Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Без отца

«Expert Online» 2011
Фото: Эксперт

В среду я решилась на акт мазохизма: посмотреть съемки реалити-шоу «Мама в законе». Как человек, который два раза по три минуты смотрел «Дом-2», я примерно представляла, что меня ждет. Но это шоу затевалось не для тинейджеров. Оно должно стать флагманским проектом нового телеканала ПЕРЕЦ, который приходит на смену ДТВ на его частотах. Ядром его целевой аудитории объявлены люди 35-45 лет. Владелец канала – телекомпания СТС – уже давно строила планы его оживления и переформатирования. Еще зимой на СТС пришел известный сценарист, продюсер, режиссер и актер Дмитрий Троицкий, он стал гендиректором ПЕРЦА. Новую концепцию канала Троицкий выразил так: «Сорокалетние люди сегодня – совсем не те, что были раньше. Это поколение людей, которые в юности зажигали на рейвах, делали себе пирсинг, возможно, даже пробовали изменять сознание. Теперь они остепенились, родили детей, построили дома. Их нынешний физический возраст не всегда соответствует эмоциональному, они все еще готовы зажигать, но уже виртуально. И, конечно, они активно пользуются интернетом, где привыкли к существенно более острому контенту, чем тот, что дает им сегодня ТВ». Мне 42, никто из моих одноклассников и однокурсников не зажигал на рейвах, и до сих пор развлекаемся мы не виртуально. Но не будем придираться к тонкостям! Корифей медиарынка придумал шоу для меня! И я вместе с 80 журналистами совершенно разных СМИ (от журнала Elle до украинских телевизионщиков) рванула в подмосковную Немчиновку, где на территории 50 га и снимается проект.

Контент, как и предупреждал Дмитрий, оказался действительно острым. Ранил меня в самое сердце.

Суть в шоу в том, что на территории, разгороженной сеткой рабица, живут по одну сторону юноши, а по другую – девушки. Девушки, коих 12, теснятся в маленьком домишке, где даже за обеденным столом всего семь стульев – больше не умещается. Весь день они что-то делают: готовят, моют пол, ухаживают за скотом (коровы, козы, куры настоящие). Юноши, коих семь, обитают в большом двухэтажном (правда, наспех построенном и с ужасной вентиляцией) строении под кодовым названием Ибица, наверху на крыше у них дискотека. Они не делают НИЧЕГО. Только временами трындят. А рядом с юношами в еще более просторном доме с бассейном обитают их мамы! Шоу эксплуатирует мифологему «невестка–свекровь». Именно мамы должны выбрать юношам их невест. Только с их одобрения пары могут встречаться, общаться, целоваться и т.д. А пока мамы тестируют невесток всеми возможными способами. Кстати, в доме мальчиков нет кухни – кормят их мамы, а мамам, в свою очередь, ужин могут приготовить девочки.

Герои шоу не получают зарплаты. Главный приз – паре, которая сложится и проживет какое-то время вместе, квартира. Естественно, в родном городе жениха. Каждую неделю выбывает самая плохая невеста и самые плохие мама с сыном. На их место приходят новые.

Я пыталась найти хоть какие-то зацепки с миром окружающих сорокалетних людей. Ну ладно, возможно, соотношение девушек и ребят – 12 к 7 - отражает текущую демографическую ситуации. В Москве ведь тоже женщин на миллион больше, чем мужчин. Но почему парни вообще ничего не делают? Наверное, если они смогли оторваться от жизни на столь большой период времени, они нигде не работают и не учатся. Таких великовозрастных нахлебников я встречала среди сыновей моих подруг. Но их мамы – бодрые и активные женщины! Они что, уволились с работы? Или они молодые пенсионерки? Но кто же живет в добром здравии в 55 лет на одну пенсию? Одна особенно активная мама выстроила всех девчонок в ряд и велела потупить взгляд. «Неужели и я буду такой через 10 лет? Может, уже пора начинать принимать таблетки от климакса?» – мелькнуло у меня в голове. Ну хорошо, мамы, а где же папы? Они вообще ни при чем? Существуют ли они в природе? Конечно, постиндустриальное общество ведет к распаду института семьи. Но зачем же уж совсем исключать отцов из жизни? И потом, шоу несет, скорее, ценности не постиндустриального общества, а феодального. Почему именно они были взяты за образец? Может, для какого-нибудь «Дагестан-ТВ» оно и актуально. Но для федерального канала, для Немчиновки, примыкающей к МКАД?!

Что-то начало проясняться, когда оказалось, что шоу неоригинальное, его купили у турок! А главным продюсером является Валерий Комиссаров – тот самый, который многие годы снимал порнографию межличностных отношений под названием «Моя семья». В дорогущем пальто и великолепных ботинках, он и водил нас по немчиновским гектарам. Вместе с Дмитрием Троицким он толкал правильные речи о приходе эры Интернета, о том, что нужны новые форматы, интерактивность. «Кстати, а у участников есть Интернет?» – задала я наивный вопрос. Троицкий не смог на него ответить. Но оказалось, что у героев отобрали даже мобильные телефоны. М-да! На редкость актуальное шоу – куры есть, а Интернета нет.

И все-таки что-то современное и прекрасное на шоу я нашла. Это был кран! Огромный операторский кран, для которого на территории построили даже маленький домик с рельсами! С удивительной телескопической трубой, двумя мониторами, великолепное изделие немецких инженеров. «Стоит как "Бентли"!» – с гордостью сказал оператор. Он был первым адекватным человеком, которого я встретила на 50 гектарах. «Девчонки, я бы на вашем месте обратила внимание на операторов», – наставляла я через пять минут участниц шоу. «Да, нам они тоже нравятся», – с искренним энтузиазмом прозвучало в ответ.

В аппаратной все было не так празднично: в каземате бетонных стен, в полумраке сидели истинные профессионалы реалити-шоу, проведшие в наблюдениях за жизнью «за стеклом» не один год. На 48 мониторах отражалась жизнь участников. Вот юноши говорят о чем-то высоком в беседке, вот мама учит будущую невестку резать мясо, а вот одна из девушек вошла в туалет. «А как они писают, вы тоже наблюдаете?» – спросила я. «Нет!» – дружно ответили режиссеры. «Ну вдруг кто-то вены порезать захочет в туалете, это чтобы не было суицида, – пояснил одни из ветеранов. – Здесь еще не было. А на "Фабрике звезд", да, бывало. Но мы сразу сигнал секьюрити подаем, не волнуйтесь, все будут живы!»

А в это время перед монтажной съемочной группе привезли обед – какие-то салатики сомнительного качества и прочие изделия подвальных фабрик-кухонь. «Дмитрий, – обратилась я к Троицкому, – я придумала расширение вашего шоу, а давайте мамы и девушки будут хотя бы готовить для съемочной группы!» Он отмахнулся от меня как от назойливой мухи.

За прекрасным обеденным столом ко мне подсел еще один деятель ПЕРЦА, Георгий. «Что привело сюда журнал "Эксперт"?» – задал он резонный вопрос. «Да вот, уже год пытаюсь писать заметку о будущем телевидения. Хожу, ищу его, а все никак!» «А это и есть будущее телевидения!» – радостно сказал Георгий. Пирожок чуть не застрял у меня в горле. Как ни странно, после этого он высказал немало разумных тезисов, правда, не имеющих никакого отношения к только что увиденному: о влиянии Интернета и Youtube на ТВ, о приходе эры коротких форматов («Мама в законе» будет выходить 3,5 часа в день, с 13-00 до 14-30 и с 21-00 до 23-00), о том, что в реалити-шоу подставы уже не работают, что будущее за шоу из жизни нормальных людей в нормальных условиях, с легкими привнесениями драматургии извне. На мой вопрос, что же может привлечь в «Маме в законе» 40-летних, Георгий ответил так: «А вы знаете, что средний возраст зрителей "Дом-2" – 42 года?»

Руля по МКАД, я долго думала над этой цифрой. Как же так? Неужели взрослым, современным, работающим людям было время смотреть эти страдания подростков-недоумков? А потом поняла – это же СРЕДНИЙ возраст, среднее арифметическое, например, 42 – это среднее арифметическое 17 и 67. И я успокоилась. Но не до конца. Шоу, построенное на унижении молодых женщин и на неврозах женщин климактерического периода, на пестовании инфантилизма у юношей и на игнорировании роли отца, – это все-таки отвратительно.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама