• USD Бирж 1.09 -10.07
  • EUR Бирж 12.59 -86.25
  • CNY Бирж 28.57 +-16
  • АЛРОСА ао 80.54 -0.54
  • СевСт-ао 1972.4 -0.2
  • ГАЗПРОМ ао 157.51 -0.26
  • ГМКНорНик 153.12 -0.22
  • ЛУКОЙЛ 7680.5 +-10.5
  • НЛМК ао 251.98 +-0.52
  • Роснефть 594.75 -2.2
  • Сбербанк 321.48 +-0.7
  • Сургнфгз 34.095 -0.16
  • Татнфт 3ао 747.5 +-0.6
  • USD ЦБ 90.92 91.26
  • EUR ЦБ 98.9 98.83
Эксперт меняется
Cобытия

Лето в своей стране

Общество
Лето в своей стране
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) НИУ ВШЭ подготовил прогнозный доклад «Деловая активность туристических и санаторно-курортных организаций России: развитие внутреннего, выездного и въездного туризма в мае-июле 2024 г.». Исследователи отмечают вновь возникший рост интереса к выездному туризму, довольно сдержанные ожидания относительно потока въездного туризма и исторический максимум спроса на турпоездки внутри страны.

Как говорится в исследовании, по итогам первых трех месяцев работы в 2024 г. деловая активность туристических компаний достигла самого высокого уровня за последнее десятилетие. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в первом квартале 2024 г. по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. увеличился на 4 п.п., до 12%, что является максимальным значением с 2014 г. В санаторно-курортных организациях ИПУ достиг 9% (в 2023 году он был близок к 0%).

Как поясняет заместитель директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инна Лола, «интенсивное развитие туристической отрасли в значительной степени обусловлено увеличением спроса на внутренний туризм, который показывает ускорение темпов роста на протяжении 2022–2024 гг. ко всему доковидному периоду».

Доля организаций, руководители которых оценили сложившийся в первом квартале текущего года уровень заказов на туристические поездки по РФ как «достаточный» и «более чем достаточный», выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., поднявшись до максимальной отметки за всю историю расчетов показателя. Растет и оптимизм предпринимателей относительно краткосрочных перспектив работы: 40% респондентов ожидают увеличения объема заказов на услуги по организации отдыха внутри страны в течение мая-июля.

Среди компаний, специализирующихся на выездном туризме, впервые с 2022 г. прогнозные оценки стали более оптимистичными: 35% респондентов в ближайшие три месяца ожидают увеличение спроса на организацию зарубежных туристических поездок.

Самой низкой оказалась динамика развития организаций, которые занимаются въездным туризмом. Как констатирует Инна Лола, заинтересованность иностранцев во въездном туризме продолжает падать и относительно 2019 г. снизилась почти в три раза. Однако, несмотря на это, результаты опроса показали относительно позитивные ожидания в наступающем летнем сезоне: рост спроса ожидают более чем в 20% организациях.

Наибольшее сдерживающее влияние на деятельность туристических фирм продолжают оказывать такие факторы, как «неопределенность экономической ситуации» и «недостаточный спрос». Также в течение года в отрасли обострилась проблема недостатка квалифицированных кадров: данный фактор отметили в первом квартале 25% респондентов против 19% в 2023 г. Динамика индекса кадровой уязвимости показывает, что как туристические, так и санаторно-курортные организации в первом квартале 2024 г. испытывали максимальное напряжение на рынке труда с 2014 г.

Как отмечает к.э.н., доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Юлия Косенкова, ситуация с переориентацией россиян на внутренние направления связана с рядом факторов, в числе которых проблемы с получением виз, падение курса рубля. Зарубежный отдых стал более дорогим, хлопотным, психологически менее комфортным.

С другой стороны, российские власти стали реализовывать меры, стимулирующие развитие отрасли внутреннего туризма. В частности, ввели нулевую ставку по налогу на прибыль для туристских организаций на территории Дальнего Востока и нулевой НДС на гостиничные услугам.

Ситуация на внутреннем рынке туризма развивается под воздействием факторов последних четырех лет, указывает, в свою очередь, генеральный директор сервиса путешествий МТС Travel Вадим Мельников. С одной стороны, это восстановление после ковида, в том числе рост предсказуемости путешествий. Так, по данным сервисов МТС Travel и Bronevik.com, по итогам января-марта этого года горизонт планирования путешествия у россиян вырос на 50% — в среднем россияне выбирали и оплачивали размещение за 15 дней до заезда, в то время как годом ранее они делали это лишь за 10 дней. А, например, в южных регионах России отели на майские праздники бронировали в среднем за 80 дней против 70 дней годом ранее.

По оценке эксперта, по итогам 2023 г. количество поездок по России между регионами выросло на 10% в годовом сопоставлении — это и классический туризм, и деловой туризм, и поездки выходного дня, автотуризм. В контексте большой страны этот показатель существенный. Регионы, куда турпоток растет наиболее активно — Дагестан, Северная Осетия и Ставропольский край.

Вадим Мельников полагает, что по итогам 2024 г. прирост поездок по стране останется также в пределах 10%. Более активный рост сдерживает недостаток туристической инфраструктуры, в первую очередь — качественного отельного фонда. В пиковые сезоны рынок отдельных регионов испытывает дефицит средств размещения.

Например, на текущие майские длинные выходные можно найти жилье в наиболее популярных у россиян городах Москве и Петербурге, так как рынок тут зрелый и объектов размещения в разных ценовых категориях много. А вот, к примеру, в набирающем популярность у туристов Пскове на первой неделе мая разместиться уже практически негде — и это не единственный пример, когда в пиковый сезон спланировать поездку не так просто. В данном случае россиянам помогают цифровые платформы, туристические агрегаторы — поскольку они аккумулируют предложения в регионах — как больших сетевых отелей, так и малого номерного фонда, например, гостевых домов и апартаментов.

В целом российскому туризму, уверена Юлия Косенкова, выпал уникальный шанс: временно ослабла конкуренция с зарубежными игроками. Этот период не будет длиться вечно, поэтому нашим компаниям надо успеть воспользоваться повышенным спросом и поддержкой государства, чтобы показать экстенсивный рост и существенно повысить качество оказываемых услуг.

Материалы по теме:
Общество, 25 мар 17:16
Туризм с едой и погружением набирает обороты
Общество, 12 фев 18:35
Число вакансий в отелях вдвое превышает количество соискателей
Общество, 3 фев 12:00
Как капитализировать природные достопримечательности
Общество, 25 янв 18:16
Регионы внедряют принципы устойчивого развития в индустрию гостеприимства
Свежие материалы
Последние китайские предубеждения
Общество,
Отношения Москвы и Пекина позитивно оценивают 72% жителей нашей страны
Есть о чем поговорить
Экономика,
Что стоит обсудить в ходе визита российской делегации в Китай
В России дышится легче
Промышленность,
В 2023 году количество инцидентов с опасными загрязнениями воздуха упало до четырехлетнего минимума