом рынке ПГН. На это указали 55% участников. Их продукции часто приходится бороться за потребителя не только с отечественным товаром, но и с импортом. Находить решения таким участникам рынка довольно сложно: они привыкли работать по гособоронзаказу, их структуры маркетинга плохо приспособлены к жесткой конкурентной среде. Естественно, сказывается и отсутствие гарантий сбыта, к чему предприятия привыкли в рамках выполнения гособоронзаказа. Да, им приходится перестраиваться, и предпринимаемые меры дадут эффект на долгосрочном горизонте. Но пока этот фактор является ограничивающим.

— Ваши рекомендации?

— Главная проблема — сравнительно низкая рентабельность выпуска гражданской продукции. Поэтому мы могли бы рекомендовать внедрять программы повышения производительности труда, стимулирования спроса и снижения себестоимости за счет эффекта масштаба. Наращивание объемов производства ПГН как раз и приведет к снижению себестоимости и к повышению общей конкурентоспособности. Отдельным направлением должно стать развитие внешних рынков и поддержка продукции предприятий ОПК на экспортном направлении.

— Нужны ли отрасли внешние стимулы?

— Для развития диверсификации жизненно важно использовать меры поддержки, особенно в рамках создания новых производств, пока спрос на продукцию не ясен и предприятие еще только выходит на запланированные объемы производства. И это не обязательно финансовая поддержка. Мы сейчас, например, анализируем потенциал радиоэлектронной промышленности и видим, что очень важно обозначить роль в этой отрасли якорного заказчика. Таким образом можно обеспечить спрос и функционирование всей производственной цепочки сквозного проекта от производства микроэлементной базы до конечной продукции.