Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Замок для Арктики

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС

На одной из старейших верфей России — Зеленодольском заводе имени А. М. Горького (Татарстан) — по заказу ФСБ заложен головной пограничный сторожевой корабль «Океан». Корабли этой серии предназначаются для охраны границы России в арктических широтах. А это значит, что работы зеленодольским корабелам будет более чем достаточно.

Факт начала строительства на зеленодольской верфи большого пограничного сторожевого корабля первого ранга проекта 22100 («Океан») разработки ЦМКБ «Алмаз» интересен двумя обстоятельствами. Во-первых, самим кораблем. Сторожевые корабли этого проекта начали проектироваться еще в начале нынешнего века для работы в северо-западной части Тихого океана и в арктических и неарктических замерзающих морях Российской Федерации с учетом условий эксплуатации судов категории Arc4 по Правилам классификации и постройки судов Российского морского регистра судоходства. С начала 2015 года корабли проекта 22100 должны прийти на смену пограничным сторожевым кораблям (ПСКР) первого ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский»), которые во льдах и далеко от берега долго ходить не могут. Новый же ПСКР будет способен нести службу в автономном режиме при неограниченной мореходности в Арктике в течение 60 суток, в том числе на площадях крупнобитого льда. Водоизмещение — 2,7 тыс. тонн, скорость — до 20 узлов, дальность хода — до 12 тыс. миль. Предусмотрены бортовой вертолет Ка-27 и скоростные катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт во время движения фрегата. Вооружение — соответственно характеру выполняемых задач, в том числе по открытым источникам — 76-миллиметровая автоматическая артиллерийская установка АК-176 и пулеметы. Из особенностей конструкции выделяются закрытые бак и корма (таким образом конструкторы надеются избежать обледенения) и повышенный комфорт для экипажа. Каюты рассчитаны на двух человек, в каждой предусмотрен санузел и круглосуточное (благодаря двум опреснителям) снабжение горячей и холодной водой.

Основное назначение нового ПСКР — охрана морских рубежей России в Арктике, обеспечение безопасности проектов по добыче нефти и газа на шельфе северных морей и участие в аварийно-спасательных операциях на трассе Северного Морского пути (СМП). И если сопоставить начало строительства ПСКР проекта 22100 с разворачиванием сети погранзастав в арктической зоне России (особенно на западном, норвежском направлении), то можно сделать вывод о том, что власти нашей страны начали реально и активно готовиться к охране российских нефтегазовых запасов в Арктике от несанкционированных посягательств.

Второе, чем интересна закладка в Зеленодольске головного корабля проекта 22100, — это выбор верфи. Еще в 2010 году предполагалось, что эти фрегаты будет строить «Северная верфь»», входящая в состав Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева. Однако события, которые развернулись в 2010–2011 годах вокруг судостроительных активов ОПК, очевидно, подтолкнули ФСБ к мысли, что не стоит рисковать этим проектом. Хотя Министерство обороны, например, наоборот, зимой этого года заложило на «Северной верфи» первый из 10 корветов проекта 20385 и фрегат проекта 22350.

Как бы то ни было, начало строительства пограничных сторожевых кораблей типа «Океан» открывает для Зеленодольского завода имени А. М. Горького совершенно новую нишу. Это предприятие в советское время специализировалось на изготовлении скоростных судов небольшого водоизмещения. Но в постсоветское время заказ на «Метеоры» и «Ракеты» упал почти до нуля, и зеленодольские корабелы сконцентрировались на строительстве «малого» военного флота (бронекатера, малые противолодочные корабли, малые десантные корабли на воздушной подушке, сторожевые корабли), производстве речных грузовых судов и изготовлении фасонных титановых отливок. Большая часть этой продукции шла на экспорт, так что жили татарстанские корабелы по сравнению с большинством других отечественных верфей очень даже неплохо. Сторожевики «Гепард» разработки собственного проектно-конструкторского бюро, например, неплохо прижились во Вьетнаме, а один из крупнейших в мире цехов по титановому литью, построенный на судостроительном заводе в Зеленодольске в 80-е годы прошлого века, исправно снабжает судостроительную, авиационную, аэрокосмическую, отрасли по всему миру титановыми отливками. Более того, в последние годы Зеленодольский завод поставил в серию новую модель пассажирского морского скоростного судна А-145, которую надеется успешно продавать не только на российских морях, но и во Вьетнаме и в Испании.

Но строительство корабля водоизмещением почти 3 тыс. тонн — это, конечно, совершенно новая ниша для зеленодольской верфи. «Это, безусловно, знаменательное событие для Татарстана», — заявил на церемонии закладки корабля заместитель премьер-министра Татарстана Асгат Сафаров. «Сегодня действительно очень торжественный день для республики, для зеленодольцев, заводчан и, безусловно, для морских пограничников. Закладывается корабль первого ранга водоизмещением 2700 тонн с высокими тактико-техническими характеристиками. Нам важен этот корабль, потому что он будет оснащен тем оборудованием, теми системами, которые позволят нам решать задачи по обеспечению безопасности страны», — поддержал его заместитель руководителя службы — руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации Юрий Алексеев.

Помимо начала постройки фрегата для пограничников Арктики Зеленодольский завод имени Горького в этом году сдает флоту сторожевой корабль проекта 11661К «Дагестан» (это первый боевой надводный корабль отечественного ВМФ, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК» с дальностью действия до 300 км), катер специального назначения проекта 21980 «Грачонок» (еще один такой катер находится в постройке), морской буксир МБ-12 проекта 745МБ для Северного флота, строит для Каспийской флотилии три малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М» — «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». «За последние десять лет заводом было сдано для ВМФ всего четыре корабля! То есть мы не развивались в военном направлении — развитие начинается только тогда, когда есть заказы. Сейчас серия кораблей для ВМФ России может достигнуть 8–10 штук», — радуется генеральный директор Зеленодольской верфи Ренат Мистахов заказам российских военных на постройку кораблей серии «Буян-М». Достаточно высока вероятность и того, что в этом году строительство еще двух фрегатов проекта 11661Э «Гепард 3.9» закажет и Вьетнам.

На фоне роста военных заказов на Зеленодольской верфи как-то само собой прекратились и разговоры о вхождении Завода имени Горького в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), которую государство в свое время создало для консолидации судостроительных активов страны. Будучи летом 2010 года в Татарстане, глава ОСК Роман Троценко сделал два заявления. Первое — о том, что до конца 2010 года зеленодольское предприятие интегрируется в госкорпорацию. а второе — то, что оно будет специализироваться не на военном кораблестроении, а на строительстве речных танкеров. Однако сейчас Завод имени Горького не только остался под контролем Татарстана (75% акций завода находятся у холдинга «Ак Барс», а блокпакет — непосредственно у минземимущества республики), но и еще более оброс военными заказами.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама