Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Nokia тонет в убытках

«Expert Online» 2011
Иллюстрация: Эксперт Online

Nokia утратила звание крупнейшего производителя смартфонов в мире. Во втором квартале 2011 года финская компания сумела продать 16,7 млн своих «умных» телефонов, а Apple — 20,3 млн. Такие цифры обе компании провели в своих финансовых отчетах, опубликованных накануне.

Пока еще финская компания остается крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов. За отчетный период их было продано 88,5 млн. Но вряд ли это успехи: еще квартал назад, который обычно считают самым трудным в году, было продано на 20 млн устройств больше.

Nokia катится под откос так стремительно, что этого не ожидал ни один из аналитиков. Главный исполнительный директор компании Стивен Илоп даже признал: «Проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться в ходе стратегических преобразований, оказались серьезнее, чем мы рассчитывали». Преобразования, о которых говорит топ-менеджер, были затеяны им самим: это союз с Microsoft, отказ от операционной системы Symbian, робкие попытки образовать экосистему, подобную той, какая есть у Apple.

Дела Nokia идут чрезвычайно плохо не только на фоне успехов конкурентов, но и в целом. Во втором квартале 2011 года чистый убыток корпорации составил 368 млн евро. Даже в 2010 году, когда проблем тоже было очень много, удалось получить прибыль в размере 227 млн евро. Выручка при этом за год упала на 7%, до 9,3 млрд евро. Менеджменту не остается ничего лучшего, чем просто начать резать штат и расходы. В этом году Nokia уволит 4 тыс. работников по всему миру.

Symbian тоже отдана сторонней компании Accenture. Последний гаджет на этой платформе — Nokia 500 — появится в продаже в ближайшее время. Это небольшой неказистый тачфон без клавиатуры. Внутри у него будет процессор с частотой 1 ГГц, 5-мегапиксельная фотокамера и модуль Wi-Fi. Зачем компании в разгар кризиса выпускать такой откровенно «серый» смартфон, решительно непонятно.

Между тем когда-то Nokia не просто была лидером отрасли, но и компанией, создавшей этот рынок. Первый свой коммуникатор компания выпустила в 1996 году. Назывался он Nokia 9000 и был чрезвычайно популярен у бизнесменов. Лидерство финнов было неоспоримым вплоть до появления в 2007 году iPhone. Игнорируя тренд на развитие технологий сенсорных экранов, Nokia упустила рынок. Apple же удваивает продажи своих смартфонов каждый год. Единственная победа, которую финны одержали на этом поприще за последнее время, — решение суда в их пользу в процессе против Apple. Стиву Джобсу придется заплатить европейцам 430 млн евро за использование их технологий. Под угрозой оказался даже китайский рынок, где финны традиционно доминируют. В апреле—июне 2011 года на этом рынке было продано 11,3 млн смартфонов, это на 41% меньше, чем год назад.

Хорошо идут дела у Nokia только на некоторых локальных рынках — например, в России. «Евросеть» рассказывает, что в первом полугодии в нашей стране было продано 1,47 млн смартфонов Nokia. Это 3,6% общих мировых продаж. Для сравнения, iPhone продал в России 0,13 млн штук. Но нет никаких сомнений в том, что и эта агония будет закончена, если, конечно, финской компании не удастся придумать какой-то революционный девайс. Альянс с Microsoft экспертов и потребителей пока явно не впечатляет.

Недавно 24/7 Wall St. составила список брендов, которые должны исчезнуть в 2012 году. Есть там и Nokia. Эксперты говорят, что торговая марка уже мертва и акционеры ждут только гробовщика.

Стратегия полного отказа от смартфонов в пользу производства обычных трубок, где Nokia все еще абсолютный доминант, выглядит утопично: правда в том, что мир переходит на смартфоны. В ближайшие как минимум два года Nokia не покажет ничего революционного, так как она не ведет разработку собственной новой ОС, а всецело полагается на WP7, которую аналитики уже «похоронили». Android снимает сливки с рынка средних по цене и дешевых смартфонов, где Nokia еще была сильна ввиду дороговизны iPhone. В общем, ситуация выглядит абсолютно безнадежной.

Наиболее вероятное будущее для финской компании — продажа. Купить ее может, например, Microsoft. Эта компания тоже фактически потеряла рынок смартфонов, но всячески пытается его вернуть. В частности, именно для этого компания из Редмонда купила Skype и планирует тесно интегрировать его с Windows Phone 7. Еще один, может быть, неочевидный, но вполне вероятный покупатель — Apple. На счетах у этой компании образовалось 76 млрд долларов свободных средств, и их определенно нужно куда-то тратить. Если купить Nokia, Стив Джобс получил бы в свое распоряжение все еще лучший в мире отдел исследований и разработок в области стандартов связи и передачи данных. Nokia до сих пор уважают за качество сборки и надежность, в то время как у iPhone определенно есть с этим проблемы. Вспомните хотя бы проблему с антенной в четвертом поколении девайса.





    Реклама



    Реклама