Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Работодатель ответит за богатых

«Expert Online» 2013
Иллюстрация: Эксперт Online

На прошлой неделе Государственный совет Франции наложил запрет на введение в стране 75-процентного налога на доходы граждан выше 1 млн евро. Ранее данный законопроект отклонил Конституционный совет страны. Однако Франсуа Олланд не отчаивается: он заявил, что этот налог будет возложен на бизнес.

Так, президент Франции заявил, что компаниям придется платить 75% налога на заработную плату тех сотрудников, которые получают в год более 1 млн евро. Он считает, что это «будет способом заставить богатых французов внести свой вклад в окончание экономического кризиса во Франции». По словам президента, данная мера будет действовать в течение двух лет. Олланд также указал во время часового интервью телеканалу France2, что его «первая цель состоит в остановке роста безработицы».

Естественно, что данные предложения бизнес воспринял крайне негативно (http://expert.ru/2013/03/14/prezidentskij-blin-komom/). «Я не понимаю, о чем думает президент», — заявила Лоранс Паризо, глава Объединения предпринимателей Франции. Французский экономист Томас Пикетти, эксперт по налогообложению, считает предлагаемый шаг таким же «бесполезным, как и первоначальный план». «Символичный и неэффективный, и он позволяет избежать большой проблемы, которая заключается в необходимости широкой налоговой реформы», — полагает он.

Впрочем, Олланд озвучил и позитивные изменения. Он сообщил о предстоящем снижении 60-процентного налога на прирост капитала для инвесторов, собирающихся продать свой бизнес. В результате данный налог станет «более простым и менее затратным». Кроме того, Олланд пообещал значительно упростить бумажную волокиту для ведения бизнеса. Повышение налогов всегда негативно воспринимается бизнесом, особенно в ситуации, когда предпринимателям и так нелегко, говорит аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. Скорее всего, эта непопулярная мера будет забыта, так же как и налог на физических лиц в размере 75%. Рост ВВП при повышении налогов может составить порядка 0,1% в квартал, однако негативное влияние в виде возможного оттока бизнеса из страны вполне может и перевесить этот небольшой рост. Более важным сейчас для французской экономики является повышение занятости, особенно для некоренного населения, этот шаг будет более эффективен для экономического роста, чем повышение налогового бремени.

Действительно, с точки зрения теоретической экономики в этом нет никакой необходимости, уверен директор аналитического департамента ИГ «Норд капитал» Владимир Рожанковский. Франсуа Олланд — социалист, и подобные инициативы дают пока отток знаменитых богатых людей из Франции. К Жерару Депардье, Бриджит Бордо и Алену Делону, видимо, присоединятся институционалы: Renault, Peugeot, Citroёn, Michelin, Nina Ricci и т.д.

Но президент Франции пытается преодолеть ловушку, в которую попала экономика страны, за счет чрезмерного развития социальных направлений в предыдущие годы, объясняет директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. С одной стороны, нет возможности сильно менять политику, направленную на граждан, так как это вызовет сильные волнения. С другой — необходимо соблюдать режим жесткой экономии. Кроме того, власти Франции боятся налога на физических лиц, даже на сверхдоходы, так как он вызывает массовый отток богатых граждан из страны, а следовательно, снижение налоговой базы. 

И, похоже, Олланд выбирает наиболее тяжелый для экономики вариант: давление на предприятия. К каким последствиям приведет такое решение, если будет принято, пока сказать очень сложно, но очевидно, что плюсов будет немного. Компании начнут сокращать издержки, что приведет к сокращению рабочих мест, урезанию зарплат, а в отдельных регионах Франции и к переходу на черную и серую схемы оплаты труда. 

То есть население пострадает в любом случае, но при повышении налогового бремени на предприятия сократится и база, на основе которой можно было бы вывести государство из кризиса, — занятость, производство и потребление. Франция могла бы пойти по пути Германии: потребовать от компаний сохранять рабочие места, пусть и при сокращении заработной платы, а также снизить социальные дотации. Но этот шаг было необходимо делать раньше, когда население еще было готово воспринимать жесткие нормы в обмен на возможность работать. Сейчас время упущено, и остается только искать новые пути выхода.  

Между тем бюджетная дисциплина в последние несколько месяцев во Франции действительно повысилась: социальные выплаты сокращаются, и правительство продолжает готовить ряд инициатив в этом направлении, отмечает эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. Но при этом в действиях властей есть много противоречий, что обусловлено наличием сильных внутриполитических факторов — социальная напряженность в стране крайне высока, и чиновники не могут с этим не считаться. Впрочем, полагает эксперт, судьбу Испании Франция не повторит — Париж уже начал меры, и, несмотря на то что бюджетный дефицит сокращается не так быстро, как планировалось, важен сам факт, что власти работают в этом направлении.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама