ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Деньги утекают в интернет

«Expert Online» 2010

Российский рынок рекламы в первом полугодии 2010 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. В денежном выражении этот рост составил 105 млрд рублей. Это почти столько же, сколько рекламодатели потратили за первые шесть месяцев 2007 года. Телевидение, как и прежде, лидирует по объемам привлечения рекламы, наибольший рост рекламных сборов — в кинотеатрах и интернете. Таковы результаты исследования Ассоциации коммуникационных агентств России.

Рост коснулся фактически всех видов рекламы, кроме одного — компании менее охотно стали публиковать специальные рекламные издания. Объем рекламы, размещенной на этих носителях, сократился на 5% по сравнению с  первым полугодием  2009 года. Рекламные издания продолжают терять свои доходы, не выдерживая конкуренции с печатными СМИ и интернетом.

Доминирующую роль на рынке рекламы традиционно играет телевидение. Более 50% рекламных бюджетов направляется именно туда. Платное телевидение — кабельное и спутниковое — тоже набирает обороты. В этом году объемы этого сегмента возросли на 26%, но общие объемы рынка пока невелики — порядка 63 млн рублей.

Свои позиции в целом сохраняют наружная реклама и реклама в печатных СМИ. Рынок наружной рекламы вырос, по расчетам АКАР, на 13%. Но этот рост скорее является количественным, чем качественным. «В кризис мы столкнулись с тем, что количество постеров сократилось на 15%, а цены просели на 25–30%. Это привело к тому, что рынок сократился на 30% в основном за счет цен, — объясняет ведущий специалист “ЭСПАР-аналитик” Сергей Шумовский. — Восстановление рынка после кризиса произошло исключительно за счет увеличения количества размещений». Таким образом, цены на наружную рекламу остались на прежнем уровне.

Неплохой рост в 2010 году продемонстрировал рынок рекламы в печатных СМИ. Газеты получили за первое полугодие 2010 года на 15% больше рекламных доходов по сравнению с аналогичным периодом 2009-го, журналы - на 8%.  Сейчас объем газетной рекламы превосходит 4,5 млрд рублей, журнальной - 8 млрд. Россия в данном случае является скорее исключением из мировых тенденций — во всем мире количество размещенной в печатных СМИ рекламы падает. "В начале года еще отмечалась стагнация, но к осени рекламодатели стали более активны, - рассказал "Эксперту Online" директор по рекламе одного из ведущих деловых журналов. - Рекламные бюджеты в первую очередь увеличили компании FMCG (производители товаров народного потребления), которые отдают предпочтение глянцевым журналам. Партнеры деловых журналов - автомобильные компании, представители финансовой сферы и недвижимости - пока отстают. Однако с учетом того, что традиционно их активность приходится на вторую половину года, а бизнес уже начал расти, в ближайшее время стоит ожидать притока денег и там".

Безусловным лидером роста в 2010 году, как ни странно, стала реклама в кинотеатрах. По данным АКАР, объем подобной рекламы за год повысился почти на 115%. Это можно объяснить эффектом низкого старта. Во время кризиса рекламодатели значительно сократили свои рекламные бюджеты, и до конца 2009 года они оставались на очень низком уровне. «340 млн рублей при рынке в 3,5 трлн — это крайне незначительная величина, — отмечает директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра “Видео интернешнл” (АЦВИ) Сергей Веселов. — Все остальные носители оказались раскуплены, а компаниям нужно было вкладывать куда-то деньги». В то же время повлиял на рынок и рост посещаемости кинотеатров: так, по данным исследовательской компании MovieResearch, в первой половине 2010 года кассовые сборы увеличились на 29% к аналогичному периоду 2009 года, до 15,75 млрд рублей.

Качественный и активный рост в первой половине этого года был отмечен в области интернет-рекламы, объем которой в целом вырос на 33% по сравнению с первым полугодием в 2009 года. Совокупный объем рынка интернет-рекламы, по подсчетам АКАР, уже превысил 9 млрд рублей без НДС. Аналогичные данные содержит и отчет компании Mindshare Interaction. Обе компании отмечают, что наибольшей популярностью у рекламодателей пользовалась контекстная, а не медийная реклама. Причем до кризиса контекстную рекламу предпочитали в основном малые и средние компании, а крупные корпорации по большей части использовали медийную рекламу. Кризис изменил эту ситуацию: все больше корпораций используют контекстную рекламу для продвижения своих брендов.

«Порог входа на рынок контекстной рекламы минимален — около 500 долларов, а аудитория четко определена», — говорит директор по маркетингу Mindshare Interaction Юлия Удовенко. «Пять минут рекламы на телевидении могут стоить сотни тысяч рублей, объявления в крупных печатных изданиях или щит в хорошем месте также достаточно дороги, — соглашается с ней Сергей Веселов. — Контекстная реклама позволяет компаниям заявить о себе даже при очень небольших рекламных бюджетах». Это объясняет популярность контекстной рекламы у мелких и средних компаний.

Крупные бренды к этому виду рекламы привлекает возможность мгновенного участия в электронной торговле. Так, по словам Юлии Удовенко, большинство корпораций сотрудничают с интернет-магазинами или имеют свои собственные виртуальные торговые площадки. Кроме того, корпорации, выкупая целые фразы или тематические блоки, создают с помощью контекстной рекламы собственные ассоциативные ряды. Юлия Удовенко отметила, что от имени брендов пользователям предлагаются целые статьи, группы в социальных сетях или поисковые запросы.

Юлия Удовенко добавляет, что лидерами по объему размещения рекламы в интернете стали такие порталы, как «Яндекс», Mail.ru и социальные сети. Эти ресурсы способствуют четкой сегментации аудитории. Так, рекламодатель может купить размещение рекламы на конкретную группу пользователей, например женщин от 18 до 25 лет.

По мнению специалистов, следующим по популярности каналом интернет-рекламы может стать видеоконтент. Сейчас создано множество проектов, которые могут претендовать на звание интернет-каналов, — они показывают видеоролики различного качества. «К 2011 году это будет уже заметный канал, — отмечает Удовенко. — Сейчас пока нет единых стандартов и технических требований к видеороликам, нет их четкой стоимости, но к 2011 году эти стандарты будут выработаны».

Тем не менее Сергей Веселов считает, что пока преждевременно говорить о появлении новых видов рекламы в интернете в значительных масштабах. «Например, социальные сети, в которые вложены миллиарды долларов, начали монетизировать аудиторию только год назад, да и то в основном через online-игры», — добавляет Веселов. То же самое относится и к мобильной рекламе, и к некоторым другим направлениям — значимых результатов на сегодня по ним пока не видно, хотя, возможно, некоторые из них являются перспективными и в будущем «выстрелят».

Эксперты считают, что в ближайшее время никаких кардинальных изменений на рекламном рынке не будет. Телевидение будет и дальше занимать примерно 50% всего рекламного бюджета. Его доля может незначительно снижаться или, напротив, увеличиваться в зависимости от рыночных условий. Доля радио и прессы увеличиваться не будет, а доля интернета, напротив, будет расти, но в определенных границах. «Я не могу предсказать, что в ближайшем будущем на интернет придется такая же доля средств, что и на телевидение», — отмечает Сергей Веселов.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама