Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

За полшага к половине рынка

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР-ТАСС/fotomedia/Денис Гришкин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разрешила альянсу Renault-Nissan приобрести контрольный пакет акций крупнейшего российского производителя автомобилей АвтоВАЗ. Таким образом, после закрытия этой сделки франко-японский концерн будет контролировать более трети российского рынка легковых автомобилей. Однако зарубежные инвесторы настроены на большее.

Официально ФАС рассматривала сделку с обретением альянсом Renault-Nissan контрольного пакета АвтоВАЗа с начала августа. Причем, как признавался глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев, сам факт подобной сделки его радовал. «Мы еще посмотрим, какая будет структура сделки, когда получим официальные документы. Но пока нам известно, что это очень крупный и важный для России инвестпроект двух очень крупных компаний, находящихся в альянсе между собой, которые собираются инвестировать в наше автопроизводство. Это очень хорошо», – заявил журналистам глава ФАС весной этого года, когда стало известно о том, что альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростехнологии» договорились создать совместное предприятие для покупки мажоритарной доли в АвтоВАЗе. В итоге российский антимонопольный регулятор в конце прошлой недели сообщил, что сделку согласовывает, но, поскольку при этом под контролем инвесторов оказывается 35% рынка производства легковых машин в России, будет в дальнейшем внимательно следить за тем, чтобы рост цен на машины Renault, Nissan и АвтоВАЗа, произведенные в России, не превышал 15% в год. 

Суть сделки

Сейчас «Ростехнологии» владеют 28,89% акций АвтоВАЗа, Renault – 25%, «Тройка Диалог» – 20,14%. Французы никогда не скрывали того, что хотят получить контроль над крупнейшим отечественным производителем легковых автомобилей, который осуществляет ПОЛНЫЙ ЦИКЛ их производства, начиная от конструкторского эскиза, заканчивая наличием дилеров и сервисных центров в самых отделенных уголках нашей большой страны. Поэтому до конца этого года франко-японский альянс и госкорпорация «Ростехнологии» (РТ) создадут совместное предприятие с итоговым соотношением долей 67,1% на 32,9%, которое к июлю 2014 года будет владеть 75% плюс две акции АвтоВАЗа. То есть фактически у Renault-Nissan будет 50% плюс 1 акция АвтоВАЗа, 25% плюс 1 акция – у РТ. На выкуп акций, в том числе всего пакета «Тройки Диалога», ранее планировалось потратить 750 млн долларов – 300 млн долларов от Renault и 450 млн долларов от Nissan. Однако, во сколько на самом деле обойдется иностранным инвесторам контрольный пакет тольяттинского автогиганта, неизвестно. По окончании совета директоров АвтоВАЗа, который на прошлой неделе собирался в Париже, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов подчеркнул, что окончательная стоимость сделки будет определена к концу года. «В мае мы заключили рамочное соглашение о намерениях, которым было зафиксировано взаимное желание вступить в будущие договорные отношения. Затем была начата процедура due diligence и подготовка юридических документов. В среду прошел совет директоров АвтоВАЗа. Мы еще раз встретились и договорились с президентом Renault-Nissan Карлосом Гоном, что в середине декабря он прилетит в Москву и мы подпишем уже окончательное юридическое соглашение о создании СП и объединении всех наших акций», – подчеркнул в интервью «Коммерсанту» Сергей Чемезов. 

Он также сообщил, что французская сторона высказала заинтересованность в том, чтобы максимально сохранить состав топ-менеджмента российского автогиганта, в том числе Игоря Комарова на посту президента АвтоВАЗа. Пост председателя совета директоров АвтоВАЗа будут попеременно занимать глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и глава Renault-Nissan Карлос Гон. «До середины 2013 года председателем буду я. В июне планируется очередное собрание акционеров, и возглавлять совет будет он, я стану заместителем. Через год поменяемся», – сказал Сергей Чемезов. 

За что боролись?

По прогнозам аналитического агентства «Автостат», в этом году в нашей стране будет продано 2,72 млн новых легковых автомобилей, 180 тыс. легких коммерческих автомобилей, 130 тыс. средних и тяжелых грузовиков, а также 18 тыс. автобусов. Суммарный объем рынка легкового и коммерческого автотранспорта составит 3048 тыс. единиц, что на 10% больше аналогичного показателя прошлого года. При этом, по словам директора «Автостата» Сергея Целикова, более 70% автомобилей, проданных на внутреннем рынке, будет выпущено на территории России. То есть суммарный объем производства автомобилей и автобусов, выпущенных в нашей стране, составит 2,22 млн единиц, в том числе 1,95 млн легковых машин. Это на 12% больше, чем в прошлом году. 

Контрольный пакет АвтоВАЗа + уже существующие сборочные производства альянса Renault-Nissan в России, по подсчетам Федеральной антимонопольной службы, сформируют 35% производства легковых автомобилей в России. Многие аналитики с достаточно большим скепсисом воспринимают и эту цифру, и перспективы увеличения объемов продаж АвтоВАЗом автомобилей под маркой Lada. После окончания программы по утилизации старых автомобилей доля тольяттинского автозавода вместе с производством на площадке в Ижевске упала на российском рынке до 20%. И, чтоб поддержать финансовый баланс, АвтоВАЗ в этом году уже трижды подымал цены на свои машины.  

Однако стратегия крупнейшего российского автозавода под управлением французов  предполагает сохранение производства автомобилей под маркой Lada и увеличение продаж этого бренда в России минимум до 25% отечественного рынка. Общий же объем производства легковых машин альянса Renault-Nissan и подконтрольного ему АвтоВАЗа должен быть более 50% рынка, по мнению Сергея Чемезова. В принципе производственные мощности в Тольятти позволяют производить в год до 1 млн машин, производственные мощности в Ижевске – до 250 тыс. машин в год, московский «Автофрамос» рассчитан на ежегодный выпуск 160 тыс. машин. То есть к 2015 году франко-японский альянс реально сможет контролировать в России ежегодное производство до 1,4 млн легковых машин. Если, конечно, этому будет способствовать покупательский спрос. 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама