Первая резолюция о недоверии Себастьену Лекорню подана левой «Неподчинившейся Францией», вторая — правым «Национальным объединением». На прошлой неделе, чтобы избежать вотума недоверия, Себастьен Лекорню ушел в отставку, войдя в историю как глава правительства с самым коротким сроком в истории Пятой республики (27 дней). Произошло это в понедельник 6 октября, однако уже в пятницу 10 октября французский президент Франсуа Макрон назначил Лекорню обратно, чтобы тот попытался договориться с оппозицией об утверждении бюджета на 2026 год.
В качестве шага навстречу оппозиции Себастьен Лекорню 14 октября заморозил проведение непопулярной пенсионной реформы, принятой правительством в обход парламента. Кроме того, он пообещал на всем своем сроке не применять статью конституции 49.3, которая позволяет правительству принимать законы в обход голосования в парламенте. Именно благодаря этой статье реформа, предполагавшая повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет, была принята и начала действовать с 1 сентября 2023 г. (что вызвало массовые, но тщетные протесты по всей стране).
Некоторых оппозиционеров такая уступка устроила — так, первый секретарь Социалистической партии Оливье Фор пообещал, что его сопартийцы воздержатся от голосования за недоверие кабмину, поскольку важно не оставить страну без бюджета. Впрочем, лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен стоит на своем: она заявила, что правительство Лекорню «не продержится долго» и вновь потребовала от Макрона роспуска Национального собрания.
15 октября газета Le Parisien со ссылкой на собственные подсчеты сообщила, что оппозиции в парламенте Франции не хватит голосов для вынесения вотума недоверия правительству Лекорню.
Для этого необходимо 289 голосов, при этом судя по публичным заявлениям депутатов набирается не более 265: 139 — от правого «Национального объединения» во главе с Марин Ле Пен и «Союза правых за республику», 71 — от левой «Неподчинившейся Франции», еще 55 — от союзных ей Французской коммунистической партии и экологистов.
Решающими могут стать голоса депутатов Соцпартии (69) и правых «республиканцев» (50). Их руководители обещали не участвовать в вотуме недоверия, однако в каждой из фракций есть сторонники отставки кабмина. Если наберется 24 депутата, которые не подчинятся партийным установкам, Лекорню вновь уйдет в отставку, и на этот раз со всем своим кабинетом.
«Решение о заморозке реформы на весь текущий срок Макрона стало вынужденной уступкой»

Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН:
Пенсионная реформа — одна из ключевых в социально-экономической политике Макрона. Трудное решение о ее проведении было принято исходя из многолетнего экономического кризиса (расстройства госфинансов). В ее основе лежали следующие соображения: естественный прирост во Франции низкий, население в целом стареет и выходит на пенсию, а число лиц активного экономического возраста (трудоспособных граждан), наоборот, сокращается. Вдобавок к этому Макрон рассудил, что повышение пенсионного возраста позволит бюджету сэкономить на отсрочке пенсий для миллионов человек и станет меньшим злом по сравнению с ростом налогов. Неолиберальная логика президента была встречена оппозицией отрицательно: в 2023 году страну сотрясали митинги протеста против пенсионной реформы.
Новый премьер-министр Себастьен Лекорню принял решение заморозить ход пенсионной реформы до конца президентского мандата Макрона в апреле — мае 2027 г. Это решение стало его уступкой оппозиции, призванной расколоть ряды недовольных, а, следовательно, избежать принятия оппозиционными силами вотума недоверия. Принятие этого вотума заставило бы Лекорню снова подать в отставку, и помешало бы решению его основной задачи — убедить парламент принять бюджет на 2026 год.
Основным препятствием на пути принятия бюджета являются коренные противоречия между правительством и оппозицией в том, каковы должны быть доходные и расходные части бюджета, на чем допустимо экономить и где брать поступления в казну. Основные рецепты макронистов состоят в урезании социальных расходов государства и освобождении бизнеса от налогов, тогда как оппозиция требует введения прогрессивных налогов на крупные состояния и сохранения социальных программ.
Первая попытка Лекорню договориться с оппозицией о формировании устойчивого состава правительства завершилась его отставкой спустя 27 дней после своего назначения, так как он убедился: принять бюджет, когда макронисты находятся в меньшинстве, почти невозможно, тогда как получить вотум недоверия куда проще. Приняв эту отставку, Макрон, судя по всему, решил дать Лекорню второй шанс, чтобы не доводить дело до новых парламентских выборов.
Теперь же Лекорню сделал уступки в форме заморозки макроновской пенсионной реформы, а также ранее публично обещал не применять впредь статью конституции 49.3. Она позволяет правительству принимать законы в обход голосования в парламенте (под угрозой роспуска парламента). Именно таким, возмутившим оппозицию способом, эта непопулярная реформа и принималась.
На выходе мы имеем новый виток затяжного политического кризиса, своими корнями уходящего в 2022 и 2024 годы, когда макронисты на парламентских выборах потеряли сначала абсолютное большинство, а потом из относительного большинства и вовсе стали меньшинством.
Какие здесь возможны пути выхода из ситуации? Основных вариантов три. Первый — смена премьеров методом перебора, в надежде, что найдется тот, кто убедит оппозицию принять реформы и соберет коалицию большинства. Второй — проведение новых парламентских выборов с расчетом на то, что макронисты снова вернут себе большинство. Третий — уход президента в добровольную отставку с объявлением чрезвычайных президентских выборов. Макрон уходить в отставку не желает, рассчитывая что-то успеть сделать за оставшиеся 1,5 года мандата. В этих условиях, если новое назначение Лекорню не принесет успеха, Макрон, скорее всего, снова опробует вариант новых парламентских выборов — с непредсказуемым исходом.
«Из-за политического кризиса Франция не способна справиться с кризисом экономическим»

Ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН:
Франция с 1980-х годов не принимала ни одного бюджета без дефицита. Все это время, особенно в последние годы на фоне пандемии и последующего кризиса в Европе, госдолг страны разрастался как снежный ком. Сегодня он составляет €3,4 трлн ($4 трлн) или 113% от французского ВВП, это «почетное» третье место в Евросоюзе, после Греции (более 160%) и Италии (почти 140%).
Можно было бы и дальше перекладывать это бремя на следующие поколения, вот только выплата процентов по госдолгу сегодня является крупнейшей статьей французского бюджета, больше расходов на оборону и образование. Рейтинговые агентства снижают кредитные рейтинги Франции (в последний раз такое снижение произошло в сентябре), страна полным ходом движется к банкротству.
К этому добавляются дорогостоящие планы по энергопереходу в угоду зеленой повестке и наращиванию военных расходов в условиях нагнетания психоза вокруг мнимой российской угрозы.Так что вопрос о сокращении расходной части французского бюджета и повышении его доходов стоит ребром.
Франсуа Байру, предшественник Себастьена Лекорню на посту французского премьера, делился статистикой: ежесекундно госдолг Франции увеличивается на €5 тыс. В качестве контрмеры он предложил урезать бюджет на 2026 г. на €44 млрд за счет заморозки пенсий и соцвыплат, увеличения налогов для состоятельных граждан и отмены двух нерабочих праздничных дней: пасхального понедельника и Дня победы (который французы отмечают 8 мая). Такими предложениями он разгневал как левых, так и правых парламентариев, что выразилось в вотуме недоверия.
Лекорню снизил высокую планку, заданную его предшественником, до €30 млрд, но этого оказалось мало. Теперь в ход идет отказ от пенсионной реформы Макрона, принятой в обход парламента.
По сути, мы видим, как Франция из-за политического кризиса оказывается неспособна справиться с кризисом экономическим. Досрочные выборы 2024 г., состоявшиеся с подачи самого Макрона, привели к поражению его блока и доминированию оппозиции, которая теперь вольна отправлять в отставку любое правительство. Для страны выходом из патовой ситуации могла бы стать отставка самого Макрона — но, видимо, не для него самого.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag