Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Мир

Разочарование в лицах

«Expert Online» 2012
Иллюстрация: Эксперт Online

Компания Facebook впервые разочаровала инвесторов: накануне IPO оценка компании снизилась на 5%. Разговоры о том, что социальная сеть переоценена, идут давно.

Инвесторы разочарованы. Они устали: руководство крупнейшей в мире социальной сети все откладывает и откладывает свой выход на биржу. В результате оценочная стоимость Facebook уже упала до 93 млрд долларов, что на 5% ниже ее пиковой оценки, о которой сообщали эксперты, опрошенные Bloomberg.

Собственно, заявку на первичное размещение акций, IPO, Facebook подала еще 1 февраля. Сообщалось, что компания собирается привлечь от инвесторов 5 млрд долларов и потратить их на развитие. Организатор выхода компании на биржу — инвестиционный банк Morgan Stanley.

Показатели перед этим знаменательным событием у компании отличные. Аудитория в 2011 году выросла на 39%, до 845 млн человек в месяц. Выручка от продажи рекламы в Сети составила 3,7 млрд долларов. Это на 88% больше, чем в 2010 году. Прибыль за год выросла на 65% и превысила 1 млрд долларов. Таким образом, компания доказала не только свою популярность, но и экономическую состоятельность. Другое дело, что, по прогнозам экспертов, IPO состоится только в мае, и к этому моменту интерес к компании у эмоциональных инвесторов ослабнет.

Рынок помнит, как хорошо разместились Groupon и другие видные интернет-компании, но потом буквально за пару недель растеряли значительную часть своей капитализации. «Яндекс», напомним, с момента размещения своих ценных бумаг в мае 2011 года растерял 80% своей рыночной стоимости, социальная сеть для профессионалов Linked In — 8,5%, скидочный сервис Groupon — 32%.

Не добавляют оптимизма и скептичные прогнозы конкурента MS, банка Goldman Sachs. Тамошние аналитики говорят, что объективная цена Facebook — 50 млрд долларов, и инвесторам не стоит переоценивать актив.

C другой стороны, у этого резко обнажившегося пессимизма может и не быть никаких оснований. Все же Facebook — самый значимый на сегодня в мире канал коммуникаций между людьми, а основатель и владелец компании Марк Цукерберг в бизнес-среде пользуется большим авторитетом. Что вообще-то редкость для компаний из Силиконовой долины.

Не стоит также забывать и о том, что более или менее достойных конкурентов у Facebook нет, и вполне возможно, что их и не появится. Как рассказала недавно газета The Wall Street Journal со ссылкой на экспертов из компании comScore, пользователи Facebook в среднем проводят на своих страницах до шести часов в месяц. Это много, в 140 (!) раз больше, чем проводят на своих «кругах» пользователи Google+. Это, пожалуй, вообще рекорд лояльности для интернета.

Например, вторую строчку по степени увлеченности пользователей в рейтинге занял блогхостинг Tumblr. Но оставание здесь катастрофическое: блогеры проводят в месяц на сервисе всего порядка полутора часов. Google+ увлекает пользователей лишь на пару минут в месяц. Скорость появления брендированных страниц в социальной сети Google выше, чем у Twitter, но до динамики Facebook ей все еще далеко.

У Google+ сейчас 90 млн пользователей, и гендиректор интернет-гиганта Ларри Пейдж самодовольно заявлял, что компании удастся потеснить конкурентов. Но на деле это не совсем так. Эксперты говорят, что у пользователей, за исключением гиков, нет достаточной мотивации к переходу на платформу Google: ничего принципиально нового она не предлагает, своего лица фактически не имеет. Впрочем, руководство интернет-гиганта уже опровергло данные comScore и назвало их «сильно заниженными». В компании обещают, что сократят разрыв с Facebook в самое ближайшее время за счет популяризации платформы Android и появления в Сети новых уникальных приложений.

И вот еще одна победа Facebook: компания Zynga, самый крупный в мире разработчик игр для социальных сетей, недавно заявила, что создавать продукты для Google+ невыгодно и неудобно. Екатерина Уолтер из Intel Corp. говорит, что у странички их компании в Google+ 360 тыс. поклонников, но никакой активности среди них нет. В отличие от Facebook, где у странички чипмейкера образовалось сообщество из 9 млн человек, многие из которых ведут активную полемику.

Как отмечает Дэвид Коэн, исполнительный вице-президент Universal McCann, Google+ пока не удалось создать нужный резонанс. А раз так, конкурентов у Facebook объективно нет, и это, безусловно, положительно скажется на IPO компании Цукерберга.




    Реклама

    как Enterprise Content Management управляет всем

    Более четверти века российские организации стремятся перевести свои рабочие процессы в цифровой формат и оперировать данными и электронными документами.

    Интервью Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина

    Впервые за последние несколько лет бюджет ЯНАО на 2018-2020 года сверстан бездефицитным. 20 ноября читайте интервью Дмитрия Кобылкина


    Реклама