Интервью

Санкции вернулись в аэропорт вылета

Запреты на полеты над Европой аукнулись западным авиакомпаниям потерей китайского рынка

Санкции вернулись в аэропорт вылета
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Из-за взаимного запрета на использование воздушного пространства России, с одной стороны, и ЕС, США, Великобритании и Канады, с другой, европейские авиакомпании теряют китайский рынок: их доля на маршрутах в эту страну сократилась с 42% до 23% и продолжает падать.

Издалека долго

Переход авиакомпаний всего мира на зимнее расписание зафиксировал обвальное сокращение рейсов европейских авиаперевозчиков в Китай. Если китайские авиакомпании на маршрутах в Европу увеличили свои провозные емкости более чем на 26%, то европейские, наоборот, сократили их на 48,5%, сообщает Aviation Week со ссылкой на британскую консалтинговую компанию OAG.

Больше других сокращение коснулось национального авиаперевозчика Финляндии Finnair — почти на 90%. Скандинавская SAS убрала почти две трети своих провозных емкостей на маршрутах в Китай, а такие авиакомпании, как голландская KLM, швейцарская Swiss и германская Lufthansa, — примерно половину.

Кроме того, еще до перехода на зимнее расписание о сокращении полетов в Китай объявили британские авиакомпании British Airways и Virgin Atlantic. Первая сократила провозные мощности на китайском направлении почти на 40% и отказалась от полетов в Пекин по крайней мере до ноября 2025 г., а вторая отменила свой единственный рейс в материковую часть Китая.

«Как и другие британские авиаперевозчики, мы не можем использовать российское воздушное пространство. Таким образом, время нашего полета значительно увеличивается, а это также имеет коммерческие последствия», — заявили в British Airways (Цитата по Aviation Week). На те же трудности указали и в Virgin Atlantic: «После тщательного обдумывания мы приняли трудное решение приостановить наши рейсы из лондонского аэропорта Хитроу в Шанхай, которые мы с гордостью обслуживали с 1999 года. Принятию такого коммерческого решения способствовали значительные проблемы и сложности на этом маршруте» (Цитата по Aviation Week). В результате рынок авиаперевозок на маршруте Лондон — Шанхай теперь обслуживают четыре авиакомпании, три из которых — китайские.

Потеря европейскими авиакомпаниями рынка авиаперевозок в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) объясняется довольно просто. Экономическая эффективность всех рейсов из аэропортов Северной Европы в такие пункты назначения, как Шанхай, Пекин, Гонконг, Токио и некоторые города ЮВА, во многом зависела от возможностей использования российского воздушного пространства. Более того, есть целый ряд маршрутов, проходящих по кросс-полярным трассам (из ЮВА через Северный полюс), например, из Гонконга в Торонто, использование которых позволяло сократить время в пути на несколько часов, что, в свою очередь, обеспечивало значительную экономию и эффективность. Всего же «Аэрофлот» как национальный авиаперевозчик России, за пролеты иностранных авиакомпаний над Сибирью в лучшие годы получал свыше $500 млн за недоиспользованные коммерческие права, известные как транссибирские платежи.

Но после взаимного запрета на пользование воздушным пространством весной 2022 г. Россией, с одной стороны, и ЕС, Великобританией, США и Канадой, с другой, зарубежные компании, по подсчетам Минтранса России, каждую неделю вынуждены были тратить на облет российского воздушного пространства более $37,5 млн в неделю, или $1,95 млрд в год.

Так, например, если ранее рейс из Хельсинки в Шанхай Finnair выполняла менее чем за девять часов, то теперь ей приходится тратить более 12 часов. Что же касается полетов европейских авиакомпаний из Лондона в Шанхай, то они теперь длятся примерно на час, а обратный рейс на два часа больше, чем до закрытия воздушного пространства. Длительность рейса из Франкфурта в Пекин авиакомпании Lufthansa также увеличилась на два часа за счет того, что теперь ей приходится облетать Россию.

Китайский налет

По оценке газеты South China Morning Post (SCMP), это резко контрастирует с длительностью полета на маршруте Франкфурт — Пекин китайских авиакомпаний, который составляет всего 9,5 часа. Журналисты SCMP подсчитали, что в среднем стоимость полета для пассажира китайской авиакомпании на этом маршруте обойдется на 600–1200 юаней меньше, чем у европейского перевозчика. В целом же, по данным Aviation Week, например, авиакомпания China Eastern предлагает едва ли не самые низкие тарифы на маршрутах из Франкфурта в Токио и Бангкок с посадкой в Шанхае. А тарифы в экономическом классе Air China являются одними из самых низких на рейсах в Манилу и Сеул с транзитной посадкой в Шанхае.

Всё это привело к резкому росту доли рынка китайских авиакомпаний. Если еще пять лет назад на маршрутах из Китая в Европу и обратно они занимали около 58%, то сейчас их доля рынка, по данным Aviation Week, выросла почти до 77% и продолжает увеличиваться.

Предвидя такой вариант развития событий, глава Air France-KLM Бенджамин Смит весной этого года предложил запретить авиакомпаниям, пролетающим над территорией России, приземляться в Европе. Но власти ЕС на это пока не пошли.

«На самом деле у авиакомпаний Европы, по сути, есть только два сценария. Первый — это смириться с потерей своей рыночной доли и сфокусироваться на единичных направлениях в Китай, где они могут обеспечить достаточную загрузку своих рейсов. И второй — давить на власти ЕС, чтобы они закрыли для всех авиакомпаний, включая китайские, точки входа в воздушное пространство стран ЕС, пограничные с Россией», — заявил «Эксперту» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В противном случае они просто вынуждены будут уйти с китайского рынка.

Впрочем, есть и еще один вариант — отменить свое решение о закрытии воздушного пространства ЕС для полетов российских авиакомпаний. Это позволит России пойти на снятие аналогичного запрета, а европейским авиакомпаниям — восстановить свои позиции на китайском рынке.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 29 сен 20:56
Как на Иране скажется возвращение рестрикций ООН
В мире, 17 сен 21:40
Что означает для авиакомпании ослабление санкций и запрет летать в Россию на Boeing
В мире, 17 сен 21:17
Как европейские санкции скажутся на курсе еврейского государства
В мире, 13 авг 20:57
Прогнозы рынка нефти разнятся
Свежие материалы
Не общий сбор
Почему малые аэропорты недовольны правилами нового авиационного платежа
Цифровые активы запузырились
Аналитики предрекли кратный рост дефолтов на рынке ЦФА
Как выглядит город будущего
Города,
Эксперты обсудили перспективы цифровизации