Полвека под санкциями
28 сентября ООН возобновила санкции в отношении Ирана, действовавшие с 2006 по 2015 гг. В числе рестрикций — запрет на производство любых ядерных технологий, эмбарго на поставки оружия, заморозка зарубежных активов Ирана. Совбез ООН планомерно вводил их в 2006–2010 гг., принуждая страну отказаться от военной части ядерной программы, которую Тегеран (якобы) реализовывал.
Санкции ООН, а также антииранские рестрикции ЕС и частично США были отменены после подписания в 2015 г. Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Иран заключил это соглашение об ограничении своей ядерной программы с «шестеркой» международных посредников: Великобританией, Францией и Германией (так называемая «евротройка»), а также с США, Россией и Китаем.
Несмотря на то, что МАГАТЭ подтверждало выполнение Ираном всех обязательств в рамках СВПД, Вашингтон в одностороннем порядке вышел из него в 2018-м и возобновил антииранские санкции. Такое решение на своем первом президентском сроке принял Дональд Трамп. Это шокировало его европейских союзников, и в 2019-м те ввели в действие особый механизм, позволявший им сохранять экономические отношения с Ираном в обход американских санкций — INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges). Впрочем, действовал он недолго — до 2023 г.: к этому времени ЕС все же присоединился к антииранской политике США и уже вовсю вводил новые рестрикции против Исламской Республики.
Вообще, санкции США против Ирана имеют давнюю, с 1979 года, историю и включают широкий спектр мер, от эмбарго на поставки иранской нефти до блокировки активов правительства и финансовых институтов страны, в том числе ее Центробанка. Евросоюз аналогичные санкции против Ирана начал вводить с 2007-го. Одной из общих антииранских мер ЕС и США стало отключение страны от SWIFT в 2012-м и 2018-м (повторное, после отмены антииранских санкций в 2015-м).
Иногда они возвращаются
Возобновление санкций ООН инициировали в августе 2025 г. Франция, Великобритания и Германия. «Евротройка» прибегла к предусмотренному в СВПД механизму snapback, который позволяет в течение 30 дней вновь ввести санкции Совбеза ООН, если Иран будет признан виновным в нарушении этого соглашения.
РФ и КНР предлагали отсрочить введение таких санкций в отношении Ирана, а также продлить срок действия самого СВПД — документ истекает 18 октября. Каждая из мер была призвана повысить шансы на дипломатическое разрешение ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Голосование по первой из предложенных резолюций состоялось 19 сентября, по второй — 26-го, ни одну из них Совбез ООН не принял.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал попытки восстановить антииранские санкции незаконными. Об этом он заявил в своем выступлении на Генеральной ассамблее ООН 27 сентября.
«Запад отверг рациональное предложение Китая и России продлить срок действия договоренности 2015 года по иранской ядерной программе, чтобы дать время дипломатии. Это окончательно разоблачило курс Запада на саботаж поиска конструктивных решений в СБ ООН и его стремление добиваться от Тегерана односторонних уступок путем шантажа и давления. Считаем такую политику неприемлемой, а все манипуляции Запада для восстановления антииранских санкций ООН, как и сами эти санкции, — незаконными», — сказал глава российской дипломатии.
Общаясь с журналистами после выступления он добавил, что возвращение санкций ООН «является юридически ничтожным, незаконным и не подлежащим исполнению».
Какие санкции ООН возвращаются в действие
В 2006-2010 гг. Совет Безопасности ООН 4 раза вводил санкции против Ирана в связи с его ядерной программой:
Дополнительные ассигнования выделят (также не уточняется, сколько именно) для финансирования:
Резолюция 1737 от 23 декабря 2006 г.:
- Ирану предписано отказаться от значительной части ядерной программы: «прекратить всю деятельность, связанную с обогащением и переработкой, включая исследования и разработки», а также «работы всех связанных с тяжелой водой проектов»;
- всем государствам ООН запрещен ввоз в Иран материалов, оборудования и технологий, которые могут применяться в разработке ядерного оружия и баллистических ракет;
- запрещено любое содействие Ирану, от инвестиций до профессиональной подготовки, в реализации таких программ;
- заморожены зарубежные счета ряда иранских частных лиц, компаний и учреждений, ассоциированных с ядерной и ракетной программами (перечень таких лиц и компаний расширялся последующими резолюциями).
Резолюция 1747 от 24 марта 2007 г.:
- введено эмбарго на экспорт иранских вооружений;
- введен запрет на предоставлению Ирану правительственных займов.
Резолюция 1803 от 3 марта 2008 г.:
- предписан досмотр любых грузов в Иран и из Ирана на предмет запрещенных резолюциями поставок;
- введен запрет на поездки заграницу для участников иранской ядерной программы.
Резолюция 1929 от 9 июня 2010 г.:
- Ирану предписано прекратить разработку и производство баллистических ракет;
- запрещены поставки вооружений Ирану;
- запрещено открытие отделений иранских банков в других странах и зарубежных банков — в Иране;
- Ирану запрещено участвовать в любой коммерческой деятельности в других странах, связанной с добычей урана, производством или использованием ядерных материалов и технологий;
- предусмотрено создание международного механизма мониторинга для досмотра транспорта и выявления запрещенных поставок.
«Санкции ООН к ощутимому экономическому ущербу для Ирана не приведут»

Младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им. Е.М. Примакова РАН:
Крупнейшие торговые партнеры Ирана, включая Китай, санкции ООН соблюдать не станут. Да и меры эти вовсе не всеобъемлющие или секторальные, а точечные: они направлены на противодействие конкретно развитию ядерной и ракетной программ Ирана.
Ограничения, которые оказывают широкое экономическое давление на Иран, уже давно введены США и Евросоюзом. Они включают различные торговые эмбарго, в том числе запрет на закупки иранской нефти, и задействуют вторичные механизмы, то есть распространяются на все страны, способствующие их нарушению.
На этом фоне санкции ООН к ощутимому экономическому ущербу не приведут. Иранский риал на новости о них отреагировал рекордной слабостью к доллару из-за психологического эффекта, но в целом экономическая активность страны останется прежней: Иран и без того изолирован от большинства западных стран, не являющихся его союзниками. При этом поддержка со стороны торговых партнеров ограничивает эффект от любых антииранских санкций.
«Ни Россия, ни Китай не будут себя считать ограниченными санкциями ООН при взаимодействии с Ираном»

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), эксперт клуба «Валдай»:
Мы имеем серьезные разногласие между постоянными членами Совбеза ООН. С точки зрения США и их союзников, режим санкций ООН восстановлен. С точки же зрения России и Китая, решение «евротройки» о таком восстановлении юридически ничтожно. Соответственно, ни Россия, ни Китай не будут себя считать ограниченными такими санкциями при взаимодействии с Ираном.
Можно ожидать, что и некоторые другие страны предпочтут ориентироваться не на внешнюю политику США и Европы, а на позицию БРИКС, то есть интересы мирового большинства. Очевидно, для института санкций ООН как такового это не очень хорошо: их реальный эффект будет зависеть от того, сколько стран мира вслед за Россией и Китаем сочтут возвращение таких мер юридически ничтожным.
Восстановление санкций ООН может сказаться на внутриполитической ситуации в Иране. В еще большей степени ослабнут позиции условных сторонников конструктивного диалога и нормализации отношений с Западом, усилятся позиции консерваторов.
Впрочем, Иран вряд ли выйдет из ДНЯО — такой шаг принесет стране больше проблем, чем выгод. Это во многом легитимизирует антииранскую политику Запада в глазах многих стран, выступающих против распространения ядерного оружия. Кроме того, у США и Израиля появится повод для новых и более масштабных ударов по территории Ирана.
Администрация США ждет от Тегерана отказа от обогащения урана. Вероятно, даже надеется добиться такой сделки до 18 октября, когда официально истекает срок действия СВПД. Однако ничего не говорит о том, что Иран на это согласится: подобная уступчивость выглядела бы как проявление слабости, что нанесло бы удар по авторитету режима в глазах иранского населения.
«Выход из ДНЯО — одна из последних карт в дипломатическом арсенале Тегерана»

Научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, эксперт клуба «Валдай»:
С восстановлением антииранских санкций ООН ситуация фактически откатывается на 10 лет назад, к моменту до заключения СВПД. В иранском парламенте все громче звучат радикальные призывы к выходу из ДНЯО и коренному пересмотру внешнеполитической стратегии и стратегии обеспечения национальной безопасности. Впрочем, нельзя сказать, что позиция правительства Пезешкиана, изначально придерживавшегося курса на нормализацию отношений с Западом, включая США, обанкрочена.
Выход из ДНЯО — одна из последних знаковых карт в дипломатическом колоде Тегерана. Разыгрывать ее прямо сейчас, на тех условиях, которые фактически навязывают Ирану его оппоненты, не в интересах Исламской Республики.
Официальный отказ от политики нераспространения усложнил бы отношения страны с ее региональными партнерами. Да, консерваторы призывают опираться на собственные силы и ресурсы, но они у Ирана не безграничны. Кроме того, в результате двух лет противостояния с Израилем страна лишилась значительной части влияния в регионе.
Вдобавок, внешнеполитическая риторика Ирана строится вокруг соблюдения его права в рамках ДНЯО — права на развитие мирного атома. Наконец, Иран не отказывается от переговорного процесса.
Да, договариваться с Ираном на равных никто из его западных оппонентов не собирается, но и не в интересах Ирана отказываться от переговорного процесса. Такой отказ, как и решение выйти из ДНЯО, стали бы подарком для тех оппонентов Тегерана, кто стремится изолировать и дискредитировать его в глазах мирового сообщества. Вылиться это может не только в политическое поражение Ирана на международной арене, но и в дискредитацию действующих властей страны в глазах ее населения.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag