Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Все пропало. Форс-мажор в публичных выступлениях! Что делать?

«Expert Online» 2012
Фото из архива автора

Никто из нас не застрахован от форс-мажорных ситуаций во время публичного выступления. Ох, сколько всевозможных непредвиденных моментов было в моей тренерской практике. Вот 10 типичных форс-мажорных ситуаций и советов по тому, как можно выйти победителем даже из самой сложной ситуации.

1. Ожидания аудитории не соответствуют действительности.

Ожидания слушателей и действительность могут расходиться в чем угодно. Главная тактика – открыто проговорить эти несоответствия и постараться перевести их в позитивное русло или привести конкретные доводы. Например, у аудитории есть негативные установки относительно компетентности выступающего: «Я прекрасно понимаю, что вы думаете сейчас. В прошлый раз я рьяно выступал против реорганизации нашей компании. Сейчас же я выступаю с абсолютно противоположным тезисом. И буду делать это так же рьяно. Вы резонно задаетесь вопросом, почему я так резко поменял свою точку зрения. Что могло произойти всего за три месяца, чтобы радикально поменять свои позиции. И я с удовольствием об этом расскажу…» «Друзья, ситуация почти анекдотичная. Вы, наверное, спрашиваете, как этот толстый дядька может выступать на тему диетологии. Я бы на вашем месте тоже с удивлением посмотрел на меня. Но тем не менее…»

Ожидания могут быть скорректированы и относительно формы или структуры выступления: «Дорогие коллеги, я знаю, что вы пришли на презентацию новой программы мотивации персонала. Но мне придется отклониться от привычной формы презентации, и вот по какой причине…»

2. Тема выступления отличается от темы, ожидаемой аудиторией.

Зачастую дело не в том, что оратор подготовил не ту тему, а в том, что была неправильно проинформирована аудитория. В такой ситуации главное – заинтересовать в теме текущего выступления. «Уважаемые коллеги! Название выступления не совпадает с тем, что было вам первоначально заявлено. Но мы будем говорить еще на более важную и актуальную тему…» Можно использовать иронию: «Был такой случай: однажды слушатели пришли на лекцию про нанотехнологии, а в результате им рассказывали про вологодские промыслы. Мы тоже вынуждены сообщить, что сегодня речь пойдет немного о другом, нежели чем вы ожидали. Но не пугайтесь, в нашем случае все более безболезненно. А в каком-то смысле даже полезно. Ведь речь сегодня пойдет о…»

3. Перестал работать микрофон.

Обратитесь к аудитории: «Уважаемые коллеги! К сожалению, микрофон отказывается работать. Но нам ничего не помешает продолжить. Я постараюсь максимально громко говорить, чтобы всем было слышно. Но у меня будет к вам огромная просьба: пожалуйста, давайте сделаем так, чтобы, как и микрофон, не отказали мои связки (позитивно, шутливо), будем максимально внимательно меня слушать». Если аудитория растеклась по залу, то обязательно нужно всех сгруппировать максимально близко к вам.

Кстати, чаще всего поломка микрофона связана с батарейками. Поэтому мой вам совет: при выступлении с микрофоном носите свои батарейки, практика показывает, что полностью полагаться на других опасно.

4. Перестало работать визуальное оборудование.

Такое бывает, технике вообще свойственно часто отказывать (и оратор должен это осознавать). Поэтому публичное выступление не должно быть построено только на электронных слайдах. Если проектор высказал свой протест, то оратор должен быть готов перейти на флипчарт. Визуализируйте основные схемы и тезисы на флипчарте. А в перерыве попытайтесь разобраться, в чем причина поломки. Или обратитесь к техническому персоналу, если такая возможность есть. Если перерыва изначально предусмотрено не было, инициируйте его. «Коллеги, я сейчас завершу свою мысль. Пожалуйста, обратите внимание на флипчарт. Чуть позже мы сделаем небольшой перерыв, и мы постараемся возвратить картинку». Самое главное, не пытаться исправить ситуацию во время выступления. Не стоит разводить панику и суету, делать акцент на этом, аудитория вообще не должна воспринимать, что случилась трагедия. У аудитории должно складываться впечатление, что оратор контролирует ситуацию – это главное!

5. Количество участников не совпадает с ожидаемым.

Вы ожидали 100 человек, а пришло всего 10. Мда, аншлаг не получился. Что делать в такой ситуации? Большинство ораторов начинают паниковать или скрывать от аудитории случившуюся накладку. Не стоит делать вид, что так и должно быть. Лучше открыто это прокомментировать аудитории. Скажите, что выступление в любом случае состоится и что такая «камерность» – даже к лучшему, ведь будет возможность в частном порядке и более подробно обсудить все нюансы и ответить на все вопросы. У слушателей должно возникнуть ощущение, что им невероятно повезло. Главное, чтобы слушатели не растекались по огромному залу. Попросите пересесть зрителей более компактно и ближе к оратору. Так проще взаимодействовать с аудиторией, поддерживать внимание и визуальный контакт.

Если же, наоборот, вы ожидали 10 человек, а пришло 100, то точно так же не стоит делать вид, что все так и задумано. Шутливо скажите аудитории, что вы не ожидали такого ажиотажа. Первое, что необходимо сделать, это переорганизовать пространство и, если необходимо, подготовить дополнительные места. Можно подключить к этому всех собравшихся слушателей. Очень важно в данной ситуации быстро перестроиться и воспользоваться теми советами, которые я дал в вопросе №4. Не стоит использовать те приемы взаимодействия с аудиторией, которые вы готовили для десяти человек.

6. Большая часть слушателей уже были на подобном выступлении и / или уже знают содержательную сторону.

Ничего страшного в этом нет. И зря многие ораторы тушуются и стараются сменить тему или уйти в сторону от подготовленного варианта выступления. Переверните ситуацию в свою пользу и сделайте часть аудитории экспертами: «На самом деле отлично, что большая часть из многоуважаемой аудитории уже знакома с данной темой. Нам будет нужно ваше экспертное мнение. Позвольте мне к вам обращаться, будет здорово и очень полезно, если вы поделитесь своим опытом в этом вопросе. Договорились?»

7. Слушатели слишком устали на момент начала вашего выступления.

Например, ваша часть выступления приходится на послеобеденное время. Опять же важно озвучивать и комментировать ситуацию. Не нужно делать вид, что ничего не происходит. «У нас как всегда: до обеда боремся с голодом, а после обеда – со сном, – позитивно, шутливо, с улыбкой. – Я прекрасно понимаю, что после обеда особенно тяжеловато слушать, тем более такую сложную тему, как бюджетирование в новом году. Я постараюсь сделать так, чтобы вы тихонько не решили вздремнуть».

В таких ситуациях важно понимать, что сразу переходить к основной теме не стоит. Уместным будет какой-то «разогрев» аудитории в виде забавной и любопытной истории, неожиданных фактов, интригующей байки. Аудитория должна проснуться. Можно использовать какие-либо «интерактивные фишки», например, попросить аудиторию проголосовать, порассуждать, вспомнить примеры из своей практики.

Можно прямо назвать выгоды для слушателей: «Я понимаю, что мое выступление самое последнее, вы все порядком уже устали, и многие подумывают, а не пойти ли мне уже домой. Вот три причины, по которым вы должны остаться…»

8. Внешний шум мешает проведению публичного выступления.

Например, на улице работают отбойным молотком, в соседнем зале идет репетиция народного хора, за окном проходит «Марш несогласных» или демонстрация. Не стоит умалчивать и заминать этот факт. Открыто прокомментируйте и пошутите по этому поводу. Парадокс, но как только оратор озвучил существование мешающего барьера, слушатели начинают меньше обращать на него внимание.

9. Вы рассказали анекдот, а никто не смеется.

– Мама, а что такое неудачная шутка? – Это когда твой папа говорит, что руководит компанией, а после твоего рождения оказывается, что это компания собутыльников!

Как говорится, шутка не дошла, почта не виновата. Самое главное – не показывать видом, что вы обескуражены или расстроены этим фактом. Делая вид, что ничего критичного не произошло, как вариант, просто шутливо, с долей самоиронией заметьте: «Мне тоже, честно говоря, непонятно, где здесь смеяться», «Шутка не удалась, идем дальше», «Признаться честно, я тоже ненавижу анекдоты», «Судя по вашей реакции, автора сценария придется уволить» и так далее. Самое главное – не делать из произошедшего трагедию и относиться к ситуации с самоиронией. Нет более убогого и жалкого зрелища, чем оратор, ожидающий раскатов смеха в зале после своей шутки. Никто не смеется? Продолжайте как ни в чем не бывало!

10. Большая часть аудитории опаздывает.

В данной ситуации есть две крайности. Первая – не ждать всех и начинать выступление для малой части собравшихся. Что в результате мы имеем? Та большая часть опоздавших зрителей к моменту появления в аудитории просто не поймут, о чем идет речь, и быстро потеряют дальнейшее желание вникать в суть. Шум в зале, шуршание, переспрашивание у соседей – не лучшее сопровождение для зажигательной речи оратора.

Другая крайность – ждать опаздывающих и заставлять пришедших вовремя томиться от мучительного ожидания. Конечно, слушатели, которые ни в чем не виноваты и были вынуждены бестолково сидеть 30-40 минут, становятся демотивированными, и благодарностей в финале от них ждать не приходится. Поэтому самый лучший вариант – начинать выступление вовремя, а к основной части выступления переходить уже тогда, когда в зале будет достаточное количество людей. Паузы ожидания можно заполнить «ораторскими байками», например, рассказать о том, какие форс-мажоры случались с вами в вашей практике. Или провести предварительную работу по подготовке слушателей к теме выступления, например, осветить историю обсуждаемого вопроса. В любом случае, слушатели в минуты томительного ожидания не должны быть оставлены оратором. Должно быть постоянное взаимодействие. 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама