Общество


Общество и власть попытаются сблизить

«Expert Online» 2012
Фото: o-vlast.ru

Критики современной российской власти во всем мире не устают повторять о катастрофической неразвитости гражданского общества и незрелости институтов демократии в нашей стране. Формально они во многом правы. Граждане не только почти не участвуют в принятии ключевых решений правительства, но и не вовлечены даже в процесс их обсуждения. Власть даже в благородных стремлениях улучшить жизнь населению зачастую не встречает понимания с его стороны и натыкается на противодействие политически активных слоев общества, что в конечном итоге приводит к усилению протестной активности. Политическая элита «не спрашивает» мнение большинства о предполагаемых общественно значимых изменениях, и многие люди ощущают себя марионетками в руках «господствующего класса». Таким образом, получается пропасть социального и идеологического непонимания между государством и обществом. Чтобы решить эту проблему, недавно в Сети был открыт интерактивный портал «Общество и власть», в котором планируется тестировать общественное мнение на важные законотворческие инициативы и проводить «нулевое чтение» проектов законов.

Еще Маршалл Маклюэн в середине XX века высказал идею, что важнейшим фактором исторического процесса является смена информационных технологий, и одним из первых предположил, что тип общества определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие – скоростью передачи информации. А социолог Мануэль Кастельс, констатируя падение доверия к политической системе и поглощение СМИ государственной бюрократией, путем выхода из кризиса считал широкое использование электронных коммуникаций и переход от иерархической системы управления к сетевой с установлением горизонтальных коммуникаций граждан с органами власти и управления. Практические шаги к построению такой системы таких коммуникаций сделаны лишь спустя почти полвека. Глобальный проект «Сетевая демократия», предполагающий волеизъявление народа через сеть Интернет, появился в середине прошлого десятилетия как ответ на бесконечные попытки фальсифицировать результаты выборов. Еще многие политологи высказали идею, что управленческая машина стала не успевать за ростом скорости информационного обмена в современном обществе и, соответственно, стала восприниматься громоздкой и неповоротливой. Кроме того, все больше слышны голоса антиглобалистов и правозащитников, утверждающих, что существующая в большинстве развитых стран политическая система является псевдодемократической, что на самом деле плебисциты совсем не гарантируют делегирование полномочий от народа к его избранникам и после выборов практически всегда происходит обман избирателя.

Ряд стран, такие как Великобритания, США, Эстония, уже применяли технологию электронного голосования на выборах различных уровней (от местных до парламентских). Для идентификации, аутентификации и авторизации избирателей обычно используют электронную цифровую подпись. Наиболее масштабно технология электронного голосования применялась на представительных выборах Государственного собрания Эстонии в 2011 году, где через интернет голосовало 24,5% избирателей. В России был осуществлен эксперимент по электронному голосованию на выборах 1 марта 2009 года в поселке Петровский Урюпинского района Волгоградской области. То есть правящие элиты во многих демократических странах пошли на «электронную трансформацию» демократических институтов, но, опять же, в рамках представительной демократии, когда гражданин не участвует в принятии решений, а просто отдает свое право на это решение «представителю». А вот таких условий, когда каждый человек оперативно, без проволочек, смог бы высказать свое мнение относительно той или иной законодательной инициативы, на системном общегосударственном уровне нет ни в одной стране.

В России за последние три года появился ряд проектов в этой области, но все они либо созданы как площадки для популяризации конкретных, как правило, маргинальных, политических сил, либо реализованы на локальных уровнях общества – региональном, корпоративном, партийном и т.д. Например, виртуальная республика Alter Russia, проект внесистемной оппозиции «Демократия-2» («Облачная демократия»), активно продвигаемые в Сети, сайт «Демократор», который позволяет гражданам совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти. Были еще такие общеизвестные голосования, как выборы в Координационный совет оппозиции, Политическая сеть прямой электронной демократии, размещенная на сайте «Путин должен уйти». Это все вообще не что иное, как проявления новых технологий политического маркетинга, в основном ограничивающиеся обслуживанием чьих-то политических или имиджевых интересов. То же самое можно сказать о таких проектах, как «Просто россияне», «Сетевой парламент» («Новая газета»), Пиратская партия, Интернет-партия и т.д. Поэтому и последователей у этих сетевых инициатив совсем немного, в рамках арифметической погрешности от аудитории рунета, – люди ведь не дураки и способны отличить фальшь.

Многие политически активные граждане ждали появления в Сети независимого и общенационального ресурса оперативной демократии – портала, где можно высказать свою точку зрения на важные политические и экономические процессы сегодняшнего дня, участвовать в голосовании по «нулевому чтению» законов перед рассмотрением в Госдуме и видеть, как твое решение учитывается властью, что ты реально участвуешь в управлении страной «здесь и сейчас». Власть тоже, стремясь получать достоверную обратную связь от общества, пошла на внедрение принципов открытого диалога с населением. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р, утвердившим государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)», реализуется мероприятие «Создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне» (мероприятие 11 приложения 2 государственной программы). В рамках мероприятия Минкомсвязью России разработана федеральная ГИС «Электронная демократия», одним из элементов которой является Единый портал электронной демократии РФ. Однако государственному информационному ресурсу не доверяет значительная часть самого общества.

5 декабря этого года в Сети все же появился независимый портал для запуска общенационального проекта сетевой демократии – «Общество и власть». Во-первых, создатели сайта политически не ангажированные люди, с незапятнанной репутацией, не замечены в партиях, движениях и корпорациях и не имеют политических амбиций. Во-вторых (как признаются организаторы, в этом есть и плюсы, и минусы), чтобы стать участником портала, нужно зарегистрироваться (можно через соцсети), оставить свои реальные данные, которые проверяются модераторами и автоматизированной системой идентификации по СНИЛС. То есть повышается уровень достоверности и качества информации, аккумулирующейся на сайте. В-третьих, процесс внесения гражданских инициатив и «нулевые чтения» по законопроектам происходят максимально прозрачно – все этапы прохождения можно отследить в режиме реального времени. И, наконец, в-четвертых, информация направляется к представителям органов государственной власти различных уровней, которые, в свою очередь, обязаны отреагировать на нее – дать объяснения, прокомментировать или включить предложения в реальный законотворческий и нормотворческий процесс. Заявлен общенациональный масштаб проекта – у портала будут сетевые представительства в каждом регионе, призванные выполнять задачу оперативного взаимодействия между обществом и властью на региональном и местном уровнях. 

Сейчас в рамках портала «Общество и власть» начат активный процесс обсуждения четырех злободневных проблем, по которым недавно были приняты решения исполнительной власти: по «черному списку» сайтов, обустройству городских парков, отбору неэффективных университетов и назначению нового министра МЧС. А в блогах, заведенных гражданами на портале, затрагиваются темы строительства детских площадок, поправок к закону «О защите чувств верующих», контроля государством редакционной политики федеральных телеканалов и другие острые проблемные темы, касающиеся большинства граждан России. Политолог Кирилл Подъячев поддержал инициаторов: «Государственные служащие по традиции, идущей еще из имперских времен, боятся открытости, диалога с обществом, боятся "выйти к народу". Активные граждане, умеющие подчас многого добиться самостоятельно, встают в тупик, когда возникает необходимость переговоров с представителями государства, поскольку заведомо подозревают всех "бюрократов" в коррупции и прочих грехах и часто не могут оценить масштаба проблем, лежащих за пределами интересов представляемой ими группы. И если нам удастся, хотя бы в рамках одной переговорной площадки, совместно увидеть и понять хоть одну из стоящих перед страной серьезных проблем, уверен, мы сможем найти и эффективный способ ее решения. Верится, что новый формат общения, предлагаемый порталом "Общество и власть", поможет достичь успеха на этом пути».

Учредитель портала Борис Свистков на вопрос о целях проекта заметил: «"Общество и власть" – это коллектив активных людей, каждый из которых своим путем пришел к единой цели защиты интересов гражданского общества и выстраивания конструктивного диалога с представителями всех уровней власти. Первоочередная задача – вынесение на общественное обсуждение законодательных инициатив, комплексное исследование с участием экспертного сообщества наиболее актуальных проблем, волнующих общественное мнение. Равнодоступность этой площадки позволит сделать обсуждение максимально объективным, непредвзятым, что в дальнейшем положительно скажется на принятии тех или иных решений по обсуждаемым вопросам. Наша миссия – стать медиатором гражданского общества, которое, на наш взгляд, нуждается в понимании, помощи и защите». Заместитель председателя Совета федерации Светлана Орлова, которую мы попросили прокомментировать инициативу, отметила: «Подобные площадки работают на цели, заявленные в послании президента Федеральному собранию, помогают строить реальный диалог государства и граждан. В интернет-пространстве подобные порталы нужны как квалифицированные посредники. Для построения эффективной экономики и правового государства прежде всего необходимо восстановить доверие между властью и гражданами. Власти надо внимательнее прислушиваться к обществу, к тем людям, которые искренне болеют за Россию и стремятся внести свой вклад в ее развитие. Но для всего нужны свои технологии, в том числе для вовлечения в законотворческий процесс граждан. Очень важно, чтобы такие проекты организовывались на беспристрастной основе. Очень хочу пожелать инициаторам проекта терпения и стойкости. Они взялись за очень непростое, но очень нужное дело».





    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама




    {# hmac_message ExternalIdentityAuthentication Websiteid 123 %}