Накануне событий 7 октября 2023 г. ежегодный доход ХАМАС по разным оценкам составлял от $700 млн до $1 млрд. Как следствие, группировка (запрещенная и признанная террористической помимо Израиля и в многих странах Запада) регулярно занимала верхние позиции рейтингов самых богатых террористических организаций. Например, по оценке The Economist, от таможенных сборов с товаров, доставляемых из Египта, прибыль группировки составляла около $350 млн в год. Поступающие деньги, помимо прочего, вкладывались в развитие своей подземной инфраструктуры — сети тоннелей. Землекопы на таких работах получали $250-400 в месяц — высокая зарплата для Газы. ХАМАС успешно справился в 2022 г. с возникшим из-за выросших цен на топливо дефицитом бюджета. Группировка сократила выплаты своим членам на 40%, однако все равно сохранила доходность на уровне $40 млн в месяц.
Еще одним источником пополнения бюджета являлись спонсорские поступления средств от ряда крупных государств региона. В 2021 г. правительство Катара объявило об увеличении ежегодной помощи Сектору Газа с $240 млн до $360 млн. Характерно, что это произошло с согласия, одобрения и под контролем Израиля. Официально деньги шли населению анклава, и точно неизвестно, сколько именно из них потратил ХАМАС на свои нужды. Финансовая подпитка из Ирана, по мнению западных аналитиков, составляла от $80 млн до $100 млн в год. Помимо этого, деньги поступали через различные международные благотворительные организации. Сумма поступлений составляла от $40 млн до $60 млн. Часть благотворительной помощи поступала в крипте. По данным израильской компании BitOK, с лета 2021-го по весну 2023 г. в цифровой валюте ХАМАС получил $41 млн. Однако, затем группировка объявила о приостановке сбора средств, ссылаясь на опасения по поводу безопасности доноров.
Стоит упомянуть, что у группировки был инвестиционный портфель. По данным министерства финансов США, активы Инвестиционного управления ХАМАС составляли $500 млн, основу которых составляют строительные компании, работающие в Судане, Турции, Саудовской Аравии, Алжире, и ОАЭ. В целом, накануне 1 октября 2023 г. экономические показатели Сектора Газа выглядели следующим образом. При населении около 2,3 млн человек номинальный ВВП на душу населения, по данным Всемирного банка, составлял $1257. Безработица, согласно данным МВФ, составляла 45%. Среднегодовой рост экономики в 2007–2022 гг. представлял 0, 4%. При этом, по мнению некоторых экспертов, военные расходы ХАМАС составляли более $100 млн в год.
Финансовая опора ХАМАС стала одной из целей операции Израиля в Секторе Газа, начатой после теракта. Уже 10 октября 2023 г. пресс-служба израильской армии сообщила о ликвидации министра экономики ХАМАС Джавада Абу Шамалы. Позднее в новостях регулярно появлялись сообщения о ликвидации его преемников либо других ключевых фигур «хамасономики». Специалисты еще в самом начале израильской операции отмечали, что противодействие финансированию ХАМАС является долгосрочной проблемой, для решения которой потребуется международная координация, поскольку группировка может использовать различия в юрисдикциях, переводя активы и операции в дружественные страны.
Сегодня, спустя почти два года войны, израильские эксперты из иерусалимского Центра безопасности и иностранных дел подчеркивают, что ХАМАС продемонстрировал поразительную устойчивость. Согласно их анализу, организация накопила дополнительные средства во время войны, взимая с торговцев и агентств ООН платежи за защиту, получая десятки тысяч шекелей за каждый грузовик с гуманитарной помощью. При этом ХАМАС сохранил контроль над рынком топлива, продавая миллионы литров горючего. Расширила свое влияние группировка и на рынке наличных денег — примерно половина обменников контролируется ХАМАС. Тем не менее, группировка вряд ли сможет в ближайшее время восстановить свою экономику до уровня 2023 г.
«Все логистические маршруты и в целом возможности подпольного, параллельного или ещё как его не назови импорта ХАМАС сейчас подорваны», — говорит Эльмира Имамкулиева, академический руководитель образовательной программы «современное востоковедение», заведующая научно-учебной лабораторией исследований современного Ирана НИУ ВШЭ. По ее мнению, говорить о восстановлении ХАМАС вряд ли приходится из-за сильнейшего давления Израиля и его союзников, а также отсутствия консолидации среди мусульманских стран, включая Турцию, которые могли бы оказать единое сопротивление в духе 1973 г., и ввести единого эмбарго на поставки углеводородного сырья Израилю.
При этом и для Израиля операция в Секторе Газа (совокупно с операциями в Ливане и Иране) имели свою цену. Если военный бюджет Израиля, согласно News18, в 2023 г. составлял 60 млрд шекелей (около $18 млрд), то в 2024 г. он был увеличен до 99 млрд, а траты на 2025 г. оценивались в районе 118 млрд шекелей. Одна только операция в Иране, по подсчету бывшего военного финансиста ЦАХАЛ генерала Реэма Аминоаха, стоила $725 млн ежедневно.
Противостояние Израиля и ХАМАС оказало мощнейшее воздействие на глобальную экономику. По словам профессора, доктора политических наук и руководителя отдела научных исследований Института международных экономических связей Геннадия Косова, конфликт создал угрозы мировым ценам на энергоносители, а также повлиял на волатильность мирового финансового рынка: бизнес стал выводить средства из активов, связанных с Ближним Востоком, и перекладывать их в «безопасные гавани», что вызвало рост цен на золото.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag