27 ноября президент России Владимир Путин завершил трехдневный визит в Бишкек участием в саммите ОДКБ, где было объявлено, что председательство в организации на 2026 г. перейдет к России.
«В соответствии с принятым порядком очередное председательство в организации переходит к Российской Федерации», — сообщил президент завершившей свое председательство Киргизии Садыр Жапаров.
Владимир Путин отметил, что за год, на протяжении которого Киргизия возглавляла ОДКБ, организация укрепилась.
«На мой взгляд, в современных неспокойных условиях, прямо скажем, это важный элемент стабильности на всем нашем общем пространстве», — оценил ситуацию российский лидер.
Свое выступление Владимир Путин посвятил важности ОДКБ, которая, по его мнению, «гарантирует безопасность и стабильность на евразийском пространстве».
«С учетом геополитической напряженности вполне логично, что на первый план выходит задача продвижения коллективных интересов и инициатив стран — участниц ОДКБ на мировой арене», — подчеркнул президент РФ.
Он анонсировал проведение следующего саммита ОДКБ в Москве 11 ноября 2026 г., а в его преддверии предложил провести международный экспертный форум, который будет посвящен формированию в Евразии архитектуры равной и неделимой безопасности.
«К участию в этом мероприятии планируем привлечь не только делегации государств-членов, но и представителей дружественных нам стран, многосторонних структур и интеграционных объединений», — отметил Владимир Путин.
Также он пообещал в год председательства России «плотно взаимодействовать с союзниками по всем вопросам укрепления военного потенциала ОДКБ», а основные усилия сосредоточить «на повышении боеспособности национальных контингентов и совершенствовании управления коллективными силами».
В связи с этим российский президент сделал, наверное, ключевое заявление саммита: «Предлагаем запустить масштабную программу оснащения Коллективных сил современными образцами российских вооружений и техники, доказавшими свою эффективность в ходе реальных военных действий».
По словам Владимира Путина, именно в этом ключе будет организован целый ряд совместных мероприятий по подготовке воинских частей и подразделений спецслужб, в том числе очередные этапы регулярных учений «Взаимодействие» (учения сил оперативного реагирования), «Эшелон» (подразделений материально-технического обеспечения), «Поиск» (подразделений разведки).
«Одним из ключевых приоритетов российского председательства видим развитие сотрудничества наших государств для обеспечения технологического лидерства ОДКБ в военной сфере и особый акцент намерены сделать на углубление кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса», — заявил президент РФ.
По его словам, в свое председательство Россия запустит совместную подготовку новой антитеррористической стратегии ОДКБ.
«Будем стремиться сделать всё необходимое для дальнейшего решительного противодействия экстремизму. С партнёрами по организации продолжим работать над выявлением и ликвидацией международных террористических группировок и их ячеек, над пресечением каналов их финансирования», — сказал Владимир Путин.
Другим приоритетом российского председательства станет информационная безопасность: «Российская сторона настроена тесно сотрудничать с союзниками для препятствования распространению радикальных идей в молодежной среде. Считаем необходимым принять дополнительные меры по защите общего информационного пространства от таких угроз», — подчеркнул российский лидер.
Наконец, с учетом растущего объема задач, стоящих перед секретариатом и объединенным штабом ОДКБ, Владимир Путин предложил «заняться вопросами улучшения эффективности их работы, структурной оптимизации, гибкой адаптации к современным реалиям и, разумеется, созданием условий для привлечения высококвалифицированных кадров к совместной работе».
В ходе саммита лидеры стран ОДКБ подписали 16 документов, в том числе Декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ. В ней участники саммита приветствовали российскую инициативу по соблюдению Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-III) как минимум в течение года после завершения его действия в феврале 2026 г.
«Призываем американскую сторону поддержать данное начинание, нацеленное на обеспечение предсказуемости и сдержанности в указанной сфере, предотвращение гонки вооружений и содействие целям Договора о нераспространении ядерного оружия», — сказано в документе.
ОДКБ образована 14 мая 2002 г. на основе Договора о коллективной безопасности, заключенного 15 мая 1992 г. Сегодня в ней состоят 6 государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
Цель ОДКБ — отражение угроз безопасности и стабильности, защита территориальной целостности и суверенитета государств-членов без вмешательства в их внутренние дела.
Агрессия против одного из участников ОДКБ (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) рассматривается как агрессия против всех ее членов.
Страны-участницы ОДКБ не могут вступать в военные союзы с другими странами и участвовать в действиях, направленных против других государств организации.
Военные базы государств, не входящих в ОДКБ, размещаются на территориях ее стран-участниц исключительно с согласия всех партнеров.
Военно-политические отношения между странами ОДКБ приоритетны по сравнению с военными связями с другими государствами.
Договор о коллективной безопасности не направлен против третьих стран, не затрагивает прав и обязательств стран ОДКБ в рамках двусторонних соглашений, не затрагивает прав стран-участниц на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии согласно Уставу ООН.
ОДКБ располагает Коллективными силами, в состав которых входят:
- Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР, 18 тыс. человек),
- Миротворческие силы (3,6 тыс. человек),
- Коллективные авиационные силы (КАС),
- 3 региональные группы:
- Коллективные силы быстрого развертывания в Центральной Азии (КСБР ЦАР; 5 тыс. человек),
- восточноевропейская группировка (Россия и Белоруссия),
- кавказская группировка (Россия и Армения).
«Передовые технологии России существенно повысят военный потенциал стран-участниц ОДКБ»
Научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт клуба «Валдай»:
Сегодня у России «на балансе» не только когда-то вызвавшие ярое противодействие западных стран ЗРК С-400, но и новые разработки, новые типы вооружения, САУ «Коалиция СВ», гиперзвуковые ракеты «Циркон», «Орешник», и множество других видов вооружений. Украинский кризис фактически перезапустил российскую военно-промышленную систему. Перенять этот опыт, получить доступ к его плодам, исключительно важно для партнеров России по ОДКБ.
Так, страны Центральной Азии в свое время сделали выбор в пользу нейтралитета, в частности, Казахстан (наряду с Белоруссией) отказался от ядерного арсенала в пользу России. Сегодня стоит вопрос не просто повышения международного признания государств региона через их многовекторную дипломатию и открытость, а наличия у них реального военного потенциала.
Заявление российской стороны о готовности «делиться» своими передовыми технологиями означает существенное повышение боеспособности национальных контингентов всех стран-участниц ОДКБ. При этом задача по предоставлению им своих военных разработок связана не с доброй волей России, а с необходимостью формирования единого пространства безопасности, превентивной готовности к любой турбулентности.
Не исключено, что на фоне готовности России делиться своими новейшими военными технологиями, присоединиться к ОДКБ захотят и другие страны. Возможно, даже перестанут звучать заявления о скором выходе Армении. Впрочем, невзирая на риторику, выйти из ОДКБ она вряд ли решится, ведь помимо гарантий коллективной поддержки и доступа к технологиям, эта организация важна для партнеров России и как политический зонтик, источник институциональной устойчивости.
«Председательство России положит конец дезинтеграционному процессу, набирающему обороты с заморозкой членства Армении»
Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ:
Решение оснастить коллективные силы ОДКБ российским вооружением и техникой, доказавшими свою эффективность в реальных боевых условиях, максимально позитивно отразится на российском ВПК. Это обеспечит гарантированный рынок сбыта продукции российских оборонных предприятий и в целом укрепит позиции России как основного гаранта безопасности на постсоветском пространстве.
Среди приоритетов и основных направлений модернизации, которая ожидает коллективные силы за счет российских поставок — это постановка на вооружение современных российских систем ПВО, бронетехники, БПЛА и средств противодействия им, высокоточного оружия, средств связи и управления. Все это в комплексе повысит боеспособность национальных контингентов, усовершенствует систему кризисного реагирования.
Важнейшая задача председательства России в ОДКБ — углубление военно-политической интеграции ее участников. Это должно положить конец очевидному дезинтеграционному процессу, набирающему обороты с заморозкой членства Армении после отказа ОДКБ задействовать коллективные силы в карабахском конфликте.
Согласно как международному праву, так и позиции самой Армении, которая фактически не признавала независимость Нагорного Карабаха, эта территория являлась частью Азербайджана. Соответственно, у членов ОДКБ не нашлось юридических причин задействовать статью о коллективной безопасности.
Характерно, что несмотря на претензии и заморозку своего членства, Армения не покидает ОДКБ окончательно. Она не решается остаться без стратегического покровительства в сложном, турбулентном регионе. Ей жизненно необходимы как гарантии безопасности (когда речь идет о ее суверенных территориях), так и доступ к российскому оружию — особенно учитывая активную поддержку Азербайджана со стороны Турции.
«Когда Специальная военная операция на Украине завершится, российский ОПК без дела не останется»
Директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ:
Для России ОДКБ — важный инструмент обеспечения безопасности, как собственной, так и дружественных государств ближнего зарубежья. Более того, сегодня эта организация — один из ключевых элементов зарождающейся системы евразийской безопасности, концепцию которой наш президент предложил в 2024 г. Коллективные силы ОДКБ образованы наиболее боеготовыми подразделениями стран-участниц, предназначены для оперативного реагирования на угрозы их безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету.
Последний пример их работы — стабилизация ситуации в Казахстане в январе 2022 г.: ОДКБ обеспечило защиту объектов критической инфраструктуры и государственных органов, высвободив силы и правоохранительные службы Казахстана для нейтрализации массовых беспорядков и проявлений вооруженного экстремизма.
Членство в ОДКБ открывает широкий простор для военно-технического сотрудничества. Для России это актуально: рано или поздно Специальная военная операция на Украине завершится, но наш ОПК, разумеется, без дела не останется. В коллективных силах ОДКБ востребованы самые разные виды российского вооружения и техники, прошедшие проверку в реальном бою: это и высокоточное оружие, бронетанковая техника, беспилотники, системы ПВО и, конечно же, все, что касается оснащения личного состава, от стрелкового оружия и бронезащиты до тепловизоров.
Особое преимущество для партнеров России в том, что цены поставок по линии ОДКБ обычно соответствуют или близки к ценам для внутреннего рынка.
«ОДКБ — безальтернативный институт региональной безопасности в Центральной Азии»
Заведующий сектором Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН:
За время Специальной военной операции на Украине российское вооружение и техника были максимально адаптированы под современные условия ведения боя высокой интенсивности. Такое оснащение необходимо любой армии, которая хочет демонстрировать высокую боеспособность в реалиях сегодняшнего дня. Особенно коллективным силам ОДКБ, ведь эта организация сегодня — безальтернативный, стержневой институт региональной безопасности в весьма широком регионе Центральной Азии.
Суть этого формата — в коллективных обязательствах, которые обеспечивают юридическую возможность каждого участника организации выступать в качестве гаранта безопасности для остальных. Для обеспечения такой безопасности критически важно наличие отработанных механизмов купирования различных рисков и вызовов. И ОДКБ такими механизмами располагает.
Тут можно вспомнить выход американцев из Афганистана в 2021 г. Ситуация тогда была максимально непредсказуема, и ответом на эту неопределенность стали совместные маневры ОДКБ на случай дестабилизации у афганской границы.
Другой пример — миротворческая операция в Казахстане в 2022 г., когда силы ОДКБ сыграли ключевую роль в устранении угрозы национальной безопасности и суверенитету страны, стабилизации и нормализации обстановки.
А вот в карабахский конфликт силы ОДКБ не вмешались, после чего Армения заморозила свое участие в организации. Однако позиция ОДКБ прозрачна и понятна, вопросы вызывает скорее реакция армянской стороны. О невыполнении обязательств можно было бы рассуждать, если бы Азербайджан нападал на саму Армению. Организация же отказалась от прямого включения в конфликт в условиях отсутствия установленных и признанных границ: боевые действия велись на территории Нагорного Карабаха, который не имел юридического статуса части Армении. Это, согласно Уставу ОДКБ, не давало формальных оснований для задействования статьи о коллективной обороне.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag