ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Нереализованный бизнес-план

«Expert Online» 2006

Вчера было официально объявлено, что федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт" приобрело 41% крупнейшего в мире производителя титановой продукции "ВСМПО-Ависма". Продавцом выступила инвестгруппа "Ренессанс Капитал". На самом деле она была посредником. Часть пакета акций продали два основных владельца компании – Вячеслав Брешт и Владимир Тетюхин, а в конце прошлого года свой миноритарный пакет (около14%) продал глава «Реновы» Виктор Вексельберг. Аналитики уверены, что на этом ФГУП не остановится и доведет свою долю до контрольного пакета.

Общий тон комментариев по поводу этой сделки положительный. Аналитики спокойны - нынешние контракты корпорация вряд ли расторгнет. Чиновники тоже рады. «Сделка по приобретению "Рособоронэкспортом" "ВСМПО-Ависма" является частью программы по обеспечению стабильности поставок титана на мировой рынок», - заявил глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. Наблюдателей рынка не смутило даже то, что цена сделки не объявлена. А исходя из рыночной капитализации компании (2,7 млрд долларов), «Рособоронэкспорт»  должен был заплатить 1,4 млрд. долларов. Но никто не верит, что была заплачена такая сумма. Газета «Ведомости» пишет о 800 млн, другие называют еще меньшие суммы.

Никаких планов относительно будущего  «ВСМПО-Ависма» объявлено не было. Но их нетрудно представить. «ВСМПО-Ависма» станет частью большого "чеболя" под названием «Рособоронэкспорт», одной из массы «дочек». Ее главной задачей станет обеспечение титаном российских производителей подлодок и самолетов, в первую очередь создающейся сейчас под руководством Алексея Федорова  Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Вероятно, «ВСМПО-Ависма» заставят развивать партнерство с Airbus. По крайней мере, сейчас взгляды наших чиновников направлены на Европу: Внешторбанк приобрел 5% европейской авиастроительной корпорации EADS, акционера Airbus, и хочет довести свою долю до 25%. Вот и все перспективы.

В частных руках  «ВСМПО-Ависма» могла развиваться  по другому сценарию. Мы позволили себе нарисовать несбывшийся бизнес-план, который, по нашим ощущениям, вынашивали частные акционеры.

В первую очередь им надо было бы решить проблему сырья. Своего сырья у «ВСМПО-Ависма» нет. «Ависма» производит титановую губку, а ВСМПО – титановый прокат, штамповки и некоторые детали. До 90% сырьевых потребностей «ВСМПО-Ависма» закрывают украинские горнообогатительные комбинаты — Вольногорский (Днепропетровская область) и Иршинский (Житомирская область). По некоторым данным, Виктор Вексельберг вынашивал планы купить эти предприятия и сформировать холдинг «Титан Украины», а заодно и поработать над улучшением качества сырья. Из-за низкого качества украинского ильменитового концентрата «ВСМПО-Ависма» искала новых зарубежных поставщиков. На «Ависму» уже поступили небольшие пробные партии сырья из Индии и Норвегии. В «Ависме» даже хотели создать совместное предприятие в Индии для добычи и обогащения ильменитовых руд.

Второе направление – расширения присутствия на американском рынке. «ВСМПО-Ависма» уже несколько лет назад начала кооперацию с Boeing, поставляет ему не только титан, но и детали для самолетов, и будет увеличивать долю последних. Перспективы этого сотрудничества радужны. Новое поколение самолетов Boeing 787 будет состоять в основном из композитных материалов, а значит, потребности в титане увеличатся.

Маячит перед титановой отраслью и огромный военный заказ. Титан нужен Пентагону для новых истребителей F-22 и F-35. Но поставлять титан военным в США по закону может только американская компания. Будучи частной компанией, через серию СП и зарегистрированных в США фирм «ВСМПО-Ависма» теоретически могла бы обойти этот запрет. Но закупать титан у «Рособоронэкспорта» американские военные уж точно не будут.

И наконец, третье направление – лакокраска. Производители подлодок и самолетов – самые известные , но не самые крупные потребители титансодержащей продукции. Диоксид титана потребляет лакокрасочная промышленность (достаточно вспомнить титановые белила). «ВСМПО-Ависма» можно было бы строить свою стратегию развития исходя не только из вертикальной интеграции, но и из горизонтальной, а значит, идти в лакокраску. Именно такие взгляды на развитие титанового бизнеса, судя по всему, и были у Виктора Вексельберга.

Купить производителей ильменитового концентрата, построить вертикально интегрированную компанию, вывести «ВСМПО-Ависма» на IPO, получить с биржи несколько миллиардов и вложиться в лакокраску. Вот таким мог быть несостоявшийся бизнес-план.

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама