Мир

Москва, 25.05.2016


Зачем люди оставляют чаевые?

«Expert Online» 21 jun 2011
Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

По просьбе «Эксперта Online» компания OMI задала респондентам три вопроса о том, оставляют ли они официантам на чай, сколько — и для чего, собственно?

Гэри Бэльски и Томас Гилович в книге «Психологические ловушки денег» приводят следующую версию того, как появился обычай оставлять чаевые. В Англии XVIII века хозяева кофеен предлагали посетителям кидать мелочь в специальную банку с надписью «Для обеспечения расторопности» (To Insure Promptness, TIP). Так, на уровне конкретного английского заведения общепита работала невидимая рука рынка: вместо того чтобы лично надзирать за работой официантов, хозяева предоставляли стимулировать обслугу клиентам. Неудивительно (если историки правы), что чаевые появились на родине Адама Смита.

Теория происхождения чаевых отчасти объясняет, для чего на чай дают в наше время, однако, не вдаваясь в детали, это объяснение устраивает далеко не всех академических экономистов. Да и посетители ресторанов, даже те, кто соблюдает этот обычай, нередко признаются, что не понимают, почему должны переплачивать еще 10% или около того сверх суммы заказа.

Не понимают, но все равно переплачивают. По результатам опроса, проведенного методом online, 90% взрослых россиян всегда или, по крайней мере, обычно оставляют чаевые. В США, согласно книге Бэльски и Гиловича, так поступают 94%.

64% россиян обосновали чаевые благодарностью за хорошее обслуживание, 18% — тем, что «так принято». Только 9% объяснили свое поведение желанием материально помочь официанту. Тогда как в США мотив «из жалости» (что бы под этим ни понимать) указали 30% респондентов, 54% — «в зависимости от качества обслуживания». Таким образом, россияне чаще, чем американцы, объясняют чаевые как плату за услуги, но реже проявляют сантименты и накидывают к счету, чтобы материально помочь официанту.

 graph450-300.jpg Источник : OMI, Эксперт Online
Источник : OMI, Эксперт Online

По размеру чаевых россияне делятся практически поровну на тех, кто соблюдает неписанное правило «десяти процентов», и тех, кто старается и обычай соблюсти, и при этом сэкономить. 45% либо оставляют чаевые в размере менее 10% от суммы заказа, либо некоторую фиксированную сумму менее 100 рублей. Другие же 55% дают 10–15% от заказа и более или же 100–200 рублей и более.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    ИТАР-ТАСС Автор: Сергей Расулов

    Игроки в тюрьму не сядут

    Комиссия правительства по законопроектной деятельности после дискуссии одобрила с законопроекты об усилении уголовной и административной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Но игроков уголовное наказание не коснется


    Малый бизнес

    Бизнесу хорошо в тени

    По статистике Сбербанка, в лучшем случае доля прозрачного малого бизнеса в России составляет 20%. Это сказывается на специфике кредитования МСБ, причем скорее крупные банки пытаются приспособиться к своим "малым" заемщикам, а не наоборот

    Рост Китая

    Китай строит АЭС по всему миру. Специалисты предупреждают о рисках

    Желание Китая стать главным игроком в атомной энергетике планеты может отрицательно отразиться на надежности и безопасности атомных объектов, возводимых китайскими энергетиками на всех континентах.

    ТАСС Автор: Владимир Смирнов

    Уровень жизни

    Живы будем - не умрем

    Реальные доходы россиян, по данным Росстата, в апреле обвалились на 7,1% в годовом сопоставлении. Аналитики отмечают, что при всей яркости этих цифр важнее долгосрочный тренд, но он, как назло, тоже так себе. Дешевые трудовые ресурсы благоприятны для экономического роста, предпосылки к которому созрели. Доживут ли до него те, кому действительно худо, а таких уже к концу 2015 года было более 19 млн человек? Ждать, по некоторым прогнозам, осталось год

    Фото: Игорь Бадов

    Сельское хозяйство

    Яичко золотое

    Проблемы с финансированием станут одним из главных ограничителей развития АПК, низкая доходность аграриев и настороженное отношение к ним банков не позволяют говорить о массе новых крупных проектов. Но основной проблемой года будет снижение потребительского спроса

    Фото: Андрей Порубов

    ЦБ на вашу голову

    Финансовый мегарегулятор присматривается к рынку лизинга. Профессиональное сообщество Урала к идее установления контроля относится настороженно