Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Перелицензировавшийся

«Expert Online» 2012
Фото: ИТАР - ТАСС

«Алкон», единственное из четырех ранее работавших в Новгородской области производителей спиртных напитков, остался на российском рынке, получив лицензию «министерства алкоголя». Осилить жесткий государственный регулятор компании помог собственный портфель брендов, проверенные временем технологии и даже 115-летняя история, берущая начало от императорской программы государственной винной монополии. 

Компанию, которая почти на полтора года выпала с рынка, вполне могло занести песком забвения. И в губернии, где на долю «Алкона» приходилось почти 50% рынка, тоже шли разговоры о кончине завода. Но слухи, как всегда, были слишком преувеличены, и руководство компании решило публично, собрав журналистов, заявить о своем возвращении на рынок и постепенном наборе привычного ритма работы. Хотя «Алкону», говорили спикеры, как и всем крупным компаниям, было тяжело преодолеть многочисленные требования, выдвинутые Росалкогольрегулированием (РАР): новгородский завод трижды предпринимал попытки получить лицензию. Все разрешилось благополучно лишь 18 ноября прошлого года. «Завод остановился в октябре 2010 года, – рассказывал генеральный директор Сергей Бобрышев. – Хотя лицензия позволяла работать еще полгода. Но это, знаете, как с загранпаспортом – визу вам уже не дадут, коли его срок на исходе. Так и нам банки отказывали в кредитах. Получить лицензию от РАР заранее тоже было невозможно. В итоге мы пошли на серьезные убытки, остановив производство, а дальше – на солидные затраты, поэтапно выполняя жесткие требования РАР». 

«Нам было сложнее, мы пошли на лицензирование, когда у вновь созданного госрегулятора еще не был прописан регламент. И некоторые его требования просто не вписывались в производство. Мы настойчиво спрашивали – как с ними справиться, в ответ слышали – подождите, позже ответим. Вот так, постепенно, дожидаясь разъяснений, мы и делали шаг за шагом», – добавляет коммерческий директор компании Клавдия Рожкова. Для производства это означало, например, замену 200 единиц емкостного оборудования. Вместо энергоемкой (100 кВт/ч) линии по ополаскиванию бутылок купили импортную, потреблявшую всего 2 кВт/ч электроэнергии. Реконструировали и котельную, в три раза снизив потребление газа. В общей сложности на модернизацию, ребрендинг и запуск новых видов продукции было затрачено больше 20 млн рублей. Теперь, пройдя этот сложный путь, к любому лицензированию, уверена коммерческий директор, компания готова. Однако Бобрышев повторил: все давалось с трудом, часто опускались руки, когда выяснялось, что «взятая высота – не последняя». И именно в трудные дни ему поступали предложения от крупных «акул» рынка о продаже бизнеса... 

Именно в эту сложную для предприятия пору, во время затянувшегося простоя, «Алкон» показал другим работодателям беспрецедентный пример социальной ответственности. На финансовую поддержку квалифицированного персонала при его вынужденном безделье ежемесячно направляли 3 млн рублей. В итоге ключевые специалисты, с многолетним опытом работы и безупречным знанием технологии производства, никуда не разбежались. Как говорил председатель экономического комитета Новгородской области Александр Ваниев, потеря этого хозяйствующего субъекта, солидного налогоплательщика, могла болезненно сказаться на экономике региона в целом. Поэтому региональная власть не стояла в стороне от проблем предприятия, обращаясь в ФАС России и Росалкогольрегулирование, чтобы помочь новгородскому производителю остаться на алкогольном рынке. И эти усилия уже конвертировались в миллионные налоги и сборы начинающего восстанавливать ритм работы производства. Главный экономист области уверен: у «Алкона» хорошие перспективы на будущее и все возможности восстановить производство в тех объемах, когда компания направляла в бюджет не менее 300 млн рублей ежегодно. 

Руководители «Алкона» давно ратовали за вытеснение контрафакта с алкогольного рынка и сейчас очень надеются, что перелицензирование, на которое положено столько усилий и денег, достигнет благих целей. Есть у алконовцев и свое видение привития культуры пития. Именно поэтому в обороте компании половину объема занимают так называемые «цветные напитки»: настойки, наливки, бальзамы, всегда пользовавшиеся большой популярностью у покупателей. В столице в том числе. Клюквенную и брусничную наливки москвичам везли в качестве новгородского сувенира. «Мы тем и отличаемся от других производителей алкогольной продукции, что сохранили классическую технологию производства и крепких напитков, и наливок, и настоек, перерабатываем десятки тонн ягод и трав. Для этого у "Алкона", как у завода с большой историей, есть просторные подвалы, где ягоды, травки-муравки, попадая в специальные емкости, отдают свои природные ингредиенты напиткам. Чтобы сделать бальзам, мы настаиваем его компоненты от трех до шести месяцев. Вот эти технологии, которых больше нет в стране, проверенные временем и потребителем, несмотря на их дороговизну, и будем использовать, не меняя хорошее на лучшее», – говорит Сергей Бобрышев. 

Он рассчитывает, что «цветные напитки» интересны прежде всего людям с цивилизованной культурой пития, ценящим качественный натуральный продукт. Считает, они смогут конкурировать с товаром других игроков рынка, в том числе – иностранных. И, к слову, гендиректор обмолвился: переговоры с американцами, активно ищущими новые вкусы для своих многочисленных баров, уже ведутся. Руководитель компании также настроен выпускать и сувенирную продукцию в малой расфасовке, как это делается во всем мире. Но РАР этим направлением не занимается. Так что найти настойки и наливки даже в областной столице, как это часто пытаются сделать многочисленные туристы, не так-то просто. 

У Сергея Бобрышева, долгое время работавшего за рубежом, есть свой сценарий того, как скажется на алкогольной отрасли вступление России в ВТО. Бобрышев опасается, что страну «зальют» дешевыми напитками, в том числе коктейлями. Готовятся они преимущественно из немецкого спирта, который по своим органолептическим свойствам близок к синтетическому. В этих условиях компания твердо настроена занять нишу среднего производителя качественных напитков. В 2013 году завод значительно поднимает производственную планку – увеличит объемы до 500 тыс. декалитров, или 10 млн бутылок. Главной проблемой для «Алкона» теперь является уже не производство, входящее в привычный ритм, а продвижение товара. За полтора года, пока продукции завода не было на рынке, его, как показали продажи, не забыли и хорошо встретили на потребители региона. Но тут, не льстит себе гендиректор, конечно, сказались давно наработанные связи с Новгородским облпотребсоюзом, имеющем в регионе разветвленную розничную сеть. Понятно, компания не намерена ограничиваться локальным рынком Новгородской области, работает и с предприятиями стран Балтии, Чехией. Коммерсанты ведут активные и успешные переговоры с крупным ритейлом. И, например, с таким сетевиком, как питерская сеть О-КЕЙ, они уже завершены. С другими сетями, в том числе присутствующим в регионе, пока ведется сложный диалог, арбитром в котором выступает специальная комиссия, созданная экономическим департаментом области. 

Если прежде в номенклатурном портфеле «Алкона» было больше наименований напитков (образцы каждого бережно хранятся в шкафах за стеклом в специальной комнате и впечатляют уже только своими названиями: «Смирновъ», «Довгань» и т.д.), то теперь их будет не больше двадцати. То есть столько, сколько, согласно мониторингу, востребовал рынок. За свою более чем вековую историю, начало которой положил новгородский купец Иван Корсаков в 1897 году, завод пережил революцию, две мировых войны, «сухой закон» и вот теперь – перелицензирование. В лихую годину он как мог спасал свое производство и работающих тут людей. В горбачевскую «засуху» на «Алконе», например, запустили цех по производству сахарного печенья, и работал он в три смены. Рядом делали полюбившееся народу лакомство – клюкву в сахарной пудре. Теперь же руководители и работники компании очень надеются, что будут спокойно выпускать тот товар, который делать они умеют, и умеют неплохо.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама