Общество

Выпал неожиданно

, «Expert Online» 2012
Фото: Russian Look

Ноябрь неожиданно обернулся для ряда городов Западной Сибири инфраструктурным коллапсом. Причина – двухмесячная норма осадков, выпавшая на регионы буквально за десять дней. Первоначальная радость от пушистого снега, кружившегося и летавшего, к тому же при достаточно теплой погоде, вскоре сменилась тревогой – сугробы на тротуарах и наледь на магистралях выросли моментально. А власти и управляющие компании оказались к аномальной погоде не готовы.

«От лица администрации, от лица коммунальных служб как мэр хочу попросить у вас прощения за неудобства, которые испытывает сейчас каждый горожанин, что передвигается по сугробам на тротуарах пешком или вязнет в снежной каше там, где раньше были дороги». К сожалению, это не официальная цитата из речи кого-либо из мэров городов Сибири. А лишь предложение, высказанное чиновникам главным редактором сайта «АлтаПресс» Андреем Никитиным. И правда, такие слова в нынешней ситуации оказались бы и к месту, и ко времени – снега в этом году и правда выпало аномально много. По данным новосибирских метеорологов, за 12-13 ноября в регионе выпала 20-дневная норма снега (за 10 дней ноября – 120% месячной нормы), а в райцентре Чаны Новосибирской области – и вовсе 60-дневная. Самые обильные снегопады в этом же регионе прошли в райцентре Сузун – за декаду здесь выпало 55 мм осадков, что составляет 157% от месячной нормы. В Новосибирске с 10 по 20 ноября выпало 28 мм осадков – 82% от месячной нормы, подсчитал пресс-секретарь Новосибирского гидрометцентра Ренад Ягудин (в итоге за две декады ноября – двукратная месячная доза осадков, или 40,3 мм). По количеству снега нынешний ноябрь похож на 1994-й, когда за 20 дней ноября выпало 35 мм осадков. Пострадали целые регионы – в частности, на несколько дней перекрывалась трасса Горно-Алтайск–Бийск.

Мэрия Новосибирска стала активно бороться со снегом с самого начала. Чиновники отчитывались о более чем 300 единицах техники, работавшей на улицах; сотне самосвалов, вывозивших снег в дневное время, и как минимум в два раза большем количестве машин – в ночное. Из резервного фонда бюджета города на расчистку дорог было выделено 4,5 млн рублей, в планах – выделить на эти же цели еще 27 млн (решение должны сначала утвердить депутаты горсовета). Тротуары и дворы ежедневно расчищают около 1,5 тыс. дворников, но в мэрии признались – с таким количеством снега они не справятся по-любому, даже если будут работать круглые сутки; людей на борьбу со стихией нужно больше. Ежедневно, по данным мэрии, с улиц Новосибирска вывозилось по 21 тыс. кубометров снега. Посильный, хотя, скорее, моральный вклад в борьбу со стихией вносила и снегоплавильная машина, перерабатывая по 800 кубометров снега ежедневно. Следующей зимой в городе планируется ввести в эксплуатацию стационарную снегоплавильную камеру, которая позволит утилизировать 450 кубометров снега в час. Правда, в мэрии объяснили, что на дорогах используется пескосоляная смесь, которая будет забивать фильтры установки. Так что бороться со снегом по-прежнему придется с помощью грейдеров, тракторов и самосвалов.

К концу ноября на улицах работало уже около 500 единиц техники. В итоге за неполный месяц с начала снегопадов дорожные учреждения вывезли с улиц Новосибирска более 370 тыс. кубометров снега, в том числе более 62 тыс. – за прошедшие выходные. Однако автомобилисты этой работы не почувствовали – по данным аналитики «Яндекса», столица Сибири несколько раз впервые за долгое время вставала в 10-бальные (максимальные) пробки. Да и в целом движение по магистралям, зачастую сузившимся из-за снегоотвалов на обочинах, стало проблематичным. Не говоря уже о второстепенных улицах и дворовых проездах – управляющие компании, как выяснилось, к уборке снега оказались готовы еще хуже, чем мэрия. «Самая сложная ситуация с уборкой и вывозом снега складывается во дворах. Техники и дворников сегодня достаточно, но необходимо четко организовать работу по обслуживанию этих территорий», – заявил первый заместитель мэра Андрей Ксензов, которому было поручено лично контролировать исполнение управляющими компаниями графиков по уборке и вывозу снега.

В этих условиях население вспомнило об альтернативах. И стало массово пересаживаться на электрички (рост пассажиропотока по разным направлениям составил в ноябре 10-14%, зафиксировали в компании-перевозчике – «Экспресс-пригороде»; при этом наибольший поток пришелся на направления из Академгородка – самого отдаленного района от центра) или в метро (рост на 10-20%). Подземка была вынуждена даже установить рекорд по размеру минимального интервала между проездом поездов в утренние часы пик (время ожидания поезда было снижено до 2 минут 45 секунд вместо обычных 3 минут). Наземный транспорт, по данным Транспортного союза Сибири, потерял до 20% прибыли, а электротранспорт – еще больше. На дорогах одной Новосибирской области были зафиксированы сотни «внеплановых» ДТП.

Губернаторы, естественно, устроили выволочку мэрам. «Городской коммунальный комплекс оказался не готовым к зиме: вновь неожиданно выяснилось, что в Томске элементарно нет дворников, – заметил губернатор Томской области Сергей Жвачкин. – Спецтехника чистит проезжие части, но грязным снегом с дороги уже завалены все обочины». «Понятно, что выпала двухмесячная норма осадков. Но не нужно ссылаться на то, что погода преподнесла сюрприз, нужно реагировать, эффективно и быстро. Главы муниципальных образований и руководители, отвечающие за состояние федеральных, территориальных автомобильных дорог должны принять все меры, включая нештатные. Раз ситуация нештатная, коллеги, значит, и меры реагирования должны быть нештатные. Работы должны вестись постоянно, 24 часа в сутки», – потребовал на специальном совещании губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. «Я не квалифицировал бы то, что мы получили трехмесячную норму осадков в ноябре, как природную катастрофу. Но давайте уважать труд людей, которые круглые сутки в метель, ветер, мороз выполняют работу по расчистке дорог, – отметил, в свою очередь, губернатор Алтайского края Александр Карлин. – Я не могу обвинить дорожные и коммунальные службы в том, что они тотально бездействовали, – они очень много работали. Но стихия в какой-то период брала верх. Мы действительно в прошлую зиму расслабились и, наверное, посчитали, что снег – это природная аномалия».

Мэрии, в свою очередь, сначала обвинили в случившемся предпринимателей, не убирающихся перед своими зданиями, пригрозив им штрафами за нарушение правил благоустройства – до 20 тыс. рублей. «Снег с тротуаров допускается складировать в общий вал, сформированный дорожными службами, тогда его вывезут ДЭУ за счет городского бюджета. Но снег, который собирается с прилегающей территории, должен вывозиться за счет средств организации: либо собственной техникой, либо по договору подряда. Штраф – двигатель прогресса», – рапортовал начальник управления административно-технических инспекций мэрии Александр Пейлаков. Чтобы ускорить вывоз снега с улиц, в районах города дополнительно было выделено 15 площадок для временного хранения снега (с начала ноября в Новосибирске работало только 14 снегоотвалов). Причем, как сообщил начальник Главного управления благоустройства и озеленения мэрии Иван Митряшин, их организовали ближе к центру: на правом берегу – в пойме реки Каменки, на левом – в пойме реки Тулинки.

Но в итоге виноватыми оказались и сами автомобилисты. Причем стоит признаться – не всегда незаслуженно. Андрей Ксензов убедился в этом, лично выехав с инспекцией в отдаленные микрорайоны Родники и Снегири. И обнаружил то, что давно происходит повсеместно: «Улицы, ну, превращены просто в огромную парковку машин, причем машин, долгое время не используемых автовладельцами. К сожалению, пока наши граждане так нерадиво относятся к своим обязанностям, бросают машины на улично-дорожной сети» (остается только посоветовать чиновнику почаще ездить по городу с инспекциями – глядишь, и многие другие проблемы, лежащие на поверхности, ему станут также очевидны).

С нерадивыми автовладельцами решено бороться следующим образом: автомобили (даже припаркованные в соответствии с ПДД), которые будут мешать уборке снега, власти будут «на первом этапе перемещать на какие-то более-менее свободные зоны улично-дорожной сети». А затем «выявлять владельцев этих транспортных средств и привлекать их к ответственности». Делается все в партнерстве с ГИБДД и эвакуаторами. Ежедневно мэрия объявляет список улиц, на которых будет производиться уборка в дневную и ночную смены, предупреждая автомобилистов по-хорошему – там не стоит парковаться. По словам Андрея Ксензова, такие меры приняты для того, чтобы в кратчайшие сроки, в течение нескольких дней, навести в городе порядок после выпадения аномально большого количества осадков.

Пробки с городских улиц тем временем исчезли лишь вместе с окончанием снегопадов. Это позволило администрациям городов разгрести образовавшиеся завалы (по крайней мере, на главных магистралях) и обратить внимание на другие проблемы. «Работаем с сосульками, – сообщил сегодня, к примеру, мэр Новосибирска Владимир Городецкий. – Никогда у нас в ноябре сосулек не было, были в марте-апреле». По его словам, дорожным службам поручено работать в активном режиме до 3 декабря. Кстати, в декабре снегопады, по прогнозам синоптиков, могут вернуться. Так что расслабляться рано.





    Реклама

    «ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»

    «20 февраля 2018 года в Москве состоится круглый стол ««ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»
    начало трансляции в 16.00

    Зеркало промышленности

    ​Отраслевые выставки – возможность получить представление о состоянии дел в конкретном секторе экономики

    Почему повышение производительности труда персонала – задача номер один?

    Что надо сделать, чтобы большая часть расходов на оплату труда не превращалась в пустую трату денег

    ИНТЕРЛАКОКРАСКА- 2018

    Весь цвет лакокрасочной промышленности с 27 февраля по 2 марта. Более 230 российских и зарубежных компаний презентуют свою продукцию и услуги на ежегодной выставке


    Реклама