ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Мир

Стоп-кран

«Expert Online» 2013
Иллюстрация: Эксперт Online

Между Россией и Таджикистаном назревает очередной скандал. Виной всему желание российских властей снизить объем ввоза героина из Таджикистана в Россию. На сегодняшний день объемы ввозимых наркотиков достигли таких размеров, что россияне потребляют почти 20% мирового производства героина — а таджикские власти, по мнению политологов, смотрят на ситуацию сквозь пальцы.

В результате на днях российские официальные лица озвучили аж несколько методов борьбы с таджикским наркотрафиком, каждый из которых грозит Таджикистану и его гражданам серьезными убытками. Так, глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов считает, что таджикам надо быстрее запретить въезжать в Россию по национальным внутренним паспортам и обязать использовать загранпаспорт. В послании Федеральному собранию Владимир Путин обещал реализовать эту идею к 2015 году, однако чиновники говорят, что запрет может быть введен уже в этом году. Пограничники жалуются, что используемые таджиками национальные паспорта старого образца не регистрируются современными системами автоматического контроля. Виктор Иванов считает, что если таджики будут использовать загранпаспорт, то это в 30 раз снизит контрабанду наркотиков из Таджикистана.

Впрочем, есть и более радикальные предложения. Ряд политологов предлагают ввести визовый режим с республиками Средней Азии. А заместитель главы пограничной службы ФСБ Владимир Молчанов вообще предложил временно закрыть железнодорожное сообщение между Таджикистаном и Россией. Причина вполне проста: силовики называют поезда Душанбе—Москва одним из основных каналов ввоза героина в Россию. Идею «санкций» против Таджикистана и его поездов поддержал Роспотребнадзор — и, по традиции, предоставил необходимые юридические обоснования. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко проинспектировал один из прибывших в Россию таджикских поездов и отметил его крайне неудовлетворительное санитарное состояние. «Люди приезжают в нашу страну в поездах, которые не предназначены для перевозки человека… Таджикская сторона не в состоянии обеспечить соблюдения даже минимальных требований к перевозке пассажиров», — заявил он. По словам Геннадия Онищенко, нужно разрешить Роспотребнадзору «контролировать поезда как на границе, так и в пути следования по территории РФ. Это очень серьезная проблема. Нужно заставить исполнять требования с точки зрения населенности вагонов, перегруза, экипировки, все требования законодательства, которые существуют». Он также предложил таджикским властям полностью поменять подвижной состав поездов, курсирующих по маршруту Душанбе—Москва. «Они в таком состоянии, что не подлежат никакому ремонту. А если ремонтировать, то в итоге этот ремонт выйдет дороже, чем покупка нового». И под конец пригрозил, что если Душанбе не примет указанные меры, то «в пределах своих полномочий и компетенции мы будем запрещать эксплуатацию подвижного состава на территории РФ. Это означает прекращение движения».

Слухи об ужесточении процедуры въезда в Россию вызвали крайне негативную реакцию представителей таджикской диаспоры. «Люди были готовы терпеть любые лишения, но все-таки приезжать сюда работать. Впереди сельскохозяйственный сезон, их руки будут нужны. Поезд — это главная и наиболее щадящая по ценам возможность уехать в Россию», — говорит таджикская правозащитница Гавхар Джураева. По ее словам, даже заявления о возможности отмены поезда или необходимости иметь загранпаспорта для въезда в Россию уже усложнили жизнь потенциальным визитерам. «Сейчас звонят люди, которые испытывают трудности при покупке билетов даже на самолет: им сказали, что билеты не дадут без загранпаспорта... Как только сверху идет какая-то инициатива, внизу начинается самодеятельность. Только кто-то что-то сказал, сразу начинается внизу движение, которое правовым не назовешь».

Официальные представители Таджикистана не стали отрицать антисанитарию в поездах, однако указали, что раньше россияне не жаловались. «Возможно, есть определенные недостатки в работе Таджикской железной дороги. Но удивляет время появления реакции российской стороны, озабоченной состоянием таджикских поездов, — заявил таджикский визави Онищенко Ахзам Мирзоев. — Все эти поезда десятки лет при тех же санитарных условиях много лет ездили в Россию, но раньше об этом никто не говорил, все молчали». Таджики уверены, что Москва начала нынешнюю эпопею с поездом и загранпаспортами не ради борьбы с наркотиками, а с целью давления на излишне самостоятельного таджикского президента. «Это заранее запланированный механизм. Сегодня-завтра начнется предвыборная кампания в Таджикистане. Дружили они с Рахмоном 20 лет, сейчас они друг друга не устраивают. Страдать от этого будут простые люди, которые ждали, когда снег растает, чтобы на два-три месяца приехать в Россию и затем на эти деньги кормить семью год», — говорит председатель Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов. С последним утверждением, конечно, не поспоришь. Но, с другой стороны, правы и российские власти — россияне не должны страдать от того, что таджики не в состоянии обуздать своих наркоторговцев и заставить своего президента вести себя с Кремлем и российскими инвесторами как минимум цивилизованно. 

«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама