Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Питерский «дед-лайн»

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

Президент России считает, что участники освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения должны ускорить подготовку инвестиционного решения по проекту и по возможности принять его во время Петербургского международного экономического форума, который пройдет в конце июня. В противном случае, судя по публикациям в российских СМИ, состав иностранных акционеров может измениться.

«Добычной актив очень большой, мирового значения — Штокман, по которому пока не принято окончательное решение, но нам нужно двигаться активнее», — заявил Владимир Путин в пятницу на встрече с главой норвежской компании Statoil Хельге Лундом. «Мне кажется, у нас есть все шансы начать это движение, причем можно сделать определенные шаги уже в ближайшее время на экономическом форуме в Санкт-Петербурге», — добавил он.

В свою очередь, глава Statoil заверил, что его компания сделает для этого все возможное. «Мы сейчас работаем над тем, чтобы активизировать наш диалог с "Газпромом", работаем очень много с тем, чтобы встретиться в Санкт-Петербурге и, наконец, добиться прогресса», — сказал Лунд. «Для нас это большая возможность, но мы должны будем справиться на пути с большим количеством проблем», — сказал глава норвежской компании. «"Газпром" настроен на то, чтобы развивать нашу концепцию, и мы сейчас настраиваемся на сжиженный природный газ», — добавил он.

Напомним, что акционерами Штокмановского проекта являются «Газпром» (51%), французская Total (25%) и норвежская Statoil (24%). Совет директоров оператора проекта Shtokman Development AG 29 марта уже во второй раз отложил принятие окончательного инвестрешения по проекту — на этот раз до 1 июля. В рамках проекта планируется строительство завода по сжижению газа (СПГ) и подводного газопровода с шельфа на берег, однако сейчас стороны обсуждают возможность отказа трубного газа, чтобы снизить стоимость проекта.

Отметим, что накануне встречи российского президента и главы норвежской компании в российских СМИ появилась информация, что Statoil якобы может выйти из проекта освоения Штокмана, а ее место может занять англо-голландская Shell, которая работает с «Газпромом» на Сахалине. При этом французская Total покидать проект пока не собирается, хотя, по сведениям СМИ, там также недовольны ситуацией вокруг месторождения.

Разработка месторождения потребует крупных вложений — только первый этап обойдется компаниям в 30 млрд долларов, напоминают аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг и Виталий Михальчук. «Поэтому партнеры "Газпрома" не хотят начинать разработку до того, как получат дополнительные налоговые льготы от правительства. Рассмотрение закона об этих льготах идет медленно. Сначала партнеры по Штокману собирались договориться до конца 2011 года, после сроки были перенесены на март 2012 года, а позднее отложены до июля, — отмечают они. — Если место Statoil займет Shell, то сроки принятия решения о реализации проекта еще более растянутся. К тому же другой партнер "Газпрома" по Штокману — Total, уже участвует в подобном проекте с "НоваТЭКом" (Ямал-СПГ, стоимость — 18-20 млрд долларов), и этот проект встречает гораздо больше поддержки у правительства. Штокман потребует строительства завода СПГ, в то время как "НоваТЭК" уже имеет необходимую инфраструктуру».

На взгляд аналитиков, если и в течение июля-сентября решение не будет принято, то можно говорить о серьезной задержке разработки Штокмана, что ослабит позиции «Газпрома» в долгосрочном периоде на рынке сжиженного природного газа в азиатско-тихоокеанском регионе. «В реализации Штокмана остаются несколько проблем, часть которых имеет объективный характер, — отмечают они. — Одна из проблем связана с рынком сбыта газа. Рост производства сланцевого газа в США привел к тому, что проект необходимо переориентировать на Европу. А потребности Европы в дополнительном газе со Штокмана в перспективе 7-10 лет нет. Здесь играет роль конкуренция со стороны СПГ из Ближнего Востока и стран Азиатско-тихоокеанского региона, а также удручающая статистика о потреблении газа в Европе. В 2011 году потребление снизилось более чем на 10%».

Директор по управлению активами ИК «ТРЕЙД-ПОРТАЛ» Николай Солабуто считает, что поскольку решение принимается на высшем уровне, и, к тому же, у нас есть напряженность во внешнеполитических отношениях с норвежцами, можно предположить, что выход Statoil из Штокмана может быть продиктован политическими соображениями. «На эффективность проекта это не повлияет, если понадобится — найдут еще одного зарубежного партнера, или больше обязанностей перейдет к французам», — говорит он.

Выход одного из основных участников Штокмана, который и без того тормозится, может негативно отразиться на всех участниках проекта. Прежде всего, это приведет к новому переносу сроков принятия инвестиционного решения по Штокмановскому проекту, считает директор департамента Due Diligence  «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток. «В то же время пока другой иностранный акционер, Total, не сообщал о намерении выйти из Штокмановского проекта. Интерес к месторождению со стороны Shell, которая может занять место Statoil, также свидетельствует о том, что проект жизнеспособен, — полагает он. — Total реализует еще ряд проектов в России, компания хорошо знакома с особенностями ведения бизнеса в стране. Поэтому без весомых факторов, например, экономической нецелесообразности, компания вряд ли выйдет из Штокмановского проекта».

По словам аналитика, сегодня мировой газовый рынок активно меняется. «И в связи с этим Штокман, требующий огромных инвестиций, нуждается в пересмотре стратегии, — уверен он. — И сейчас эти процессы уже запущены. Переоценка рисков, инвестиций, схемы реализации, схем сбыта продукции, потенциала рынков — возможно, что в сложившихся условиях, задержка в реализации проекта пойдет только на пользу».

Выход Statoil из проекта освоения Штокмановского месторождения означает появление там нового игрока с опытом работы на шельфе, полагает начальник аналитического отдела УК БИН Финам Групп Георгий Воронков. «У "Газпрома", как известно, нет опыта разработки морских месторождений (в России на шельфе самостоятельно работает только "ЛУКойл" в Каспийском море), и Statoil должна была предложить техническое решение процесса добычи, базируясь на своем опыте добычи в Северном море. У Shell подобный опыт есть, компания выстраивала бизнес-модель Сахалин-2 и еще в 2005 году готова была предложить свои услуги по работе на Штокмане, вплоть до получения статуса оператора части проекта. Так что рокировка Statoil — Shell смотрится закономерной, оба игрока располагают внушительными портфелями работ на морских объектах по извлечению углеводородов», — рассуждает он.

Впрочем, по словам аналитика, техническое решение разработки месторождения — это не главная задача, стоящая перед консорциумом. «Газ, который планируется добывать, по себестоимости будет в 2-2,5 раза дороже "голубого топлива", получаемого на суше (50 долларов за тыс. кубометров против 20-25 долларов по собственным оценкам "Газпрома"). Таким образом, впереди согласование внушительного объема инвестиций, на которые стороны более охотно пойдут после предоставления налоговых льгот со стороны нового правительства, — говорит он. — Регулярное откладывание разработки (и соответственно запуска) Штокмана не кажется мне критичным — проект стоит запускать, когда очевидна его экономическая целесообразность. Сейчас сверхприбылей (как и ажиотажного спроса на газ) никто не ждет, однако через несколько лет ситуация способна измениться».

Начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин напоминает, что доля Statoil в проекте составляет 24%. «В данной ситуации мотив выхода Statoil из проекта объясняется не инициативой самой норвежской компании, а именно желанием "Газпрома" сменить участника ввиду неясного отношения к сложившейся ситуации с месторождением, — полагает он. — Это и дальнейшая концепция разработки месторождения, и увеличившиеся затраты на освоение. Компания Shell предлагается как альтернативная замена».

Пересмотр стратегии разработки месторождения, по мнению аналитика, несомненно, должен происходить с оглядкой на развивающийся рынок сланцевого газа. «Однако пока на данном этапе освоения в Европе обнаруживается много отступлений от сравнительно успешной "революции сланцевого газа" в США, — сомневается он. — Это и тот факт, что месторождения в Европе залегают гораздо глубже в Европе, что увеличивает себестоимость, и нарушение экологии при подрыве пластов. Нельзя не отметить юридические различия в законодательстве о земле. Кроме того, сланцевый газ является локальным по факту его потребления, т.к. затраты на освоение компенсируются в ценовой составляющей природного газа затратами на транспортировку. Если сланцевый газ транспортировать, то стоимость его увеличится не в конкурентную сторону. Поэтому ближайшее пятилетие природный газ может чувствовать себя достаточно уверенно».

«Выход из проекта Statoil и вхождение в него Shell, более комфортного для "Газпрома" партнера, грозит увеличением сроков принятия инвестрешения, т.к. фактически все начнется заново, — полагает управляющий активами УК "Финам Менеджмент" Роман Беседовский. — С другой стороны, ожидать быстрого принятия инвестиционного решения текущим составом участников проекта также нет оснований. Соответственно, любые движения в рамках проекта будут в той или иной степени способствовать появлению большей определенности относительно перспектив разработки Штокмана. Последняя информация вокруг проекта простимулирует Statoil более активно включиться в проект, либо наоборот, ускорит выход норвежцев. Полагаю, что развитие последнего сценария будет зависеть от того, будут ли компенсированы уже осуществленные затраты Statoil в проект».

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"

    Накопи мили на Бали

    Альфа-Банк представил новую программу для путешественников AlfaTravel

    Новая жизнь постолимпийских территорий: город будущего в Имеретинке

    Градостроительный проект «Имеретинка 2.0» в Сочи изменит наше представление о современном жилье

    Рассрочка завоевывает рынок

    На рынке карт рассрочки появляется все больше игроков, включая такого тяжеловеса, как Альфа-Банк. Усиливающаяся конкуренция делает условия по картам рассрочек все более выгодными

    Рынок пенсионных фондов идёт по пути укрупнения

    В пенсионном секторе крупные частные игроки, объединившись, смогут повысить основные бизнес-показатели и построить более устойчивую модель


    Реклама