Между небом и землей

Москва, 29.08.2012
Российский парк частных легких вертолетов пока насчитывает около 500 единиц – это 4х-5ти местные суда взлетной массой до 3,5 тонн. В России зарегистрировано пока около 500 таких машин. Но ежегодно – рынок растет на 15%. Основные покупатели – частные пользователи. Правда закрывается он за счет иномарок. Сколько стоит вертолет? Насколько развита инфраструктура? Сколько нужно учиться, чтобы стать пилотом-любителем? Куда можно полететь на вертолете? Когда действует режим запрета? Когда можно будет летать над Москвой? Почему тарифы вертолетного такси такие высокие? Что мешает развиваться российскому рынку?

«Между небом и землей».

Мировой парк легких вертолетов, переживающий бум, сейчас насчитывает порядка 27 тысяч единиц - это 4х-5ти местные суда взлетной массой до 3,5 тонн. В России зарегистрировано пока около 500 таких машин. Но ежегодно – рынок растет на 15%. Основные покупатели – частные пользователи. Правда закрывается он за счет иномарок. Российское вертолетостроение до сих пор сконцентрировано в среднем (до 20 тонн) и тяжелом классах. Но «Вертолеты России» не оставляют попыток потеснить конкурентов на этом рынке.


СНХ Олег Пантелеев Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»

«К сожалению, нужно констатировать, что  из почти сотни легких вертолетов, которые  в 2011 году были поставлены на российский рынок. В общем-то, подавляющее большинство- это вертолеты зарубежного производства»

 
Однако не только россияне, но и весь мир выбирают из нескольких производителей: Лучше всех зарекомендовали себя - Робинсон, Eurocopter и Bell.

 
СТ-АП: Елена Николаева «Вертокрылая машина на 4 места – стоит как хорошая квартира. При этом самый популярный и недорогой в своем классе – это Робинсон. На новые модели цены начинаются от шестисот тысяч долларов. На вторичном рынке – от 300. Если крыша над головой есть – можно копить на вертолет».

 
В России эту марку выбирают из-за более-менее развитого сервиса, простоты в управлении, экономичности и, конечно, за стоимость – в два раза ниже, чем у конкурентов. С завода изготовителя в США он уходит за 200 тыс. долларов. Доставка, сборка, таможенные пошлины и регистрация в реестре воздушных судов – увеличивает цену втрое. При этом вертолетная инфраструктура развивается силами владельцев. Государство в этом процессе почти не участвует.

 
СНХ Михаил Юшков Генеральный директор ЗАО «Авиамаркет»

«Мы не ждем никакой помощи. Вся эта прослойка развивается за счет энтузиастов. За счет таких же владельцев вертолетов. Каждый создает себе маленькую инфраструктуру, строит маленький ангар. Строят маленькую площадочку и фактически сам является строителем нашей глобальной российской инфраструктуры.»

 
Новая эра в развитии малой авиации началась после введения в 2010 году классификации и новых правил использования неба – его поделили на слои, подобно пирогу – вертолетчикам достался класс G – на высоте до 300 метров. Согласование маршрута стало уведомительным, и сократилось – с суток до одного часа. А в декабре 2012го малой авиации и вовсе разрешили летать заграницу. Запрыгнув в воздушное судно, теперь можно махнуть, например, в Париж. Правда об окончательном падении административных и бюрократических барьеров речи не идет. До сих пор существует много запретов. К примеру, во время проведения военных учений; когда в воздухе первые лица; в зонах режимных объектов, и, конечно, над Москвой. Одной из причин «закрытого неба» эксперты называют несовершенства средств радиолокации, которые не позволяют отслеживать перемещение вертолетов с условиях плотной городской застройки.

 
СНХ Олег Пантелеев Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «Пока такое оборудование, несмотря на то, что оно разработано, так и не вышло за рамки тестовой эксплуатации. Соответственно, это отчасти тормозит вопросы, связанные с разрешением полетов над Москвой. Было несколько проектов, в том числе известная программа развития ряда региональных аэропортов в окрестностях Москвы. После того, как были проведены расследования о целесообразности использования бюджетных средств было вскрыто много фактов нецелевого использования, и это привело фактически к остановке многих работ».

 
«Открытие Москвы» – не панацея. Деловые перевозки востребованы за пределы столицы. Однако нужно потратить немало времени, чтобы добраться до стоянки воздушного такси или аэроклуба. С созданием сети площадок в черте города, этот вид транспорта, возможно, стал бы популярнее. А с увеличением потока клиентов и стоимость услуг поползет вниз.


СТ-АП Елена Николаева «Вертолеты, выполняющие полеты для частных клиентов – чаще стоят на земле и ждут заказов, нежели выполняют перелет. Стоимость летного часа остается высокой. И позволить себе такую поездку могут немногие».

За полет придется выложить от 30 тысяч рублей. Впрочем, за это время можно покрыть расстояние почти в 200 километров и зачастую вертолет оказывается выгодным решением. При этом официальные перевозчики находятся на грани рентабельности – чтобы совершать коммерческие полеты нужно получить лицензию в госорганах, а для этого требуется создать полноценную авиакомпанию.


СНХ Вадим Караваев Генеральный директор компании вертолетного такси «Heliexpress»

«Лицензия подразумевает под собой наличие специалистов практически во всех областях, и они должны быть сосредоточены в одной компании. Соответственно,  на 1 вертолет это получается порядка 6-7 человек».


Еще почти половину стоимости составляют расходы на топливо – вертолет тратит 1 литр в минуту или - 200 рублей.

 
СНХ Вадим Караваев Генеральный директор компании вертолетного такси «Heliexpress»

«Фактически 50% стоимости летного часа – это стоимость топлива. Бензин LL100, который в России не производится. Соответственно мы закупаем его в Европе, в Финляндии и транспортируем уже на территорию России. Поэтому цена – выше Европейской».

 
Большинство частных владельцев держат свои летающие машины в аэроклубах, где есть заправка, техобслуживание, ангар и компания таких же любителей. При этом одной из важных и неожиданных причин, почему те, кто может себе позволить вертолет не покупают воздушное судно – это страх.

 
СТ-АП: Елена Николаева «118 часов практики и 42 часа налета – столько нужно, чтобы стать пилотом-любителем без права выполнения коммерческих рейсов. Но, своим вертолетом управлять сможете».

В эпоху шальных денег, из покупателей первых летающих игрушек, никто толком не сдавал на права, и сложилась плохая статистика несчастных случаев. Теперь, как говорится, «ложки нашлись, но осадок остался» - потенциальные клиенты и власти до сих пор болезненно относятся к безопасности полетов. Последние предпочитают их запрещать, а не развивать.
 

СНХ Михаил Юшков Генеральный директор ЗАО «Авиамаркет» «Есть несколько составляющих – 1е – это обучение, 2е - это сервисное обслуживание. Без сопровождения технического вертолет становится памятником. Потому что любая техническая неисправность выводит вертолет из строя на долгие месяцы. Это высокая ответственность, прежде всего».

Очевидно, что рынок легких вертолетов будет развиваться.  Тренд на увеличение и облегчение парка есть не только у частников, но и у государственных структур – МЧС, полиции и других пользователей. Ведь российские тяжеловесы используются там, где можно обойтись легкой техникой – для мониторинга лесных пожаров, инспектирования газопроводов и других объектов, в качестве летающей скорой помощи. Однако пока  авиация общего назначения не включена в сферу экономических интересов государства и остается дорогой игрушкой для очень маленького числа пользователей.

Елена Николаева, Дмитрий Калюжный, Виталий НегАра. Эксперт ТВ

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: аналитики рассказали, когда ждать обвала рубля
      «Русский след» в американских выборах не обнаружен, но поводы для санкций и, соответственно, обвала рубля у США все равно найдутся.
    3. Курс доллара: рубль ждет важное событие
      Курс доллара: рубль ждет важное событие
    Реклама