Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Конец «магической» эпохи

«Expert Online» 2012
Фото: АР

Компания Apple продолжает разочаровывать инвесторов. Сначала ее акции упали после презентации слишком дорогого для рынка iPad mini, а следом — после неубедительного финансового отчета. Нет-нет, компания все еще отлично развивается, но ее «магия» уже ушла. Или перестала действовать.

Сразу после публикации финансового отчета Apple ее акции на электронных торгах на фондовом рынке потеряли в цене 4%. И это несмотря на то, что прибыль компании в четвертом квартале 2012 финансового года выросла на 24%, до 8,2 млрд долларов, а выручка подросла на 27%, до 36 млрд долларов. Для любой другой компании такая динамика была бы более чем впечатляющей, но Apple, от которой ждут чудес при каждом сеансе общения с публикой, уже не способна всех удивлять так, как делала это ранее.

Не очень радует инвесторов и прогноз по прибыльности на первый квартал 2012/13 финансового года. В нем Apple скромно прогнозирует выручку в размере 52 млрд долларов, а прибыль на акцию в размере 11,75 доллара на акцию. Для сравнения: в прошлом квартале этот показатель составил 8,67 доллара на акцию. С другой стороны, маржинальность бизнеса Apple все же снижается: в первом квартале 2011/2012 финансового года компании удалось получить 13,87 доллара на акцию на 15% больше. С учетом того, что количество продаваемых в мире гаджетов Apple только растет, руководству компании приходится констатировать, что на каждом своем новом гаджете она зарабатывает меньше, чем на предыдущем. Из производителя элитарной электроники «яблочная» компания превращается в обычного, пусть и лидирующего, игрока на рынке.

Впрочем, финансовый директор Apple Питер Оппенгеймер объяснил такой прогноз тем, что аналогичный период предыдущего, 2012-го, фингода длился на неделю больше. Вот, мол, и вся арифметика. Но инвесторы сочли это объяснение недостаточно убедительным.

Не кажется такое объяснение убедительным и нам. Дело в том, что раньше Apple еще никогда не представляла такое огромное количество новых продуктов в канун Нового года. Очевидно, что маржинальность новинок iPhone 5 и iPad mini ниже, чем у гаджетов-предшественников.

Нужно также отметить, что структура продаж компании также не меняется уже несколько лет. В минувшем квартале Apple продала 14 млн своих планшетов, 26,9 млн смартфонов iPhone и только 4,9 млн компьютеров Mac. По прогнозам аналитиков, компания должна была продать за IV квартал около 16 млн iPad, 25 млн iPhone и 5,1 млн Mac. Таким образом, Apple впервые за долгие годы разочаровала аналитиков.

Несмотря на это, Оппенгеймер излучал удовольствие и оптимизм: «Мы невероятно рады результатам, которые обеспечили чистую прибыль в размере 41 млрд долларов и денежный поток от операций в размере 50 млрд долларов в 2012 финансовом году». Натянутая улыбка, похоже, ни кого впечатлить не смогла.

Тут надо также сказать, что со времени презентации iPhone-5 в сентябре акции компании упали уже на 13%. Apple перестает удивлять инвесторов. Но это, очевидно, эффект обманутых ожиданий: спрос на iPhone продолжает расти. Так, за квартал продано 26,9 млн устройств, на 58% больше, чем годом ранее.

«Результаты по-прежнему впечатляющие, но они уже перестают удивлять акционеров так, как удивляли раньше, говорит директор отдела технологических исследований JMP Securities Алекс Гауна. Компании все труднее и труднее удовлетворять запросы акционеров. За последние полтора года она уже третий раз подряд не соответствует их запросам».

Хуже всего то, что дела у основного конкурента Apple на рынке гаджетов, компании Samsung, идут намного лучше. Квартальная прибыль компании выросла до рекордных 5,97 млрд долларов (6,56 трлн вон), а выручка выросла на 26% до 52,2 трлн вон. За три месяца Samsung сумела продать 56,3 млн своих смартфонов.

В перспективе Apple также наверняка пострадает и от действий со стороны Microsoft, которая выпустила Windows 8 и образцовый планшет на новой платформе Surface. Недавно гендиректор компании Стив Баллмер объявил, что его организация будет «как Apple»  в том смысле, что отныне она собирается самостоятельно производить не только программное обеспечение, но и компьютеры. Времена меняются, Microsoft адаптируется к новым рыночным реалиям, и Apple, которая долгое время наслаждалась «спячкой» конкурентов, уже не сможет быть таким непревзойденным лидером, как раньше. 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама