О планах признать Палестинскую автономию независимым государством 24 июля объявил президент Франции Эммануэль Макрон. 29 июля о таком же намерении сообщил премьер-министр Великобритании Кир Стармер. 30 июля аналогичные планы обнародовал премьер-министр Мальты Роберт Абела.
справка
Основание считать Палестину государством дает резолюция Генассамблеи ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. о разделе территории подмандатной Британской Палестины на арабское и еврейское государства.
Государство Палестина было официально провозглашено 15 ноября 1988 г. Тогда же ее признали 85 членов ООН, включая СССР. Россия автоматически признает Государство Палестина как правопреемник СССР.
Сегодня Палестину признают независимым государством 148 из 193 стран — членов ООН.
Палестина является государством-наблюдателем в ООН с 2012 г.
Нынешний заход на признание государственности Палестины (при том, что принципиально ее право на самостоятельность в течение почти 80 лет не оспаривает никто, даже Израиль) выглядит как инструмент давления на еврейское государство, которое приводит в смущение многие европейские страны чрезмерным, как им кажется, применением силы в секторе Газа в ответ на террористическую атаку в октябре 2023 года. В 2025 г. правительство Биньямина Нетаньяху перешло от военного разгрома господствующего в Газе движения ХАМАС к экономическому удушению сектора. Это вызвало самый серьезный в истории Ближнего Востока гуманитарный кризис.
Решения Лондона и Парижа представляют собой поворот на 180 градусов в отношении Израиля. Ведь во время Суэцкого кризиса в 1956–1957 гг. британские и французские войска прямо участвовали в боевых действиях на стороне Израиля против Египта в ответ на национализацию Суэцкого канала президентом Гамалем Абдель Насером. Франко-британское вмешательство напомнило о не забытом еще периоде, когда эта часть Ближнего Востока являлась подмандатными территориями либо колониями. Можно вспомнить, что Великобритания активно способствовала «сионизации» территории Палестины в межвоенный период, поощряя переселение туда европейских евреев.
Великобритания и Франция входят в Совет безопасности ООН. Только по его рекомендации Палестина может стать полноправным членом Организации Объединенных Наций. Однако шансы на признание полноценной государственности Палестины в ООН близки к нулю, так как США тоже входят в Совбез, и традиционно накладывают вето на все такие резолюции.
Признание Палестины теоретически может дать толчок процессу попыток легализации так называемых «полупризнанных государств». Сегодня это Абхазия, Южная Осетия, Косово, Тайвань (самоназвание — Республика Китай), Западная Сахара (Сахарская Арабская демократическая республика), Северный Кипр (Турецкая республика Северного Кипра). Добавление в этот список Палестины может подбодрить руководство и никем не признанных образований (Приднестровья, Сомалиленда, Свободного штата Джамму и Кашмир, Западного Папуа, государств Ва и Шан, Амбазонии, Западного Тоголенда), которые почувствуют себя вправе задать вопрос о двойных стандартах, раз уж их стремление к международному признанию игнорируется.
«Существование Палестины как полностью независимого государства просто немыслимо»

Эксперт по Ближнему Востоку Российского совета по международным делам (РСМД):
Среди всех частично признанных государств Палестина стоит особняком: это единственное образование, чье право на полную независимость в принципе не оспаривает никто. Этим Палестина отличается от Абхазии, Южной Осетии и всех прочих территорий, некоторые из которых признают всего несколько государств, как правило, принимающих прямое участие в обеспечении их фактического существования. Поэтому прецедента это не создаст.
Палестина до сих пор не получила всеобщего признания по ряду причин. В первую очередь потому, что почти за 80 лет с момента раздела бывшей британской подмандатной территории с таким же названием, ее арабская часть так и не смогла сформировать устойчивые государственные институты. На Западном берегу Иордана и в секторе Газа у власти стоят не очень любящие друг друга ФАТХ и ХАМАС, у которых очень различные идеологии в плане отношений с Израилем — это делает гипотетическое палестинское государство внутренне нестабильным.
Экономически палестинские территории тоже полностью интегрированы с Израилем (Западный берег также, но в гораздо меньшей степени, с Иорданией). Из-за этого существование Палестины как отдельного, полностью независимого государства просто немыслимо. Израилю было бы даже удобно «умыть руки»: «вы теперь независимые, решайте свои проблемы без нас». Но основная, и в принципе нерешаемая проблема заключается в том, что обе части Палестины не имеют между собой общей границы. Поэтому при любом развитии событий ее экономическая жизнь, перемещение рабочей силы, товаров и всё прочее будет полностью зависеть от доброй воли израильтян.
Юридически, формально — да, Палестина может быть признана независимым государством в любой момент. Однако в существующих реалиях, географических, экономических и политических, эта независимость все равно будет в значительной степени оставаться фиктивной. Проще говоря, формальное признание государства Палестина даже большим числом членов ООН практически никак не отразится на ее повседневной жизни в частности, и на ситуации на Ближнем Востоке в целом.
Почему именно Франция и Британия сегодня возглавляют действия по скорейшему признанию Палестины, сказать сложно. Может быть, обе они тоскуют по временам, когда их позиция что-то решала в мировых делах, и таким способом пытаются заявить о себе как о державах, еще способных повлиять на что-то в международных отношениях.
«Ни для палестинцев, ни для израильтян, ни для кого бы то ни было ничего не поменяется»

Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:
Если Палестину признают еще несколько государств, даже членов СБ ООН, это будет иметь исключительно накопительный эффект. В практическом смысле ни для палестинцев, ни для израильтян, ни для кого бы то ни было ничего не поменяется. Эти шаги вообще предпринимаются не в порядке помощи палестинцам, а как попытка показать американцам, что Франция и Великобритания имеют собственную позицию по вопросу, очень чувствительному для администрации США. Хотя все понимают, что нереалистично доказать что-либо администрации Трампа, например, что сделать из сектора Газа автопарковку и Диснейленд — это плохая идея. Так что это, скорее, задел уже на следующую администрацию в Белом доме.
Наконец, для лидеров Франции и Великобритании любые пропалестинские шаги — даже совершенно бессмысленные в моменте — укрепляют их позиции на домашнем политическом рынке, учитывая, что общественное мнение в Европе сегодня настроено преимущественно антиизраильски.
Почему такие действия бессмысленны в практическом плане? Государство Израиль на протяжении более 70 лет последовательно лишало палестинские территории всякой возможности для независимого от него существования. Это и логистическая разорванность обеих частей Палестины, и вопросы водоснабжения, энергообеспечения и т.д. Из-за этого Палестина физически не может функционировать как полноценное государство — причем это признают и сами палестинцы. Это факт, не зависящий от чьей-либо политической воли.
Возможно, в какой-то степени часть этих проблем облегчило бы строительство экстерриториального шоссе или какого-то еще коридора между Газой и Рамаллой. Но мы на практике знаем, что в большинстве случаев такие коридоры ни к чему хорошему не приводят — можно вспомнить хотя бы азербайджанский проект «Зангезурского коридора» через территорию Армении.
В самом Израиле не наблюдается какого-либо энтузиазма по вопросу о строительстве таких коридоров. Можно вспомнить, что за попытки продвинуться по вопросу о предоставлении палестинцам большей экономической самостоятельности премьер-министр Израиля Ицхак Рабин поплатился жизнью в 1995 году от рук «своих» же радикалов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag