Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Синергия в торговле

«Expert Online» 2010
Иллюстрация: Эксперт Online

Часто единственным способом развития для предприятий малого бизнеса оказывается переход в интернет на электронную коммерцию. Но и там мелкие предприниматели могут столкнуться с дискриминацией, нечестной конкуренцией и капризами потребителей. Для решения этих и других проблем российские бизнесмены обсудили план по развитию электронной коммерции.

Комитет по электронной коммерции московского городского отделения «Опоры России» разработал проект под названием «Ферма по развитию малого бизнеса в области электронной коммерции». Накануне этот проект представил генеральный директор PayOnline System Марат Абасалиев, возглавляющий комитет. По планам предпринимателей, к концу 2012 года в проект войдут 10 тыс. предприятий малого бизнеса, а их суммарный оборот составит более 700 млрд рублей.

Президент Дмитрий Медведев призвал увеличить долю малого бизнеса в ВВП с 20 до 40% к 2020 году. Сейчас его развитие затрудняют множество факторов. Более того, часто малое предпринимательство, особенно выраженное в форме мелкой розничной торговли, не ведет к развитию экономики страны. Это можно объяснить тем, что подобные предприятия не ощущают необходимости ни вводить инновации, ни повышать производительность труда.

Более эффективным способом увеличения доли малого бизнеса сейчас, по мнению бизнесменов, является развитие электронной коммерции. В этой сфере даже очень мелкое предприятие способно конкурировать с крупными компаниями, а первоначальные финансовые вложения не столь высоки. Кроме того, электронные финансовые операции, по мнению создателей проекта, более прозрачны, а предпринимателям, хотят они того или нет, все же придется внедрять инновации в собственное производство.

Но пока малый бизнес даже в интернете сталкивается с некоторыми проблемами — это и низкая грамотность населения, и недоверие к online-покупкам, и сложности в организации платежных систем, и проблемы с доставкой и логистикой, и многое другое.

Проект, предложенный «Опорой России», состоит из четырех основных частей, которые должны облегчить для предпринимателей доступ к электронной торговле. Во-первых, предполагается обучать предпринимателей вести бизнес в интернете. Для этого будут созданы центр повышения компетенций и консультационный центр. Во-вторых, бизнесменов планируется поддержать финансово, для этого также будет создано специальное подразделение. А подключать интернет-магазины к платежным системам будут через единый процессинговый центр. Координировать реализацию проекта станут представители «Опоры России» и специализированные компании.

Конечно, инициатива предпринимателей похвальна, а их предложения перспективны, но все же существует ряд вопросов, которые нелегко решить даже при успешной реализации этих инициатив.

По словам Ивана Кургузова, исполнительного директора компании Oborot.ru, занимающейся вопросами электронной коммерции, сейчас интернет-компании — это скорее малые, даже семейные предприятия, на которых трудятся 5–6 человек. Самыми популярными продуктами в online-магазинах сейчас являются диски и мелкая техника, например, фотоаппаратура. «Интернет-магазин стоит столько же, сколько точка на Горбушке», — заметил Иван Кургузов. Но пока бизнесмены воспринимают подобные магазины как дополнительный источник дохода, а не новый канал продаж, который может стать намного более прибыльным. По мнению Кургузова, бизнесмены не стремятся использовать эффект «синергии от взаимодействия через интернет, каталоги, call-центры и обычные магазины».

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются интернет-магазины, является неудобная система оплаты. Большинство населения опасаются оставлять реквизиты своих карточек в интернете, а те, кто не боится это делать, сталкиваются с другой проблемой — слишком высокой комиссией. Сумма комиссии в зависимости от размера магазина составляет 3–4%, в нее входят платежи банку, платежи оператору кредитных карт, компании, подключивший магазин к системе электронных платежей, и так далее. Оплата этой комиссии также ложится на плечи владельцев интернет-магазинов. Например, представитель компании «Белый ветер цифровой» заявил, что именно высокая комиссия и некоторые другие факторы мешают компании продвигать более удобный способ оплаты банковскими картами.

Представители банков объясняют высокий уровень комиссии, а также требование сбора множества документов для подключения к платежной системе необходимостью минимизации рисков. Представитель Мастер-Банка Максим Морозов заявил, что в принципе эти вопросы обсуждаемы, но все же банк в этом случае несет ответственность перед держателями банковских карт и другими банками.

Недоверие к online-магазинам вызвано, в первую очередь, тем, что в последние годы возникает множество мошенничеств в сфере такой торговли. Руководитель USABILITYLAB Дмитрий Сатин привел в пример сайт ВКонтакте, где представлено множество различных предложений товаров от магазинов, которые нигде не зарегистрированы. А Иван Кургузов заметил, что половина мелких компаний на рынке ведет себя недобросовестно. Таким образом, возникает необходимость создать новые требования регистрации, возможно, через саморегулируемую организацию.

Таким образом, решение проблем электронной торговли должно быть комплексным. Марат Абасалиев призвал бизнесменов более активно решать проблемы интернет-магазинов и даже обратиться через «Опору России» к регулирующим органам в этой сфере.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама