Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Главная тайна Boeing

«Expert Online» 2013
Фото: Globallookpress

Расследование инцидентов с Dreamliner показало, что производитель уже давно знал о многочисленных недостатках литиево-ионных батарей, но тщательно их скрывал. Между тем решить проблему возгорания аккумуляторов можно, изменив их конструкцию и изолировав друг от друга, что предотвратит пресловутый эффект «теплового домино». Именно так в свое время поступил с литиево-ионными батареями разработчик грузового космического корабля SpaceX Элон Макс.

Вокруг корпорации Boeing разразился новый крупный скандал. Как выяснили журналисты The New York Times, руководство американского авиагиганта уже давно знало о проблемах с аккумуляторами на своих новых самолетах Boeing 787 Dreamliner, но информацию об этом тщательно скрывало. Оказывается японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA), эксплуатировавшая 17 «лайнеров мечты», с мая по декабрь прошлого года вынуждена была десять раз менять литиево-ионные батареи на своих самолетах. Это произошло еще до того, как на одном из них аккумулятор загорелся, а на другом – начал издавать неприятный запах, после чего вышел из строя. Напомним, что именно эти два случая привели к тому, что Федеральная авиационная администрация США (FAA) в середине января приняла решение прекратить все полеты Boeing 787 до выяснения причин возгорания и устранения неисправностей.

Как утверждают в ANA, авиакомпания вынуждена была заменить батареи из-за неудовлетворительных показателей их работы. Так, как минимум в половине случаев аккумуляторы показывали недопустимо низкий уровень заряда, что не позволяло выполнить полет. При этом руководство японской авиакомпании неоднократно сообщало о своих проблемах в Boeing, но производитель на них адекватно не реагировал. Более того, американцы рекомендовали ANA не предавать эти случаи огласке и не информировать о них свои власти и FAA, так как замены батарей якобы не угрожали безопасности полетов и не привели к отмене рейсов. Национальная комиссия по транспортной безопасности США (NTSB) уже заявила, что тот факт, что Boeing знала о проблеме, но пыталась ее скрыть, обязательно будет включен в материалы расследования инцидентов с Dreamliner. Сейчас всем очевидно, что это расследование зашло в тупик. Глава NTSB Дебора Херсман честно признала, что специалисты ее ведомства пока так и не смогли выяснить причину возгорания аккумуляторов. Установлено только, что в батареях были короткие замыкания и неконтролируемая химическая реакция, сопровождающаяся повышением температуры. «Но ответа на вопрос о том, что первично, а что вторично, нет. Точно так же не ясно, что именно могло привести к такому развитию событий», – сообщила глава NTSB.

Скандал с Boeing и отсутствие прогресса в расследовании просто не могли не вызвать реакцию со стороны политического руководства США. Президент Барак Обама уже официально объявил, что единственный республиканец в его администрации – министр транспорта США Рэй Лахуд – в самое ближайшее время покинет свой пост. Он уже подал заявление об отставке, но продолжает исполнять свои обязанности до тех пор, пока сенат не утвердит кандидатуру его преемника. Напомним, Лахуд – тот самый чиновник, который не без бравады уверял общественность, что «Dreamliner – абсолютно безопасный самолет и что он лично готов без разговоров подняться на его борт и отправиться в полет».

Между тем помочь Boeing в расследовании инцидентов с батареями вызвался глава Tesla Motors и разработчик нового грузового космического корабля SpaceX Элон Макс. По мнению Макса, все дело в конструкционных особенностях аккумуляторов, установленных на Dreamliner. Пакеты, в которые скомпонованы эти батареи, не обеспечивают достаточного расстояния между ними, что создает эффект «теплового домино» и рано или поздно должно привести к возгоранию. «Если в Boeing батареи находятся в восьми крупных ячейках, то у нас они сосредоточены в тысяче мелких ячеек. Более того, у нас они изолированы друг от друга, чтобы предотвратить распространение огня в случае возгорания одной из них, – говорит Элон Макс. – Причем мы в наших ракетах и космических аппаратах используем гораздо более мощные литиево-ионные аккумуляторы, они подвергаются большим нагрузкам, но при этом никогда не горели». Мнение об эффекте «теплового домино» помимо Макса не раз высказывал и профессор Массачусетского технологического института, специалист по электротехнике Дональд Сэдоуэй, но в FAA и NTSB к этим словам пока что не прислушались. Если выяснится, что дело все-таки в конструкционных недостатках батарей, то спасти программу Boeing 787 Dreamliner еще можно. Как подсчитал аналитик компании Jeffers & Co Говард Рубель, в этом случае прямые потери Boeing составят около 550 млн долларов, а вот если результаты расследования покажут, что Dreamliner потребуется полная модернизация, то Boeing вынужден будет списать порядка 5 млрд долларов убытка.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама