Для чего и кому нужна магистратура

Уральский федеральный университет в новых условиях готовит кадры для наукоемких отраслей и мотивирует студентов получать новые компетенции

Минобрнауки РФ прорабатывает вопрос увеличения бюджетных мест в магистратуре, сообщил глава ведомства Валерий Фальков: «Окончательное решение не принято, но на всех площадках, где мы это обсуждали, это поддержано. Мы внимательно анализируем меры поддержки системы высшего образования. Выпускники бакалавриатов в этом году должны иметь еще больше возможностей для обучения на бюджетных местах».

Университеты восприняли информацию позитивно. Именно магистратура позволяет развивать узкопрофильные и аналитические компетенции у тех, кто определился с направлением деятельности при обучении на бакалавриате или специалитете и готов продолжить трек на наукоемких программах, формируя фундамент для обучения в аспирантуре или построения карьеры.

Однако важно понимать, что магистратура — это не просто следующий уровень образования, акцентирует внимание проректор по развитию магистратуры Уральского федерального университета (УрФУ) Наталья Андрейченко:

— Это прежде всего продукт, построенный под запрос как обучающихся, так и работодателей, которые тоже могут являться целевыми заказчиками. Продуктовый и клиентоориентированный подход принципиально меняет форматы проектирования, продвижения и реализации программ, которые создаются в тесной связке с задачами региона, предприятий промышленности. Еще один тренд — гибкая сборка программ под запрос. Например, программа может иметь образовательное ядро, а в связке с предприятиями и их проектными задачами доукомплектовываться под запросы обучающихся необходимыми практическими модулями под заказ предприятий. Наука и задачи предприятий неразрывно связаны сегодня в программах магистратуры УрФУ. Такая работа имеет ключевое значение в том числе и при реализации проектов Уральского межрегионального научно-образовательного центра «Передовые производственные технологии и материалы». Важно и то, что магистратура позволяет развивать узкопрофильные и аналитические компетенции.

В таком случае человеку будет легче построить свою профессиональную траекторию и обеспечить карьерный взлет с более высокой стартовой позиции.

Сегодня российская магистратура сталкивается с рядом серьезных вызовов — от проб­лемы интернационализации образования в условиях сужающихся возможностей мобильности до внутренних экономических вызовов, спроса со стороны основных стейкхолдеров магистерских программ. При этом УрФУ ведет набор в магистратуру почти по 200 программам. «Э-У» обсудил перспективы магистерского образования с директорами институтов университета.

Углубление специализации и новые компетенции

— Магистерские программы помогут выпускникам бакалавриата сократить разрыв между теоретическими знаниями и запросами рынка. Они приобретут дополнительные компетенции для успешной деятельности в науке и высокотехнологичных секторах — промышленности, здравоохранении, ИТ, образовании. Доля практик, НИР и лабораторных занятий составляет более 80% от объема наших программ магистратуры, — констатирует директор Института естественных наук и математики (ИЕНиМ) Сергей

Рогожин. — Дорогу в реальный сектор экономики для выпускников открывают программы по направлениям геодезии и дистанционного зондирования, стандартизации и метрологии, математического обеспечения и администрирования информационных систем, инноватики. Выпускники программ магистратуры ИЕНиМ ценятся на рынке труда. Это площадка для подготовки востребованных специалистов в межпредметных направлениях, таких как биофизика, биохимия, медицинская химия, биоинформатика, цифровая медицина, астрохимия, астрофизика.

Магистратура считается началом научной деятельности, по ее окончании выпускник получает не просто диплом, а диплом, в котором есть научно-исследовательский задел.

— Она дает не только профильные знания, но и навыки критического мышления, решения задач, работы в команде и делового общения. И это объединение позволяет получить не просто специалиста с глубокими знаниями, но своего рода лидера, не просто инженера в обычном понимании, а инженера с навыками управления проектами, — подчеркивает директор Уральского энергетического института (УралЭНИН) Сергей Сарапулов.

— В Институте радиоэлектроники и информационных технологий — РТФ (ИРИТ-РТФ) три направления магистратуры:

программы для углубления специализации в наукоемких или инновационных областях, таких как искусственный интеллект или радиоэлектроника; программы для приобретения новых компетенций, например для перехода из разработчиков в управление ИТ; программы для приобретения новой цифровой профессии, рассчитанные на тех, у кого нет бэкграунда в ИТ, — подтверждает директор ИРИТ-РТФ Илья Обабков.

— Магистратура позволяет получить углуб­ленные практические знания по выбранной специализации или поменять карьерную траекторию, освоив смежную сферу. Экономико-менеджериальная магистратура дает возможность, к примеру, при базовом техническом образовании получить управленческие компетенции, которые помогут двигаться по карьерной лестнице. Еще это полезные связи, бесценный нетворкинг с практиками, работодателями и учеными, возможность найти наставника, бизнес-партнера, научного руководителя. Магистратура ИнЭУ — это признанное на мировом уровне престижное бизнес-образование. Практически все магистры совмещают учебу с карьерой, при этом активно публикуют научные работы и участвуют в исследованиях. Магистратура

укрепляет фундамент теории и практики новыми компетенциями, необходимыми для развития карьеры. И не важно, будет это горизонтальный или вертикальный рост, создание собственного дела или наука, — итожит директор Института экономики и управления (ИнЭУ) Дмитрий Толмачёв.

Профсообщество влияет на программы

В ИнЭУ партнеры проводят аудиторные занятия в виде мастер-классов и открытых лекций, читают целые модули, проводят экспертизу качества и практикоориентированности контента, кейс-чемпионаты, организуют производственные практики и оплачиваемые стажировки, а также занимаются аккредитацией от профессионально-общественных объединений. Магистранты решают реальные научно-исследовательские задачи и становятся полноценными членами коллективов, соавторами публикаций и научных открытий. Центр международного сотрудничества ИнЭУ прикладывает много усилий, чтобы поддерживать связи с зарубежными академическими партнерами.

Для ИЕНиМ ведущие научно-исследо­вательские и производственные институты, экспертные и мониторинговые центры, ИТ-компании и наукоемкие предприятия предоставляют базы практик и стажировок. «Титульные партнеры участвуют в разработке и реализации программ магистратуры. Это — СКБ Контур и Институт математики и механики УрО РАН (программа «Современные проблемы математики»), Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций и Институт иммунологии и физиологии (программа «Биомедицина и доклинические исследования лекарственных средств»), Уральский НИИ метрологии (программа «Метрологическое обеспечение научных исследований и наукоемких технологий»), Институт физики металлов УрО РАН (прог­рамма «Физика»), другие академические институты и десятки ИТ-компаний. Ведущие специалисты читают лекции, проводят семинары и мастер-классы. Именно на таких занятиях многие студенты впервые встречаются с будущим работодателем», — подчеркивает Сергей Рогожин.

В УралЭНИН с партнерами реализуются все программы магистратуры. «Непосредственная связь с отраслевыми предприятиями в образовательном процессе позволяет получить не просто дисциплину, оторванную от жизни, а знания на основе сотрудничества. Партнеры внедряются в учебный процесс — это и обычные живые лекции, и проведение дополнительных семинаров и вебинаров. Создаются востребованные продукты и специалисты», — говорит Сергей Сарапулов.

У ИРИТ-РТФ более 30 компаний-партне­ров, которые активно участвуют в проектировании и реализации программ магистратуры: ведут курсы, дают темы для проектов, берут обучающихся на практику и для реализации выпускных квалификационных работ. Например, есть совместные программы со Сбером в области анализа данных и финансовых технологий, с Уральским центром систем безопасности по кибербезопасности. В программе по искусственному интеллекту институт взаимодействует с «Контуром» и «Науменом», а в области радиотехники — с НПО автоматики, Инфинет, Уральским заводом гражданской авиации и другими предприятиями.

Самые популярные направления

В ИЕНиМ — это программы «Современные проблемы магистерских наук» (реализуется совместно со Школой анализа данных Яндекс), «Фундаментальная биология и биотехнологии» (совместно с ГНЦ Вирусологии и биотехнологии «Вектор»).

В ИнЭУ — программы, на которых лично преподают ведущие эксперты-практики и топ-менеджеры известных компаний: «Развитие бизнеса: стратегии, проекты, финансы», «HR-стратегия развития организации», «Банковский и инвестиционный менеджмент», «Финансы в цифровой экономике», «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике», «Управление металлургическим предприятием» и другие.

В УралЭНИН — программы, связанные с цифровизацией: «Интеллектуальные городские энергетические системы» и «Искусственный интеллект в электроэнергетике». Как отмечает Сергей Сарапулов, «программы стали мультидисциплинарными, включают не только энергетику, но и ИТ, математику и даже кибернетику. Программы доступны на двух языках: русском и английском. Но мы ориентированы не только на Запад, но и на наших восточных партнеров: Индию, Китай, Пакистан и Бразилию, с которыми поддерживаем рабочие отношения в образовательном процессе».

В ИРИТ-РТФ особой популярностью пользуются «Прикладной анализ данных» и «ИТ-инновации в бизнесе». В этом году появились новые флагманские программы «Инженерия радиоэлектронных средств и систем» (75 бюджетных мест) и «Инженерия искусственного интеллекта» (70 бюджетных мест), ориентированные на подготовку выпускников по востребованным на рынке труда направлениям с высокой заработной платой.

Заменить иностранные технологии в образовании — реально

— У нас есть успешный кейс. В прошлом году мы открыли набор в полностью дистанционную магистратуру «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике». На программу поступили слушатели из Перми, Барнаула, Екатеринбурга, Севастополя и других городов. В середине учебного года наш партнер, одна из крупнейших международных образовательных платформ, объявила об уходе с российского рынка, а у нас 100-процентный онлайн — «обучение в удобное студенту время из любой точки мира». Буквально в течение недели мы перенесли весь контент на надежный отечественный носитель, — делится Дмитрий Толмачев. — Безусловно, нашим тьюторам пришлось приложить усилия, чтобы настроить слушателям новые доступы. Сами студенты очень быстро перестроились и отметили в чате обратной связи, что переход получился бесшовным.

А вот ИРИТ-РТФ с отечественными разработчиками сотрудничает давно. Илья Обабков: «Например, мы разработали и включили в образовательные программы магистратуры онлайн-курс “Российские операционные системы”, в котором преимущественно рассмат­ривается Astra Linux. Кроме этого, используем продукты с открытыми исходными кодами, особенно в области искусственного интеллекта и машинного обучения».

ИЕНиМ также взаимодействует с разработчиками отечественных технологий. Причем в практическую деятельность по импортозамещению в области технологий вовлекаются магистранты и студенты старших курсов бакалавриата и специалитета.

В УралЭНИН большинство оборудования и лабораторных стендов для обучения сделаны отечественными производителями или даже своими руками, говорит Сергей Сарапулов: «Активная научная деятельность позволяет институту создавать востребованные и уникальные для отрасли продукты, на которых в том числе мы обучаем наших студентов».